Рабочая программа по внеурочной деятельности Юные инспектора дороги НОО 4 классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №23
Волчанского городского округа

СОГЛАСОВАНО
руководитель ШМО
начальных классов

УТВЕРЖДЕНО
директор МАОУ СОШ №23

____________ Самойлова Н.А.
протокол № 1 от « 29» августа 2023 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТ
ЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТ
ЕЛЬНАЯ ШКОЛА №
23

_____________ Адельфинская О.В.
приказ № 256-д от «31» августа 2023 г.

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23
DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET="улица Мичурина, дом
9", L=город Волчанск, T=Директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23,
ОГРН=1026601102000, СНИЛС=02728642561,
OID.1.2.643.100.4=6614004618, ИНН=661401207552,
E=maou23volchansk@yandex.ru, G=Ольга Валерьевна,
SN=Адельфинская, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23
Основание: я подтверждаю этот документ
Местоположение:
Дата: 2023-10-30 12:31:02

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Юные инспектора дороги»
начальное общее образование
4 классы
на 2023-2024 учебный год

Составитель:
ШМО учителей начальных классов

г. Волчанск, 2023 г.

Пояснительная записка
Данная программа курса внеурочной деятельности «Юные инспекторы дороги» разработана в
соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования
(утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31 мая
2021 г.);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.364820-20. «Санитарно-эпидемиологические требования
к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской
Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах»
и с учётом федеральной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ
№23.
Данная программа направлена на формирование у детей культуры поведения на дорогах,
гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни
окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе
автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм
поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и
навыки пропагандисткой работы.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет
сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна
поддержать идею городского общественного движения «Юные инспекторы дороги», целью которого
является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного
травматизма.
Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного
образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Реализация программы
рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 часа в неделю (68 часов в год). Отряд ЮИД состоит из
обучающихся 4-х классов.
Их активная деятельность, прежде всего, направлена на помощь классным руководителям в обучении
ПДД учащихся начальной школы.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и
интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся.
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических
знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.

Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков
безопасного поведения на улицах и дорогах

Задачи программы:
• Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения, осознанное к ним
отношения;
• Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
• Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
• Повысить интерес школьников к велоспорту;
• Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
• Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах.
• Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.
Развитие значимых для данной деятельности личностных
качеств:
 самостоятельности в принятии правильных решений;
 убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения,

как необходимого элемента сохранения своей жизни;
 внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;
 здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического самосовершенства.

Содержание программы
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
Тема 1.
Введение в образовательную программу курса.
Теория.
Цели, задачи отряда ЮИД. Утверждение плана работы. Организационные вопросы (структура
отряда, положение, обязанности). Инструктаж по ТБ. Оформление уголка.
Маршрутный лист «Безопасная дорога в школу и домой».
Практика.
Оформление уголка по безопасности ДД. Составление маршрутного листа «Безопасная дорога в
школу и домой».
Тема 2.
История правил дорожного движения.
Теория.
История
и
развитие
Правил
дорожного движения.
светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…
Практика.
Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.

Информация о

первом

Тема 3.
Изучение правил дорожного движения.
Теория.
Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей,
велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных
происшествий.
Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.
Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.
Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты.
ПДД для пешеходов – правостороннее движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей
части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки.
Средства регулирования движения. Знаки.
ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки,
правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимо-вежливые отношения пассажиров и
водителя.
Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.
Знаки приоритета. Предписывающие знаки.
Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.
Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная
дороги. «Правило правой руки».
Специальные транспортные средства, оборудованные маячками разных цветов и специальными
звуковыми сигналами.
Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков.
Регулируемые перекрестки.
ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп
велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств.
Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.
Дорожные ловушки.
Причины ДТП.
Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.

Тема 4.
Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.
Теория.
Раны, их виды, оказание первой помощи.
Вывихи и оказание первой медицинской помощи.
Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.
Виды повязок и способы их наложения.
Обморок, оказание помощи.
Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.
Транспортировка пострадавшего.
Обморожение. Оказание первой помощи.
Практика.
Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой
помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке.
Транспортировка пострадавшего.
Тема 5.
Вождение велосипеда.
Теория. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка.
Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом
световыми приборами и рукой. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. Движение
групп велосипедистов.
Практика. Препятствия (прохождение трассы):
- змейка;
- восьмерка;
- качели;
- ворота с подвижными стойками;
- скачок;
- коридор из коротких досок.













Планируемые результаты.
Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной
помощи;
Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного
мастерства;
Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном
транспорте,в случаях чрезвычайных ситуаций;
Формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;
Формирование у детей желания вести работу по профилактике дорожно-транспортного
травматизма и навыков пропагандисткой работы;
Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков.
Достигнутый уровень усвоения информации определяется не только системой опроса
учащихся, нои по их реальному поведению на дороге, а также при самостоятельном разборе
различных дорожных ситуаций.
В процессе изучения программы у учащихся будут сформированы:
личностные УУД:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе;
установка на здоровый образ жизни;
способность к самооценке.
регулятивные УУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
способность принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности, поиска способов её
осуществления;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
устанавливать причинно-следственные связи
познавательные УУД:
 осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
 проводить сравнение, и классификацию по заданным критериям;
 ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе
изучения данной темы, определять круг своего незнания;
 отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную
информацию в разных источниках;
 подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план;
 наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
коммуникативные УУД:
 участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на
события,поступки;
 оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных
речевыхситуаций;
 читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных
книг,понимать прочитанное
 выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
 не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций
предметные УУД:
учащиеся должны знать
 название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;
 дорожную разметку на проезжей части и в местах остановок маршрутных транспортных средств;
 условия, обеспечивающие безопасность пешеходу на дорогах в населённых пунктах и вне
населённых пунктов (загородных дорогах);
 опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в микрорайоне или городе в целом;
 значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
 виды автомашин специального назначения и особенность их движения;
 виды перекрёстков;
 значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств: звуковые, световые, рукой;
 наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;
должны уметь

выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при
переходепроезжей части дороги, железнодорожного переезда;
 определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома;
 пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения пассажиров 
при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного транспорта;
 выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке маршрутных транспортных
средств;
 выполнять требования сигналов водителей транспортных средств.




В тематический план включен следующий материал:
1. Правила дорожного движения:
•
общие положения;
•
обязанности пешеходов;
•
сигналы светофора;
•
правила для водителей;
•
дорожные знаки;
•
практические занятия.
2. Основы доврачебной медицинской помощи:
• общие принципы оказания доврачебной помощи;
• техника наложения повязок;
•
первая помощь при общих ранениях;
•
первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей;
•
первая помощь при несчастных случаях;

•
первая помощь при ожогах и отморожениях;
•
транспортировка при различных видах травм.
3. Фигурное вождение вело- транспортных средств.

Тематическое планирование
№

Тема

1. Введение
1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство детей с Положением об отряде ЮИД.
Оформление уголка отряда ЮИД.

Количес
тво
часов

Форма организации
деятельности
обучающихся

2

Беседа, оформление
уголка, проведение
пятиминуток по ПДД во
время классных часов в
1 – 4 классах
Конкурс маршрутных
листов для 1 – 4
классов, рейд по
проверке маршрутных
листов
Пешая экскурсия по
городу с изучением
дорожных знаков и
разметки

2

Составление маршрутных листов "Безопасная дорога в
школу и домой".

2

3

Город, в котором с тобой мы живем, можно по праву
сравнить с букварем!

1

2. История правил дорожного движения
3
История и развитие Правил дорожного движения.

4
5

Праздник «Посвящение первоклассников в юные
пешеходы»
ПДД. Общие положения. Знакомство с мультсборником
по ПДД

3. Изучение правил дорожного движения
6
Как правильно переходить дорогу. Разбор
конкретных ситуаций
7
Обязанности пешеходов и обязанности
пассажиров
8
Транспорт, каким ты был раньше?

1

2
2

Просмотр
мультсборника,
викторина, проведение
пятиминуток по ПДД

1

Беседа, практикум

1

Беседа, выпуск
листовок
Изготовление поделок
«Транспорт будущего»
Проведение
пятиминуток по ПДД
Игра «поле чудес» по
ПДД
Беседа, настольная
игра
Акция «Родительский
патруль»
Викторина «Добрая
дорога детства»

2

9

Безопасные осенние школьные каникулы

1

10

2

14

Правила поведения в общественном
транспорте. Ожидание общественного транспорта
Дорога, её элементы и правила поведения на
дороге. Правила движения пешеходов вдоль дорог
Организация и проведение акции «Пропусти
пешехода»
Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей,
трамвайных путей, разделительной
полосы, пешеходной и велосипедной дорожек
Виды перекрестков. Правила перехода перекрестка

15
16

Перекрестки микрорайона школы. Я у перекрестка
Линейка «Всемирный День памяти жертв ДТП»

1
1

11
12
13

Беседа, просмотр
видеоучебника
«простые правила»
Праздник

1
1
2

1

Беседа, обновление
материала на стендах по
ПДД
Практикум
Линейка

17

Организация и проведение акции «Пристегнись!»

1

18

1

19

История дорожных знаков. Назначение и роль дорожных
знаков в регулировании дорожного движения. Места
установки дорожных знаков
Дорожные знаки и их группы. Запрещающие знаки

20
21

Предупреждающие знаки
Знаки приоритета

1
2

22
23

Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний
Безопасная зимняя дорога. Безопасные зимние
каникулы
Информационные знаки. Знаки сервиса
Веселые старты « Знай правила дорожного движения,
как таблицу умножения»
Безопасные места для детей. Где можно и где нельзя
играть? Акция «Безопасные горки»
История светофора. Сигналы светофора. Виды
светофоров
Транспортные светофоры.
Меры ответственности пешеходов и водителей
за нарушение ПДД.
Правила ГАИ – правила твои.

1
1

24
25
26
27
28
29
30

1

1
1
2
1
1
1
3

Подготовка и проведения акции «Знает вся моя
семья, знаю ПДД и я».
4. Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи
Основные требования при оказании ПМП при ДТП.
32
Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Интересное о неизвестном. Виды кровотечений.
33
Способы наложения повязок. Практикум с врачом
Переломы, их виды. Оказание первой помощи
34
пострадавшему.
Обморок, обморожение. Оказание первой помощи.
35
Правила оказания первой помощи при солнечном и
тепловом ударах.
36
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.
Транспортировка пострадавшего,иммобилизация
Подготовка и проведение викторины «Эрудиты
37
основ безопасности жизнедеятельности»
Безопасные весенние школьные каникулы
38

2

Изготовление листовок по ПДД. Школьный конкурс
стенгазет по ПДД
Подготовка и участие в муниципальном смотре40
конкурсе «Лучший отряд ЮИД»
5. Вождение велосипеда
Езда на велосипеде, технические требования,
41
предъявляемые к велосипеду. Экипировка
Правила движения велосипедистов. Подача
42
предупредительных сигналов велосипедистом
световыми приборами и рукой
Правила проезда велосипедистами пешеходного
43

2

31

39

Акция «Родительский
патруль»
Игра-соревнование
Проведение
пятиминуток по ПДД
Беседа
Конкурс рисунков
«Придумай свой знак»
«Час игры»
Проведение
пятиминуток по ПДД
Игра «Собери знак»
Игра-соревнование
Акция, проведение
пятиминуток по ПДД
Конкурс поделок «Мой
друг Светофор!»
Беседа
Беседа, проведение
пятиминуток по ПДД
Викторина,
интеллектуальная игра
по классам, участие в
акциях «Родительский
патруль», «Письмо
водителю»
Семейная игра

1

Беседа, практикум
«Собери аптечку»
Беседа, практикум

1

Беседа, практикум

1

Беседа, просмотр
видеосюжетов

1

Беседа, практикум

2

Викторина

1

Проведение
пятиминуток по ПДД
Изготовление листовок,
газет
Смотр-конкурс

1

3

1
1
1

Беседа, просмотр
видеосюжетов
Беседа, настольные
игры по ПДД
Разработка памятки

44
45
46
47

перехода. Составление памятки «Юному
велосипедисту».
Практикум «Безопасная езда на велосипеде. Полоса
препятствий»
Конкурс «Безопасное колесо»
Подготовка и проведение недели безопасности
дорожного движения «Внимание – дети!»
Подготовка выступления отряда с темой «Мои
безопасные летние каникулы!»
ИТОГО:

1

Практикум

1
3

Конкурс
Игры, конкурсы,
викторины
Выступление
агитбригады

1
66
часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».