Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №23
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО
классных руководителей
____________ Пылаева Г.М.
протокол № от
г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ №23
___________ Адельфинская О.В.
приказ №
от
г.
Приложение
к образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ №23
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса дополнительного образования
«ФИЗИКА ВОКРУГ НАС»
общеинтеллектуальное направление
направление курса в соответствии с ФГОС ООО
на 2023-2024 учебный год
основное общее образование
6-7 класс
Составитель: Коробинцев А.Л.
учитель физики
г. Волчанск, 2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика
вокруг нас» разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки
России от 17.12.2010 № 1897 (п. 18.2.2);
- Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН
2.4.2.2821 -10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и
организации
обучения
в
общеобразовательных
учреждениях»,
утвержденными постановлением Главного санитарного врача Российской
Федерации от 29.12.2010г. № 189;
- Основной образовательной программой основного общего
образования МАОУ СОШ № 23», утвержденной приказом директора № 221
от 02.09.2013г.;
- Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. №
03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении
федерального государственного образовательного стандарта общего
образования»;
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России;
- Планом внеурочной деятельности ООП ООО МАОУ СОШ № 23 на
2023-2024 учебный год;
- Положением «О дополнительном образовании» МАОУ СОШ № 23.
Обоснование актуальности курса:
Программа рекомендуется для работы, с целью привития интереса к
предмету, формирования у учащихся навыков исследовательской
деятельности, углубления и расширения знания по физике, а также
отдельные фрагменты занятий могут быть использованы на уроках физики.
Курс внеурочной деятельности является важной содержательной
частью предпрофильной подготовки учащихся среднего звена. Данный курс
дает возможность самостоятельно выполнять задания разного уровня,
связанные с исследовательской и конструктивной деятельностью, повышает
интерес к физике как к предмету и покажет, что знания, полученные на
занятиях курса, можно применять в разных отраслях деятельности человека.
На преподавание курса отводится 68 часов (2 часа в неделю). Курс
рассчитан для учащихся 12-13 лет и учитывает возрастные особенности
школьника.
Цель:
- Расширить представления учащихся об окружающем мире,
удовлетворить интерес к устройству окружающих их предметов, механизмов,
машин и приборов, способствовать развитию творческих способностей.
Задачи:
- Способствовать развитию интереса к изучению физики.
- Расширить и углубить знания учащихся.
- Развить интерес и способность к самоорганизации, готовность к
сотрудничеству, активность и самостоятельность, умение вести диалог.
- Создать условия для развития творческого потенциала каждого
ученика.
Формы организации работы:
Программа курса направлена на повышение интереса к физике и
способствует лучшему усвоению материала, на создание условий для
самостоятельной творческой деятельности учащихся, на развитие интереса к
практической деятельности на материале простых увлекательных опытов.
Поскольку наблюдения и опыты являются источниками знаний о
природе, ученики выступают в роли физиков-исследователей. Выполнение
самостоятельных практических работ обеспечивает связь физического
эксперимента с изучаемым теоретическим материалом, что позволяет детям,
позволяет самостоятельно делать обобщения и выводы.
Учитель выступает в роли консультанта. В большей степени
необходимо понимать и чувствовать, как учится ребенок, координировать и
направлять его деятельность, учить учится. Лучшим вариантом в
организации этого курса является проектная деятельность
Планируемые результаты освоения курса.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении
и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение
(индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции);
- формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
Предметные результаты освоения курса с учётом общих требований
Стандарта должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени
общего образования. Ученик, освоивший курс «Занимательная физика»,
должен освоить начальные умения и навыки в проектной деятельности от
постановки проблемы до создания портфолио проекта.
Содержание курса
с определением форм организации и видов деятельности обучающихся
№
п/п
Элементы
содержания
Виды
деятельности
обучающихся
Познавательная
Форма организации
деятельности обучающихся
1
Введение.
Возникший из ничего
2
У истоков механики
Познавательная
Познавательные беседы,
Урок-исследование.
3
Колебания. Акустика. Познавательная
Оптика
Познавательные беседы,
Урок-исследование
4
Жидкости и газы
Познавательные беседы,
Урок-исследование
Познавательная
Познавательные беседы,
Урок-исследование
5
Тепло и сила
Познавательная
Познавательные беседы,
Урок-исследование
6.
«Грозовая материя» электричество
Познавательная
Познавательные беседы,
Урок-исследование
7.
Магнетизм магнита
Познавательная
Познавательные беседы,
Урок-исследование
Тематическое планирование
№
п/п
Количество
Форма организации
часов
деятельности обучающихся
Тема занятия
Введение. Возникший из ничего
1
2
Введение в курс
«Увлекательная физика».
Было ли Сотворение мира?
Из чего все?
Земля - избранница природы?
Коварная соседка - Луна?
Познавательные беседы
Урок-исследование
2
2
Познавательные беседы
Урок-исследование
У истоков механики
3
4
5
В каком мире жили наши
предки? Как двигаться по
инерции?
Великие ошибки великого
Галилея. Кто стоял на плечах
гигантов? Что влечет тела
друг к другу?
Аристотель был прав?
Свобода в падении? Что
мешает двигаться по
инерции?
2
2
2
Познавательные беседы
Урок-исследование
Познавательные беседы
Урок-исследование
Познавательные беседы
Урок-исследование
Колебания. Акустика. Оптика
6
7
Маятник длиною в час? Что
«сотворил» Фуко с
маятником? Как колебания
мерят время?
Что слышат люди, киты и
вампиры? Что радует
музыкальный слух? Звуковые
курьезы.
2
2
Познавательные беседы
Урок-исследование
Познавательные беседы
Урок-исследование
8
9
10
О чем спорили Исаак ньютон
с Христианам Гюйгенсом?
Как мы смотрим на мир?
С одним глазом – лучше! Что
дает второй глаз? Можно ли
видеть как рыба?
Курьезы нашего зрения. Что
по бокам у радуги? Как
Архимед сжег корабли?
2
Познавательные беседы
Урок-исследование
2
Познавательные беседы
Урок-исследование
2
Познавательные беседы
Урок-исследование
Жидкости и газы
11
12
13
14
15
16
17
Почему римский водопад на
столбах? Какой формы
свинцовые капли? Какой
толщины пена?
Мочить или не мочить?
Опасно ли плавать на
мертвом море?
Как подделать золото? Где
плавают затонувшие
корабли?
Для чего рыбе пузырь? Как
открывали пустоты.
Что держит шарик на
фонтане? Самолет или
ракета?
Махать или крутить? Как
делать деньги из воздуха?
Плывем против здорового
смысла? Как ведет себя
жидкость в ловушке?
2
Познавательные беседы
Урок-исследование
2
Познавательные беседы
Урок-исследование
2
Познавательные беседы
Урок-исследование
2
2
2
2
Познавательные беседы
Урок-исследование
Познавательные беседы
Урок-исследование
Познавательные беседы
Урок-исследование
Познавательные беседы
Урок-исследование
Тепло и сила
18
19
20
21
Что вы знаете о теплоте?
Лучшая печь – это
холодильник! Фатальна ли
тепловая смерть?
Кто такой «демон
Максвелл?» Двигателю две
тысячи лет?
Отто, Дизель Герон? Как
начинался автомобиль?
Чем хороши
тепломеханические гибриды?
Почему килограмм энергии?
2
2
2
2
Познавательные беседы
Урок-исследование
Познавательные беседы
Урок-исследование
Познавательные беседы
Урок-исследование
Познавательные беседы
Урок-исследование
«Грозовая материя» - электричество
22
23
24
25
Янтарь против стекла?
Смерть пришла с облаков.
Таинственные проявления
атмосферного электричества.
Шаровая молния – что это?
Как накопить электроны?
Бывает ли электричество
«Живое»? Сколько вольт в
вольтовом столбе?
Как накопить
электроэнергию? Чем
кормить электрическую
лошадку?
2
Познавательные беседы
Урок-исследование
2
Познавательные беседы
2
Познавательные беседы
2
Познавательные беседы
Урок-исследование
Урок-исследование
Урок-исследование
Магнетизм магнита
Почему магнит называют
магнитом? Что такое
югоуказатель?
2
Познавательные беседы
2
Познавательные беседы
2
Познавательные беседы
29
Что за подвеска – магнитная?
Бывает ли подвеска
«горячей»?
2
Познавательные беседы
30
Какие это поезда –
летающие? Налейте мне поллитра магнита! А не купить
ли магнитную челюсть?
2
Познавательные беседы
31
Куда сбежал Северный
полюс? Кто «запятнал»
Солнце?
2
Познавательные беседы
Урок-исследование
32
Земное эхо солнечных бурь?
В поисках магнитного
2
Познавательные беседы
Урок-исследование
26
27
28
Сильны ли магнитные
искушения? Возможен ли
магнитный «вечный
двигатель»?
Летает ли гроб Магомета?
Какой магнетизм
продольный, а какой –
поперечный?
Урок-исследование
Урок-исследование
Урок-исследование
Урок-исследование
Урок-исследование
монополя. Янтарь с
магнитном – братья?
33
Как электромагнит набрался
сил? Электромагнитные
фокусы и мошенничества.
Как холод помог магниту?
2
Познавательные беседы
Урок-исследование
34
Скандал и сенсация в физике
сверхпроводимости. Как
Фарадей перехитрил Ампера?
Подведение итогов курса
2
Познавательные беседы
Урок-исследование