Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №23
Волчанского городского округа
СОГЛАСОВАНО
руководитель ШМО начальных классов
УТВЕРЖДЕНО
директор МАОУ СОШ №23
__________ Самойлова Н.А.
протокол № 1 от 29.08. 2023 г.
__________ Адельфинская О.В.
приказ № 248-д от 29.08.2023 г.
Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23
DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET="улица
АВТОНОМНОЕ
Мичурина, дом 9", L=город Волчанск, T=Директор,
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23,
ОГРН=1026601102000, СНИЛС=02728642561,
ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
OID.1.2.643.100.4=6614004618, ИНН=661401207552,
E=maou23volchansk@yandex.ru, G=Ольга Валерьевна,
СРЕДНЯЯ
SN=Адельфинская, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23
Основание: я подтверждаю этот документ
Местоположение:
АЯ ШКОЛА № 23
Дата: 2023-10-23 18:12:00
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Футбол»
начальное общее образование
3-4 классы
на 2023-2024 учебный год
Составитель:
ШМО учителей начальных классов
г. Волчанск, 2023 год
Пояснительная записка
Данная программа курса внеурочной деятельности «Футбол» разработана в
соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (утверждён Приказом Министерства просвещения
Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021 г.);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.364820-20.
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
и с учётом федеральной образовательной программы начального общего
образования МАОУ СОШ №23.
Данная рабочая программа направлена на содействие улучшению здоровья
учащихся и на этой основе обеспечения нормального физического развития
растущего организма и разностороннюю физическую подготовленность.
Целью занятий являются: приобретение учащимися необходимых знаний,
умений, навыков для самостоятельного использования физических
упражнений, закаливающих средств и гигиенических требований с целью
поддержания высокой работоспособности во всех периодах жизни; воспитания
навыков для самостоятельных занятий и умения вести здоровый образ жизни;
развивать физические качества, необходимые для овладения игрой мини –
футбол, придерживаться принципов гармоничности,
оздоровительной
направленности учебного процесса.
Данная программа направлена на привитие учащимся умения правильно
выполнять основные технические приемы и тактические действия, обеспечение
разносторонней физической подготовки. Программа призвана подготовить
детей к сдаче учебных нормативов по физической и технической подготовке в
соответствии с их возрастом, сообщить элементарные теоретические сведения и
в конечном итоге подготовить учащихся для зачисления на учебнотренировочный этап многолетней подготовки юных футболистов
В учебной группе решаются определённые задачи: укрепление здоровья
и закаливание организма; привитие интереса к систематическим занятиям
мини-футболом; обеспечение всесторонней физической подготовки с
преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений;
овладение основами технических приёмов, которые наиболее часто и
эффективно применяются в игре, и основами индивидуальной, групповой и
командной тактики игры в мини-футбол; освоение процесса игры в
соответствии с правилами мини-футбола; изучение элементарных
теоретических сведений о личной гигиене, истории футбола, технике и тактике,
правил игры в мини- футбол.
Изучение теоретического материала осуществляется в форме 15 – 20минутных бесед, которые проводятся, как правило, в начале занятий (как часть
комплексного занятия).
В ходе практических занятий учащиеся группы
получат элементарные навыки судейства игр по футболу и мини-футболу и
первичные навыки инструктора-общественника.
Практические занятия по обучению судейству начинаются в группе после
того, как усвоены основные правила игры. Обучение судейству осуществляется
во время проведения двухсторонних учебных, тренировочных игр и
соревнований. Задача инструкторской практики – научить подавать строевые
команды, правильно показывать и объяснять простейшие упражнения.
Практические занятия по физической, технической и тактической
подготовке проводятся в форме игровых занятий по общепринятой методике.
Физическая подготовка направлена на развитие физических способностей
организма, ей в занятиях отводится значительное место. Выделяют общую и
специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка
предусматривает всестороннее развитие физических способностей, специальная
– развитие качеств и функциональных возможностей, специфичных для
футболистов.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 3-4-х классов. На
реализацию программы отводится: 68 часов в год из расчета 2 часа в неделю в
рамках внеурочной деятельности, согласно Плану внеурочной деятельности
МАОУ СОШ № 23.
Содержание курса
Теоретическая подготовка
Физическая культура и спорт в России. Важнейшие решения
Российского правительства по вопросам развития физической культуры и
спорта. Массовый характер Российского спорта.
Рост спортивных достижений Российских спортсменов. Значение
выступлений Российских спортсменов за рубежом для укрепления мира и
дружбы между народами. Единая спортивная классификация и её значение для
развития спорта в России.
Развитие футбола в России. Федерация футбола России. Обзор
соревнований по футболу: первенство и кубок России среди команд мастеров.
Международные соревнования с участием Российских команд. Лучшие
Российские команды, тренеры, и футболисты.
Врачебный контроль. Задачи врачебного контроля над занимающимися
физической культурой и спортом. Значение и содержание самоконтроля.
Объективные данные самоконтроля: масса, динамометрия, спирометрия, пульс.
Субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность,
утомляемость, настроение. Дневник самоконтроля. Причины травм на занятиях
по мини-футболу и их предупреждение.
Правила игры, организация и проведение соревнований по минифутболу. Изучение правил игры и пояснений к ним. Обязанности судей. Выбор
места судей при различных игровых ситуациях. Замечания, предупреждения и
удаления игроков с поля.
Общая и специальная физическая подготовка.
Общеразвивающие упражнения без предметов. Маховые упражнения,
круговые вращения рук в сочетании с движениями ног и туловища. Разгибание
рук в упоре лёжа. Круговые движения туловищ, повороты и наклоны с
одноимёнными движениями рук и ног, разноимённые движения на
координацию. Отведение, приведение и маховые движения ноги вперёд, в
стороны, назад.
Упражнения с набивным мячом (1 кг.). Броски набивного мяча одной и
двумя руками через голову. Поднимание и опускание прямых ног с мячом,
зажатым между ступнями, в положении лёжа на спине.
Акробатические упражнения. Кувырок вперёд. Кувырок назад в упор
стоя ноги врозь из упора присев, из седа, из основной стойки. Стойка на голове
из упора присев толчком двух ног. Стойка на руках толчком одной и махом
другой ноги. Переворот в сторону.
Легкоатлетические упражнения. Бег 30 м. на скорость. Повторный бег
до 3 х 30 м., до 2 х 60 м. Бег медленный до 10 мин. Бег по пересечённой
местности (кросс) до 800 м. Бег 200 и 500 м.
Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжки в длину с
разбега способом «согнув ноги».
Метание малого мяча по коридору шириной 10 м. на дальность с разбега.
Подвижные игры. Игры с бегом на скорость, с прыжками в высоту и
длину, с метаниями мяча на дальность и в цель.
Спортивные игры. Баскетбол. Ручной мяч.
Специальные упражнения для развития быстроты. Бег на 10 – 15 м. из
различных стартовых положений – сидя, бега на месте, лёжа.
Ускорения на 15, 30 м. без мяча и с мячом. Бег прыжками. Бег с
изменением направления до 180º. Бег боком и спиной вперёд (наперегонки).
Обводка стоек . Рывок с мячом .
Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега
вверх, стараясь достать высоко подвешенный мяч ногой, головой; то же,
выполняя в прыжке поворот до 180º. Прыжки вверх с места и разбега, выполняя
удары по мячам, подвешенным на различной высоте. Эстафеты с элементами
акробатики.
Техническая подготовка.
Удары по мячу ногой. Удары серединой и внешней частью подъёма по
неподвижному и катящемуся мячу. Удары подъёмом по прыгающему и
летящему мячу. Удары носком, пяткой (назад). Выполнение всех ударов по
мячу, придавая ему различную по крутизне траекторию полёта и различное
направление полёта. Удары в единоборстве. Удары на точность и дальность.
Удары по мячу головой. Удары боковой частью лба без прыжка и в
прыжке, с места и с разбега. Удары серединой и боковой частью лба в прыжке с
пассивным сопротивлением. Удары на точность.
Остановка мяча. Остановка подошвой, внутренней стороной стопы
катящегося и опускающегося мяча. Остановка грудью летящего мяча.
Остановка мяча изученными способами, находясь в движении, с последующим
ведением или передачей мяча.
Ведение мяча. Ведение серединой подъёма и носком. Ведение мяча всеми
изученными способами, увеличивая скорость движения.
Обманные движения (финты). Обучение финтам: при ведении показать
остановку мяча подошвой (без касания или с касанием мяча подошвой) или
удар пяткой назад – неожиданным рывком вперёд уйти с мячом; быстро
отвести мяч подошвой под себя – рывком с мячом уйти вперёд; при ведении
неожиданно остановить мяч и оставить его партнёру, который движется за
спиной, а самому без мяча уйти вперёд, увлекая соперника («скрещивание»).
Выполнение обманных движений в единоборстве.
Отбор мяча. Обучение умению выбрать момент для отбора мяча,
выполняя ложные движения и вызывая соперника, владеющего мячом, на
определённые действия с мячом. Техника игры вратаря. Ловля катящегося и
летящего на различной высоте мяча на выходе из ворот без падения, с
падением, в броске. Ловля опускающегося мяча.
Отбивание (в сторону, за линию ворот) ладонями, пальцами рук в броске
мячей, летящих и катящихся в сторону от вратаря. Перевод мяча через
перекладину ворот ладонями (двумя, одной) в прыжке.
Броски мяча одной рукой с боковым замахом и снизу.
Броски рукой на точность и дальность.
Тактика игры в футбол.
Понятие о тактической системе и стиле игры. Характеристика игровых
действий футболистов команды при расстановке по схеме 1 +3, 3+1. Разбор
проведённых учебных игр: положительные моменты в ходе игры, ошибки,
оценка игры каждого футболиста и команды в целом.
Упражнения для развития умения «видеть поле». Игра в «пятнашки» в
парах на ограниченной площади (играют 3 – 4 пары, постоянно наблюдают за
движением других пар, чтобы не столкнуться), 8 – 6 игроков образуют круг и
передают друг другу в одно касание два мяча (надо следить одновременно за
двумя мячами, чтобы не передать их одному партнёру).
Тактика нападения.
Групповые действия. Уметь взаимодействовать с партнёрами, используя
короткие и средние передачи. Комбинации в парах: «стенка», «скрещивание».
Начинать и развивать атаку из стандартных положений.
Командные действия. Уметь выполнять обязанности в атаке на своём
игровом месте.
Тактика защиты.
Индивидуальные действия. Противодействие маневрированию, т. е.
осуществлять «закрывание» и препятствовать сопернику в получении мяча.
Совершенствование в «перехвате» мяча. В зависимости от игровой обстановки
применять отбор мяча изученным способом. Уметь противодействовать
передаче, ведению и удару по воротам.
Групповые действия. Уметь взаимодействовать в обороне, осуществляя
правильный выбор позиции и страховку партнёров Уметь взаимодействовать в
обороне при выполнении противником стандартных комбинаций. Организация
и построение «стенки». Комбинация с участием вратаря.
Тактика вратаря. Уметь организовать построение «стенки» при
пробитии штрафного и свободного ударов вблизи своих ворот; играть на
выходах из ворот при ловле катящихся и летящих на различной высоте мячей;
подсказывать партнёрам по обороне, как занять правильную позицию;
выполнять с защитниками комбинации при введении мяча в игру от ворот;
введение мяча в игру, адресуя его свободному от опеки партнёру.
Учебные и тренировочные игры, совершенствуя индивидуальные,
групповые и командные тактические действия.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения
программы внеурочной деятельности «Футбол»
Личностные результаты:
• положительное отношение школьников к занятиям двигательной
деятельностью, накопление необходимых знаний, а также в умении
использовать
ценности
физической культуры
для
удовлетворения
индивидуальных интересов и потребностей, достижения
личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
• проявление положительных качеств личности и управление своими
эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявление дисциплинированности, трудолюбие
и
упорство
в
достижении
поставленных целей;
• оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними
общего языка и общих интересов.
В области познавательной культуры:
- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического
развития и физической подготовленности.
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о
способах профилактики заболеваний средствам физической культуры.
В области нравственной культуры:
способность активно включаться в совместные физкультурнооздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их
организации и проведении;
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения
и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и
соревновательной деятельности;
В области трудовой культуры:
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование,
спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным
соревнованиям;
- соблюдать технику безопасности на уроке, в школе, вне школы;
В области эстетики:
- красивая и правильная осанка, умение ее длительно сохранять
при разных формах движений и передвижений;
- хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых
норм и представлений посредством занятий физической культурой;
В области коммуникативной культуры:
анализировать
и
творчески
применять полученные знания в
самостоятельных занятиях физической культурой;
- находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами
во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно
важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.)
различными способами, а различных изменяющихся внешних условий;
владение
навыками выполнения
разнообразных
физических
упражнений различной функциональной направленности, технических
действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и
соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические качества при выполнении
тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты:
В области познавательной культуры:
- понимание физической культуры как средства организации здорового
образа жизни, профилактика вредных привычек и (отклоняющегося) поведения;
- понимание здоровья как важнейшего
условия саморазвития и
самореализации человека.
В области нравственной культуры:
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью
окружающих,
проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим
ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
- уважительное отношение к окружающим, проявление культуры
взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей
при совместной деятельности;
- ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной
дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции,
отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление
к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих
результативность выполнения заданий.
В области эстетической культуры:
- восприятие спортивного соревнования как культурно-массового
зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения,
неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
- владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и
открытой форме;
- владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и
обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального
здоровья,
физического
развития
и
физической
подготовленности,
использование
этих
показателей
в
организации
и
проведении
самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты:
В области познавательной культуры:
- знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о
положительном влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
- знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья
и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры
в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
- умение оказывать помощь товарищу при освоении новых двигательных
действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их
выполнения;
- способность проявлять дисциплинированность и уважительное
отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности,
соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
- способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по
технической и физической подготовке в полном объеме;
- обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и
оборудования, спортивной одежды.
В области эстетической культуры:
- способности вести наблюдения за динамикой показателей физического
развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми
нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
- способность интересно и доступно излагать знания о физической
культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
В области физической культуры:
- способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых
двигательных действий и развитию основных физических качеств,
контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Планируемые результаты изучения программы
Занимающиеся данной учебной группы должны знать и иметь представление:
об особенностях зарождения, истории мини-футбола;
о физических качествах и правилах их тестирования;
основы личной гигиены, причины травматизма при занятии минифутболом и правила его предупреждения;
уметь организовать самостоятельные занятия мини-футболом.
Учащиеся должны уметь:
выполнять требования по физической подготовке в соответствии с
возрастом;
владеть основами техники футбола;
знать основы судейства.
В процессе обучения и тренировки занимающиеся должны приобрести
следующие навыки учебной работы и судейства соревнований по минифутболу:
- освоить терминологию, принятую в футболе;
- уметь подготовить в качестве дежурного инвентарь, места проведения
занятий и соревнований, - руководить командой своего класса на
общешкольных соревнованиях.
Тематическое планирование
Название разделов и тем
1 Техническая подготовка
Различные способы
перемещения
Удары по мячу ногой
Удары по мячу головой
Прием (остановка) мячей
Ведение мяча
Обманные движения
(финты)
Отбор мяча
Комплексное выполнение
технических приемов
2 Тактическая подготовка
Тактика игры в атаке
Тактика игры в обороне
Тактика игры вратаря
Общая физическая
3
подготовка
Специальная
4
физическая подготовка
6 Игровая подготовка
Итого:
Кол-во
часов
теория
практика
форма
организации
деятельности
обучающихся
38
2
1
1
8
4
6
8
2
1
1
2
6
3
5
6
2
2
2
2
6
6
12
4
4
4
3
1
1
1
9
3
3
3
6
6
4
4
8
68
8
беседа,
демонстрация
беседа,
демонстрация,
практика
демонстрация
игра
игра
игра
сдача
нормативов
сдача
нормативов
соревнования