Стратегии смыслового чтения 5 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МОУО - отдел образования Волчанского городского округа
МАОУ СОШ № 23
СОГЛАСОВАНО
руководитель ШМО

УТВЕРЖДЕНО
директор МАОУ СОШ№23

________________Воронина М.В.

____________Адельфинская О.В.

протокол №1 от 31.08. 2023 г.

приказ № 256-д от 31.08. 2023 г.

МУНИЦИПАЛЬ
НОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗО
ВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗО
ВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА 23

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 23
DN: C=RU, S=Свердловская область,
STREET="улица Мичурина, дом 9",
L=город Волчанск, T=Директор,
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
23, ОГРН=1026601102000,
СНИЛС=02728642561, ИНН
ЮЛ=6614004618, ИНН=661401207552,
E=maou23volchansk@yandex.ru,
G=Ольга Валерьевна,
SN=Адельфинская,
CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 23
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: место подписания
Дата: 2023-10-14 14:43:15
Foxit Reader Версия: 9.7.0

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3520994)

учебного предмета «Стратегии смыслового чтения»
для обучающихся 5 классов

г. Волчанск 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Стратегии смыслового чтения» адресована учащимся 5
классов и является необходимым дополнением к программам всех учебных
дисциплин,

так

как

формирование

навыков

смыслового

чтения

является

стратегической линией школьного образования в целом.
Актуальность программы определена требованиями к образовательному
результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном
стандарте

основного

общего

образования

(ФГОС

ООО)

на

уровне

сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства.
В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и
критически
реализации

воспринимать информацию, компетентно использовать её при
своих

целей.

Современная

школа

призвана

формировать

функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека
максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней
функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в
расширяющемся

информационном

пространстве. Инструментальной

основой

работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого
умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который
обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в
процессе самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным
предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать
информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного
процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно
работать с текстом относится к универсальным, основополагающим и обоснованно
является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового
чтения.

2

В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы
может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию
потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом
мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание,
память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические
чувства,

волевые

качества,

навыки

самоконтроля,

интеллектуальной

самостоятельности. Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией
закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5
классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Цель программы
 формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и
интеллектуальной потребности чтении;
 формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей
достижению результативности обучения по всем предметам образовательной
программы школы;
 формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей
культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.
Задачи
 развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства,
формировать духовно-нравственные основы личности;
 вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением,
активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
 развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать
навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
 освоить

базовый

универсальным
инструментарий

понятийный
видом

аппарат,

деятельности

формирования

связанный

(названия
видов

с

чтением

видов
целевого

чтения)

как
и

чтения

3

(просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углубленного) в
работе с книгой и текстом как единицей информации;
 учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания,
интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе
 углубления базовых знаний по теории текста;
 использования приемов поиска и извлечения информации в тексте;
 использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных
стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
 использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её
дальнейшего использования;
 использования приемов организации рефлексивной деятельности после чтения
и осмысления текстов.
Формы и режим занятий
Программа деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей
практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические
основы программы даются дозированно и постигаются через практическую
деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской
компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы
проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые,
исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического
мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего
обучения и др. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся
были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности,
интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.
Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, состязание,
аукцион, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая
игра, библиотечные занятия.

4

Формы

организации

деятельности

учащихся

–

индивидуальные

и

коллективные (групповые, в парах) формы.
Режим занятий – программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года (1
раз в неделю).
Результативность освоения программы:
Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности,
характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью.
Достижениями

учащихся

являются

умения,

сформированные

в

процессе

деятельности и выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня
результативности осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения
работ, указанных в разделе «Содержание программы». Формой предъявления
результата является также участие школьников в мероприятиях, проведенных по
этому направлению внеурочной деятельности за год (целесообразно – в конце
каждой четверти).

5

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
учащиеся научатся
 осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом,
для достижения положительного результата учебной деятельности,
удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и
обогащения эмоциональной сферы личности;
 использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для
формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе
прочитанных текстов.
Метапредметные результаты:
учащиеся овладеют:
 элементарными навыками работы с книгой;
 умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий
цели

вид

чтения

(поисковый/просмотровый,

ознакомительный,

изучающий/аналитический);
 элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в
первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).
 Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут
осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и
понимание прочитанного, на основе умений:
 определять главную тему, общую цель или назначение текста;
 предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся
читательский и жизненный опыт;
 находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных
текстах);
6

 находить

в

тексте

второстепенную,

требуемую

фактическую

информацию
и

(явную):

иллюстративную,

главную
тезисную

и
и

доказательную и т.п.;
 выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе
умений:
 понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных
видах текстов;
 выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий
содержанию и общему смыслу текста;
 формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в
устной и письменной форме главное в содержании текста;
 объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
 сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты
(в несплошных текстах);
 интерпретировать

содержание:

сравнивать

и

противопоставлять

заключённую в тексте информацию разного характера, определять
причинно-следственные

и

логические

связи,

делать

выводы

из

сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;
 задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
 прогнозировать содержание текста;
 находить скрытую информацию в тексте;
 использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на
основе умений:

7

 составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
 делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с
коммуникативным замыслом;
 приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
 преобразовывать

(перекодировать)

текст,

используя

новые

формы

представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить
деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе
умений:
 откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную
в тексте, со своими представлениями о мире;
 оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в
тексте;
 использовать полученную из разного вида текстов информацию для
установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей,
объяснения, обоснования утверждений / тезисов;
 оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты:
Учащиеся получат возможность:
 использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с
текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении
интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебнопознавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования
и проектирования;
 обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на
основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.

8

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема урока

Форма организации

Электронные ресурсы

1

Умеем ли мы читать? (Виды чтения)

Вводное занятие. Беседа

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/

2

Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое,
ознакомительное) Библиотечный урок

Лекционное занятие

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/

3

Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – Беседа
узнал»)

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/

4

Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)

Лекционное занятие

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/

Практическое занятие. Игра

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/

5
С чего начинается текст? (Роль заглавия)
6

Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)

Занятие поискового характера

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/

7

Внимание к слову

Квест-игра

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/

8

Тематический конкурс чтецов

Чтение стихотворений

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/

9

Наши друзья и помощники (Словари и
справочники)

Творческая работа

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/

10

Учимся читать учебный текст (Элементы учебного
текста)

Практическое занятие

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/

11

Главное и неглавное в тексте (Виды информации в
учебном тексте)

Практические задания

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/

12

Практикум-диагностика (Тестовая работа по
применению умений работать с информацией и
выделять главную мысль)

Индивидуальная работа

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/

13

Как читать несплошной текст?

Практикум

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/

14

Шифровка и дешифровка текста

Парная работа

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/

15

Как построен текст? (Строение текстов разных
типов речи)

Групповая работа, игра

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/

16

Ролевая игра «Заседание Учёного совета
лексикографов»

Ролевая игра

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/

17

Погружение в текст

Работа с текстом

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/

18

Погружение в текст

Работа с текстом

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/

19

Диалог с текстом

Практикум

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
2

20

Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы)

Групповая работа

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/

21

Диалог с текстом (Выделение главной мысли)

Беседа

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/

22

Составление плана текста

Занятие в игровой форме

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/

23

Формирование списка книг для чтения

Творческая работа

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/

24

Создание собственных письменных материалов на
основе прочитанных текстов: отзывы о
прочитанном

Индивидуальное практическое занятие

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/

25

Учимся читать «между строк» (Скрытая
информация в тексте)

Беседа, круглый стол

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/

26

Что помогает понять текст (Перекодирование
информации: пометки, выписки, цитаты)

Индивидуальная работа

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/

27

Оценка содержания, языковых особенностей и
структуры текста

Практическая работа

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/

28

Выражение собственного мнения о прочитанном

Беседа

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/

29

Выражение собственного мнения о прочитанном и
его аргументация

Открытый микрофон

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
3

30

Достоверность и недостоверность информации в
тексте. Текст задачи «Крыжовник»

Групповая работа

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/

31

Недостающая или избыточная информация. Текст
задачи «Крыжовник»

Индивидуальная и групповая работа

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/

32

Участие в учебном диалоге при обсуждении
прочитанного или прослушанного текста

Беседа

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/

33

Сопоставление различных точек зрения на
информацию.

Работа с текстом

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/

34

Итоговое занятие. Анализ текста

Самостоятельная работа

4

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
МЕТОДИЧЕСКИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ

по

формированию

читательской

грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка
заданий на цифровой платформе Москва, 2021.
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru
Библиотека http://lib.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».