Пояснительная записка
Программа данного курса представляет систему интеллектуально развивающих занятий для обучающихся начальных классов и рассчитана
на 14 недель.
Курс рассчитан на 4 часа в неделю – 2 дня по 2 часа: группа 1-2
классы – 56 ч, группа 3-4 классы – 56 ч. Программа курса «Школа
скорочтения» реализована в рамках платных образовательных услуг.
При составлении программы использованы авторские теоретические и
практические материалы.
Значение скоростного и смыслового чтения для успешного освоения
учебного материала учащимися состоит в том, что сформированный навык
смыслового чтения на основе скорочтения является фундаментом всех
УУД и предметных действий. Через смысловое чтение формируются УУД:
поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.
Актуальность выбора определена следующими факторами: у
обучающихся часто наблюдается низкая скорость чтения, они допускают
при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги,
искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов и
испытывают трудности при слогослиянии. Это в большинстве случаев
затрудняет детям понимание прочитанного.
От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе
чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания.
От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная
работоспособность.
Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе.
Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения
обучающийся имел скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Но при
этом читал осознанно, правильно, выразительно.
Новизна представленной программы заключается в том, что ученики
имеют возможность в полной мере получить знания не только по
осмысленному чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, а
также улучшить свою речь.
Цель реализации программы: создание условий для развития
навыков рационального чтения, повышения скорости чтения и усвоения
информации.
Задачи курса:
- освоение приёмов и техник скорочтения;
- развитие памяти и внимания;
- улучшение понимания прочитанной информации;
- развитие речи;
развитие
познавательной
и
творческой
активности,
интеллектуальных способностей;
- совершенствование умения ориентироваться в постоянноменяющемся информационном потоке;
- создание комфортной обстановки для раскрытия умственных
способностей обучающихся;
- развитие навыков воображения, восприятия, умения работать и
отдыхать, переключаясь на другое задание;
- формирование практических навыков по скорочтению, умственной
и психологической деятельности;
- развитие концентрации внимания.
Основными принципами работы программы являются:
- учет современных требований;
- учет возрастных особенностей;
- доступность и последовательность;
- системность;
- эффективность;
- системно-деятельностный подход;
- управляемость образовательным процессом;
Предполагаемый результат освоения курса:
- увеличение скорости чтения;
- усвоение техник
запоминания
материала;
- улучшение качества запоминания;
- активизация высших психических функций;
- расширение поля зрения;
- освоение алгоритма рационального чтения.
Программа включает три основных направления:
Обучение детей скоростному и осознанному чтению.
Развитие зрительной и слуховой памяти.
Улучшение разговорной речи.
Методы обучения:
1.
Словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение.
2.
Наглядные: демонстрация.
3.
Практические: упражнения, выполнение графических записей.
4.
Аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование,
самоанализ, опрос.
Средства обучения:
наглядный материал: таблицы, схемы, образцы;
методическая литература: книги, журналы;
оборудование: книги, карандаши, ручки;
материалы: тексты для чтения, корректурные пробы, таблицы,
рисунки для запоминания.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате работы по программе обучающиеся должны уметь:
логически рассуждать, пользуясь приемами анализа,
сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
обоснованно делать выводы, доказывать.
максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные
в чтение;
применять новые знания и умения для организации внимания и
памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной
деятельности.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
новые знания и умения для организации внимания и памяти
для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной
деятельности;
мотивация к саморазвитию познавательных и творческих
способностей;
умение использовать техники запоминания при работе с
учебным материалом;
положительная самооценка за счѐт повышения
успешности деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
управлять своим вниманием;
использовать
технику
дыхательных
упражнений
для достижения высокой умственной работоспособности;
справляться с информационным «завалом»;
максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в
чтение.
Познавательные УУД:
выделять в тексте самое важное и необходимое;
логически рассуждать, пользуясь приемами анализа,
сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
обоснованно делать выводы, доказывать;
извлекать и анализировать информацию из различных
источников.
Коммуникативные УУД:
логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения,
обобщения, классификации, систематизации;
обоснованно делать выводы, доказывать свою точку зрения;
развивать способность взаимодействия и общения с другими
людьми за счет улучшения качества устной речи.
Основной показатель качества освоения программы –
личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего
места в детском коллективе.
Обучающиеся научатся:
сокращать время выполнения домашней работы минимум в 2
раза;
увеличивать скорость чтения в 2 и более раз;
увеличивать скорость и качество запоминания текстов;
научатся легко запоминать стихи за 10-15 минут;
научатся быстро запоминать даты, правила, определения,
словарные слова;
научатся мыслить быстрее.
Приемы и методы
Артикуляционная гимнастика; чтение слогов, текста; упражнения на
слуховую память; упражнения, развивающие боковое зрение и
отрабатывающие прямой взгляд; упражнения на концентрацию внимания;
упражнения на логическое мышление; корректурная проба.
Содержание программы
Главной задачей занятий по скорочтению является обучение детей
осмысленному чтению, улучшению зрительной и слуховой памяти и
логическому мышлению. На занятиях дети читают слоги различной
сложности, затем переходят к словам разной сложности, а затем к
отработке текстов различной сложности. Для развития памяти
используются рисунки и слова, с каждым занятием количество слов и
рисунков увеличивается.
Принципы построения занятий:
1.
От простого к сложному;
2.
Каждое занятие рассчитано на 60 мин;
3.
Наращивание темпа выполнения заданий;
4.
Смена разных видов деятельности;
5.
Упражнение на развитие артикуляции и дикции;
6.
Упражнения на внимание;
7.
Упражнения на расширение поля зрения;
8.
Чтение с указкой и карточками;
9.
Упражнения на синхронизацию обоих полушарий.
Структура занятия
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий – 2
занятия по 30 минут. Каждое занятие включает в себя упражнения разной
направленности:
1.
Упражнение на развитие артикуляции и дикции;
2.
Упражнения на внимание;
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Упражнения на расширение поля зрения;
Упражнения на синхронизацию обоих полушарий;
Упражнение на развитие зрительной памяти;
Упражнение «Корректурная проба»;
Упражнение на развитие слуховой памяти;
Чтение с указкой и карточками;
Работа со скороговорками.
Работа со слоговыми таблицами;
Работа с «Таблицами Шульте»;
Работа с текстом на время.
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся
№
п/п
Содержание материала
Кол-во
часов
Характеристика основных видов
деятельности обучающегося (на уровне
учебных действий)
1.
Развитие артикуляции и
дикции
На
каждом
занятии
произносить звуки чётко, ясно, не торопясь;
соединять
скороговорку
с
различными движениями пальцев: играем
пальцами «на пианино»; загибанием
пальцев правой и левой руки; с щелчками
пальцев левой и правой руки;
отрабатывать чистоту произнесения звуков,
для выработки правильного дыхания,
чувства ритма;
выполнять технику дыхательных
упражнений;
2.
Развитие внимания
На
каждом
занятии
внимательно читать про себя; управлять
своим вниманием; тренировать внимание;
быстро
перестраиваться,
чтобы
выполнить упражнение;
3.
Расширение
зрения
На
каждом
занятии
видеть
ясным
взором
большую
область текста;
выделять в тексте самое важное и
необходимое;
находить боковым зрением цифры;
тренировать движение глаз; расширять
горизонтальную
и
вертикальную составляющую «пятна
ясного видения»;
4.
Синхронизация обоих
полушарий
На
каждом
занятии
заставить
синхронно
работать
оба
полушария мозга;
овладеть техникой рисования двумя
руками;
быстро
считать
в уме и громко
произносить ответы;
соотносить букву-ногу и руку в ходе
выполнения упражнения;
поля
Тематическое планирование
(1-2 класс)
№
1
2-3
4-5
6-7
8-9
10-11
12-13
14-15
16-17
18-19
20-21
22-23
24
25-26
27-28
29-32
33-34
35-36
37-38
39-40
41-44
45-48
49-51
52
53
54
55
56
Тема
Вводное занятие.
Чтение простейших слогов. Работа с таблицами по цифрам и
алфавиту.
Игры с буквами. Акросхемы.
Удивительные невидимки звуки. Игра «Подскажи словечко»
Занимательные игры со словами.
Добрый ―волшебник‖ – Ударение. Попробуй изменить ударение.
Играем в прятки с буквами. Игра «Да и нет»
Разгадываем ребусы. Загадки. Шарады из слов.
Игры с буквами и словами. Игра « Первый звук потерялся»
Слова – друзья. Синонимы.
Работа с текстами на время. Отработка ускорения.
Работа с текстами, используя полную организацию внимания.
Понимание и запись под диктовку.
Работа с разными текстами, используя оперативную память.
Работа с текстом. Осмысливание. Работа с карандашом.
Текст. Осмысливание. Опорные слова.
Текст. Использование «Таблицы Шульте».
Слова – спорщики. Антонимы.
Одинаково звучащие слова. Амонимы
Эти интересные сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Когда один, когда много.
Занимательные кроссворды. Ребусы
Решаем анаграммы.
Отгадываем загадки.
Работа с карандашом и движением рук.
Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка горизонтального
движения глаз.
Работа с текстами. Доминанта. Созерцание зеленой точки.
Конструирование смысла текстов. Ассоциативная связь с понятием.
Контрольный замер скорости чтения. Определение понимания
Тематическое планирование
(3-4 класс)
№
1
2-3
4-5
6-7
8-9
10-11
12-13
14-15
16-17
18-19
20-21
22-23
24
25-26
27-28
29-32
33-34
35-36
37-38
39-40
41-44
45-47
48-50
51-52
53
54
55
Тема
Вводное занятие. Особенности традиционных методов чтения.
Чтение простейших слогов. Работа с таблицами по цифрам и
алфавиту.
Работа с текстами на время. Отработка ускорения.
Работа с текстами, используя полную организацию внимания.
Понимание и запись под диктовку.
Работа с разными текстами, используя оперативную память.
Работа с текстом. Осмысливание. Работа с карандашом.
Текст. Осмысливание. Опорные слова.
Текст. Использование «Таблицы Шульте». Поиск цифр и букв
Подготовительный этап.
Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка горизонтального
движения глаз.
Работа с текстом. Доминанта.
Работа с текстом. Созерцание зелѐной точки.
Работа с текстами, используя полную организацию внимания.
Понимание и запись под диктовку.
Чтение текстов с одновременным выстукиванием ритма.
Работа с текстами по интегральному алгоритму. Зрительное видение
названия текста, автора, основное содержание страницы.
Работа с алгоритмами и умением заполнять все блоки.
Работа с текстами. Знакомство с фильтрацией, ключевыми словами,
смысловыми рядами. Доминанта.
Работа с текстами. Знакомство с фильтрацией, формирование
доминанты.
Закрепление полученных приемов чтения.
Чтение текстов с одновременным выстукиванием ритма.
Работа с карандашом и движением рук.
Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка горизонтального
движения глаз.
Работа с текстами. Доминанта. Созерцание зеленой точки.
Конструирование смысла текстов. Ассоциативная связь с понятием.
Чтение текстов, используя «Метод штурма» и вертикальные линии.
Работа с текстами. Два способа организации внимания.
Непроизвольное внимание.
Работа с текстами. Два способа организации внимания.
Произвольное внимание.
Работа с текстом, используя оперативную память, осмысливание
текстов.
56
Контрольный замер скорости чтения. Определение понимания
прочитанного. Работа с двухминутным текстом.