Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №23
Волчанского городского округа
СОГЛАСОВАНО
руководитель ШМО начальных классов
УТВЕРЖДЕНО
директор МАОУ СОШ №23
__________ Самойлова Н.А.
протокол № 1 от 29.08. 2023 г.
__________ Адельфинская О.В.
приказ № 248-д от 29.08.2023 г.
Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23
DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET="улица
Мичурина, дом 9", L=город Волчанск, T=Директор,
АВТОНОМНОЕ
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23,
ОГРН=1026601102000, СНИЛС=02728642561,
ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
OID.1.2.643.100.4=6614004618, ИНН=661401207552,
E=maou23volchansk@yandex.ru, G=Ольга Валерьевна,
СРЕДНЯЯ
SN=Адельфинская, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА № 23
Основание: я подтверждаю этот документ
АЯ ШКОЛА № 23
Местоположение:
Дата: 2023-10-23 18:11:30
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
начальное общее образование
1-4 классы
на 2023-2024 учебный год
Составитель:
ШМО учителей начальных классов
г. Волчанск, 2023 год
Пояснительная записка
Данная программа курса внеурочной деятельности «Подвижные игры» разработана в
соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (утверждён Приказом
Министерства
просвещения
Российской
Федерации № 286 от 31 мая 2021 г.);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.364820-20. «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
и с учётом федеральной образовательной программы начального общего образования
МАОУ СОШ №23.
Рабочая программа курса «Подвижные игры» реализует спортивнооздоровительное направление внеурочной деятельности на уровне начального общего
образования и нацелена на создание основ для формирования, сохранения и укрепления
здоровья младших школьников, формирования культуры здорового образа жизни.
Цель программы: создание наиболее благоприятных условий для формирования
у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных
путей в достижении успеха.
Задачи программы:
- укреплять здоровье учащихся, приобщать их к занятиям физической культурой и
здоровому образу жизни, содействать гармоническому, физическому развитию;
- обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- воспитывать
дисциплинированность,
доброжелательное
отношение
к
одноклассникам, формировать коммуникативные компетенции.
Основные содержательные линии программы:
- современные подвижные игры;
- современные подвижные игры;
- русские народные игры и забавы;
- русские игровые традиции.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею
положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме,
улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации
приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз
одни и те же движения, не замечая усталости, что приводит к развитию выносливости.
Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для
всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке
взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем
необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в
игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности,
умения справляться с отрицательными эмоциями. В подвижных играх ребенку
приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой
неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения
возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности,
инициативы, творчества, сообразительности.
Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об
окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные
действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц,
насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В
процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т.д.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики.
Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный
характер. В народных играх много юмора, шуток, задора; движения точны и образны;
часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами заманчивыми и любимыми
младшими школьниками считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою
художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший
неповторимый игровой фольклор.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 1-4-х классов. На реализацию
программы отводится:
в 1-х классах: 66 часов в год из расчета 2 часа в неделю;
во 2-х классах: 68 часов в год из расчета 2 часа в неделю;
во 3-4 классах: 34 часа в год из расчета 1 час в неделю в рамках внеурочной
деятельности, согласно Плану внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 23 .
Содержание программы
Элементы содержания
С целью подготовки организма школьников к
предстоящей физической нагрузке в начале каждого
занятия проводятся ходьба, бег в медленном темпе,
общеразвивающие упражнения.
С целью более эффективного подведения
организма школьников к предстоящим физическим
нагрузкам
упражнения
следует
подбирать
в
соответствии с характером предстоящей работы.
Комплексы упражнений выполняются во время
ходьбы сразу после окончания бега. Сначала следуют
упражнения,
способствующие
восстановлению
нормального
дыхания,
затем
упражнения,
включающие в работу большие группы мышц. В конце
комплекса используются упражнения, по характеру
выполнения близкие тем, которые планируются в
основной части занятий.
Основное время отводится на игры. Проводится
несколько организованных игр или игровых заданий
на воспитание того или иного физического качества и
совершенствование двигательного навыка. При
проведении игр и эстафет в течение занятия должна
Виды деятельности
обучающихся
Игровая
деятельность
Спортивнооздоровительная
деятельность
Форма
организации
деятельности
обучающихся
Беседа, практика,
подвижная игра.
соблюдаться
определенная
последовательность.
Вначале проводятся
игры, направленные на
закрепление и совершенствование двигательных
навыков, когда обучающиеся могут лучше выполнять
и анализировать сложные двигательные действия.
Затем следуют игры, направленные на воспитание
физических качеств.
В заключительной части занятия проводятся
ходьба, игры на внимание с целью снижения
физической нагрузки и подготовки школьников к
следующим занятиям.
Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Подвижные игры»
является формирование
следующих умений:
целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;
способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять
на себя ответственность;
развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на
основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные
и физические ресурсы стрессоустойчивости;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
планирование общей цели и пути её достижения;
распределение функций и ролей в совместной деятельности;
конструктивное разрешение конфликтов;
осуществление взаимного контроля;
оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых
коррективов;
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей
и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания
нового,
более
совершенного
результата.
2. Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить дополнительную информацию по
содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои
правила игры на основе знакомых игр;
устанавливать
причинно-следственные
связи.
3. Коммуникативные УУД:
взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в
командных видах игры);
адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных
коммуникативных задач;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности
является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений,
высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое,
интеллектуальное развитие.
двигательная подготовленность как важный компонент здоровья учащихся;
развитие физических способностей;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни;
развитие психических и нравственных качеств;
повышение социальной и трудовой активности;планировать занятия физическими
упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств
физической активности;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Тематическое планирование
1 класс
№ п.п.
Тема занятия
Кол-во
часов
1.
1
2
Беседа, практика
1
Беседа
1
Беседа
2
Беседа, практика
6.
Здоровый образ жизни. Кого мы можем считать
здоровым человеком.
Здоровье в порядке - спасибо зарядке! Комплекс
упражнений утренней гимнастики.
Личная гигиена: Что такое гигиена. Правила
личной гигиены.
Профилактика травматизма. Инструкция по ТБ.
Цели и задачи курса.
Нарушение осанки. Упражнения для укрепления
осанки.
«Мяч по кругу»
Форма организации
деятельности
обучающихся
Беседа
2
Подвижная игра
7.
«Поймай рыбку»
2
Подвижная игра
8.
«Цепи кованы»
2
Подвижная игра
9.
Профилактика травматизма. Инструкция по ТБ.
1
Беседа
10.
«Змейка на асфальте»
2
Подвижная игра
11.
«Бег с шариком»
2
Подвижная игра
12.
«Нас не слышно и не видно»
2
Подвижная игра
13.
«Третий лишний»
2
Подвижная игра
14.
«Ворота»
2
Подвижная игра
15.
«Чужая палочка»
2
Подвижная игра
16.
«Белки, шишки и орехи»
2
Подвижная игра
17.
1
Беседа
2
Практика
19.
Профилактика травматизма. Правила поведения
на спортивной площадке, правила поведения в
команде.
Нарушение осанки. Упражнения для укрепления
осанки.
«След в след»
2
Подвижная игра
20.
Эстафета
2
Подвижная игра
2.
3.
4.
5.
18.
21.
«Мишень»
2
Подвижная игра
22.
«С кочки на кочку»
2
Подвижная игра
23.
«Без пары»
2
Подвижная игра
24.
«Веревочка»
2
Подвижная игра
25.
«Плетень»
2
Подвижная игра
26.
1
Беседа
27.
Профилактика травматизма. Правила поведения в
команде. Правила ТБ.
Весёлые старты
1
Подвижная игра
28.
«Следопыт»
2
Подвижная игра
29.
«Болото»
2
Подвижная игра
30.
«Цапля»
2
Подвижная игра
31.
«Кто больше»
2
Подвижная игра
32.
«Успевай, не зевай»
2
Подвижная игра
33.
«День и ночь»
2
Подвижная игра
34.
«Наперегонки парами»
2
Подвижная игра
35.
«Ловушки-перебежки»
2
Подвижная игра
36.
«Вызов номеров»
2
Подвижная игра
37.
Эстафета
1
Подвижная игра
ИТОГО:
66 часов
Тематическое планирование
2 класс
Тема
Кол-во
часов
2
2
Беседа, практика
3.
Здоровый образ жизни. Кого мы можем считать
здоровым человеком
Здоровье в порядке - спасибо зарядке! Комплекс
упражнений для утренней гимнастики.
Личная гигиена. Правила личной гигиены
Формы организации
деятельности
обучающихся
Беседа
2
Беседа, практикум
4.
Профилактика травматизма. Правила по ТБ
1
Беседа
5.
2
Беседа. практика
6.
Нарушение осанки. Упражнения для укрепления
осанки.
«Двенадцать палочек»
2
Подвижная игра
7.
«Катание яиц»
2
Подвижная игра
8.
«Чижик»
2
Подвижная игра
9.
Профилактика травматизма. Правила по ТБ
2
Беседа
10.
«Пустое место»
2
Подвижная игра
11.
«Городки»
2
Подвижная игра
12.
«Пятнашки»
2
Подвижная игра
№ п.п.
1.
2.
13.
Командные игры на выносливость.
2
Подвижная игра
14.
«Волки и овцы»
2
Подвижная игра
15.
«Намотай ленту»
2
Подвижная игра
16.
«Лапта»
2
Подвижная игра
17.
«Без соли соль»
2
Подвижная игра
18.
«Чет-нечет»
2
Подвижная игра
19.
«Серый волк»
2
Подвижная игра
20.
«Ловись, рыбка, большая и маленькая»
2
Подвижная игра
21.
Профилактика травматизма. Правила по ТБ
1
Беседа
22.
Нарушение осанки
2
Практика
23.
«Платок»
2
Подвижная игра
24.
«Кто боится колдуна?»
2
Подвижная игра
25.
«Догонялки на санках»
2
Подвижная игра
26.
«Лучники»
2
Подвижная игра
27.
«Волк»
2
Подвижная игра
28.
«Камнепад»
2
Подвижная игра
29.
«Шаровки»
2
Подвижная игра
30.
«Горелки»
2
Подвижная игра
31.
«Штандер»
2
Подвижная игра
32.
«Рыбки»
2
Подвижная игра
33.
«Бабки»
2
Подвижная игра
34.
«Казаки-разбойники»
2
Подвижная игра
35.
Эстафета
2
Подвижная игра
68 часов
ИТОГО:
Тематическое планирование
3 класс
1
1
Беседа, практика
3
Здоровый образ жизни. Кого мы можем считать
здоровым человеком
Здоровье в порядке- спасибо зарядке! Комплекс
упражнений утренней гимнастики.
Личная гигиена. Правила личной гигиены
Форма организации
деятельности
обучающихся
Беседа
1
Беседа
4
Профилактика травматизма. Правила по ТБ
1
Беседа
5
1
Беседа, практика
6
Нарушение осанки. Упражнения для укрепления
осанки
«Щука»
1
Подвижная игра
7
«Водяной»
1
Подвижная игра
№ п.п.
1
2
Тема
Кол-во
часов
8
«Третий лишний»
1
Подвижная игра
9
«Hа золотом крыльце сидели…»
1
Подвижная игра
10
«Кандалы»
1
Подвижная игра
11
«Ворота»
1
Подвижная игра
12
«Слон»
1
Подвижная игра
13
«Козел»
1
Подвижная игра
14
«Лягушки и цапля»
1
Подвижная игра
15
«Волк во рву»
1
Подвижная игра
16
«Прыгуны»
1
Подвижная игра
17
«Лошади»
1
Подвижная игра
18
Профилактика травматизма. Правила по ТБ
1
Беседа
19
«Птички и клетка»
1
Подвижная игра
20
«Северный и южный ветер»
1
Подвижная игра
21
«Бой петухов»
1
Подвижная игра
22
«Караси и щука»
1
Подвижная игра
23
«Лиса в курятнике»
1
Подвижная игра
24
«Река и ров»
1
Подвижная игра
25
«Горячая картошка»
1
Подвижная игра
26
«Заяц без логова»
1
Подвижная игра
27
«Подвижная цель»
1
Подвижная игра
28
Профилактика травматизма. Правила по ТБ
1
Беседа
29
«Бредень»
1
Подвижная игра
30
«Заколдованный замок»
1
Подвижная игра
31
«Али-баба»
1
Подвижная игра
32
«Два Мороза»
1
Подвижная игра
33
«Жар-птица»
1
Подвижная игра
34
«Перетягивание воза»
1
Подвижная игра
ИТОГО:
34 часа
Тематическое планирование
4 класс
№
п.п.
1
2
3
Тема
Здоровый образ жизни. Кого мы можем считать
здоровым человеком
Здоровье в порядке- спасибо зарядке! Комплекс
упражнений для утренней гимнастики
Личная гигиена. Правила личной гигиены.
Кол-во
часов
1
Форма организации
деятельности
обучающихся
Беседа
1
Беседа, практика
1
Беседа
4
Профилактика травматизма. Правила по ТБ
1
Беседа
5
1
Беседа, практика
6
Нарушение осанки. Упражнения для укрепления
осанки
«Зазывалки»
1
Подвижная игра
7
«Жребий»
1
Подвижная игра
8
«Волки во рву»
1
Подвижная игра
9
«Волки и овцы»
1
Подвижная игра
10
«Медведь и вожак»
1
Подвижная игра
11
«Водяной»
1
Подвижная игра
12
«Невод»
1
Подвижная игра
13
«Чехарда»
1
Подвижная игра
14
«Птицелов»
1
Подвижная игра
15
«Жмурки»
1
Подвижная игра
16
Профилактика травматизма. Правила по ТБ
1
Беседа
17
«Дуга»
1
Подвижная игра
18
«Кот и мышь»
1
Подвижная игра
19
«Ляпка»
1
Подвижная игра
20
«Заря»
1
Подвижная игра
21
«Гуси»
1
Подвижная игра
22
«Удар по веревочке»
1
Подвижная игра
23
«Зайки»
1
Подвижная игра
24
«Прыганье со связанными ногами»
1
Подвижная игра
25
«У медведя во бору»
1
Подвижная игра
26
«Гуси»
1
Подвижная игра
27
«Бой петухов»
1
Подвижная игра
28
«Переездной конь»
1
Подвижная игра
29
«Зелёная репка»
1
Подвижная игра
30
«Дударь»
1
Подвижная игра
31
«Капустка»
1
Подвижная игра
32
«Солнышко»
1
Подвижная игра
33
«В круги»
1
Подвижная игра
34
«Медом или сахаром»
1
Подвижная игра
ИТОГО:
34 часа