Приложение к ООП ООО,СОО
МАОУ СОШ No23
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа No23
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководителем ШСК
______________Е.С. Кошкина
Протокол №__________от _____20__г.
И.о. директора МАОУ СОШ №23
______________Т.В. Балуева
Приказ №__________от _____20__г.
Программа дополнительного образования
спортивной направленности
«ВОЛЕЙБОЛ В ШКОЛЕ»
Возраст обучающихся: 8 - 1 1 к л а с с ы
Срок реализации: 1 год
Составитель: Л.Г. Тумбарцева,
преподаватель -организатор ОБЖ
Приложение к ООП ООО,СОО
МАОУ СОШ No23
Волчански ГО
2024
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе
программы развития спортивно-оздоровительных способностей учащихся учебного пособия
«Внеурочная деятельность. Волейбол: пособие для учителей и методистов / Г.А.
Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012» и
общеобразовательной программы «Физическая культура. Рабочие программы. Предметная
линия учебников А.П. Матвеева. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных
учреждений / А.П. Матвеев. – М.: Просвещение, 2012»,.в соответствии с «Положением о
рабочих программах курсов внеурочной деятельности педагога муниципального
автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 28
с углубленным изучением отдельных предметов».
Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного
образования учащихся с использованием способов двигательной деятельности из раздела
«волейбол».
В процессе реализации данной программы предполагается решение следующих задач:
мотивирование школьников к участию в спортивно-оздоровительной
деятельности;
обучение способам овладения различными элементами спортивнооздоровительной деятельности;
помощь в осуществлении самостоятельного планирования, организации,
проведения и анализа наиболее значимых для них дел и проектов спортивнооздоровительной направленности.
Волейбол - является одним из разделов школьной программы и представлен как
обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из
ведущих видов спорта в организации внеурочной работы в общеобразовательном учреждении.
В осуществлении такой работы необходимо ориентироваться на единство всех форм системы
физического воспитания школьников: урок физической культуры, мероприятия в режиме
учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники.
Цель занятий – формирование физической культуры занимающихся. Расширить и
совершенствовать знания, навыки и умения играть в волейбол.
Задачи работы:
расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями
из раздела «волейбол» и использование их в качестве средств укрепления здоровья и
формирования основ индивидуального здорового образа жизни;
совершенствование функциональных возможностей организма;
формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия;
формирование умений в организации и судействе спортивной игры «волейбол».
Большое место во всестороннем физическом развитии школьников занимают
спортивные упражнения, подвижные игры с мячом.
В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных
движений. Игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе их школьники
упражняются не только в приеме и передачи мяча, подачи мяча, метании на дальность и в цель,
но также в ходьбе, беге, прыжках. Выполняются эти движения в постоянно изменяющейся
Приложение к ООП ООО,СОО
МАОУ СОШ No23
обстановке. Это способствует формированию у учащихся умений самостоятельно применять
движения в зависимости от условий игры.
Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения
благоприятно влияют на работоспособность ребенка. Упражнения с мячами различного веса и
диаметра развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают
подвижность суставов пальцев и кистей. При приеме и передачи мяча ребенок действует
обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и
всего организма.
Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одного отдельно
взятого класса, так и в смешанных группах, состоящих из учащихся нескольких классов.
Работа по программе «волейбол» предполагает проведение игр, спортивных конкурсов и
состязаний на площадках и в спортивном зале, используя разный спортивный инвентарь, мячи
различного диаметра, кегли, фишки, ориентиры и др.
Содержание данной программы рассчитано на учащихся 8-11 класс (14-17 лет) на 2 часа в
неделю (68 часов в год). Продолжительность занятий определяется их интенсивностью.
Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных
занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по волейболу в школе и вне ее.
Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической,
физической, технической и тактической.
Срок реализации программы: 1 год.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВОЛЕЙБОЛ В ШКОЛЕ»
личностные результаты:
воспитание патриотизма, уважения к Отечеству через знание истории и современного
состояния развития волейбола, включая региональный, всероссийский и международный
уровни;
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, мотивации
и осознанному выбору индивидуальной траектории образования средствами волейбола
профессиональных предпочтений в области физической культуры и спорта;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения в команде,
со сверстниками и педагогами;
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной
деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам; положительных качеств личности;
моральной компетентности в решении проблем в процессе занятий физической
культурой, игровой и соревновательной деятельности по волейболу;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в учебной, соревновательной,
досуговой деятельности и чрезвычайных ситуациях;
метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения средствами волейбола, ставить
и формулировать для себя новые задачи в обучении, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности в физкультурно-спортивном направлении;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
Приложение к ООП ООО,СОО
МАОУ СОШ No23
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач в учебной,
игровой, соревновательной и досуговой деятельности, оценивать правильность выполнения
задач, собственные возможности их решения;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результатов в учебной, игровой и
соревновательной деятельности, определять способы действий в рамках предложенных
условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение создавать, применять и преобразовывать графические пиктограммы
физических упражнений в двигательные действия и наоборот; схемы для тактических,
игровых задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в групп; находить общее решение и
разрешать конфликтные ситуации на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; соблюдение норм информационной избирательности,
этики и этикета.
предметные результаты:
знания о влиянии занятий волейболом: на укрепление здоровья, повышение
функциональных возможностей основных систем организма и развитие физических качеств; на
индивидуальные особенности физического развития и физической подготовленности
организма;
знание роли главных волейбольных организаций мира, Европы, страны, региона; общих
сведений о ведущих волейбольных отечественных и зарубежных клубах, выдающихся
отечественных и зарубежных волейболистов и тренерах, внесших общий вклад в развитие и
становление современного волейбола;
характеристика разных стратегий, тактик и стилей игры команд мирового и
отечественного волейбола;
знание современных правил организации и проведения соревнований по волейболу;
правил судейства, роли и обязанностей судейской бригады; осуществление судейства учебных
игр в качестве судьи, помощника судьи, секретаря;
применение и соблюдение правил игры в волейбол в процессе учебной и
соревновательной деятельности; применение правил соревнований и судейской терминологии в
судейской практике и игре;
умение характеризовать средства общей и специальной физической подготовки,
основные методы обучения техническим приемам;
освоение и демонстрация техники остановок, перемещения блокирование, приема и
передач, подач мяча и нападающего удара, применение изученных технических приемов в
учебной, игровой и досуговой деятельности;
знание, моделирование и демонстрация индивидуальных, групповых и командных
действий в тактике нападения и защиты с учетом игровых амплуа, наиболее выгодных позиций,
игровых ситуаций; применение изученных тактических действий в учебной, игровой
Приложение к ООП ООО,СОО
МАОУ СОШ No23
соревновательной и досуговой деятельности;
проявление заинтересованности и познавательного интереса к освоению техникотактических основ волейбола; умение отслеживать правильность двигательных действий и
выявлять ошибки в технике и тактике игры в волейболе;
знание и применение правил безопасности при занятиях волейболом, правомерного
поведения во время соревнований по волейболу в качестве зрителя, болельщика;
знание и применение способов самоконтроля в учебной и соревновательной
деятельности, средств восстановления после физической нагрузки, приемов массажа и
самомассажа после физической нагрузки и/или во время занятий волейболом;
составление и выполнение индивидуальных комплексов общеразвивающих,
оздоровительных и корригирующих упражнений, упражнений для развития физических качеств
волейболиста, проведение закаливающих процедур;
знание основных методов и мер предупреждения травматизма во время занятий
волейболом; выявление факторов риска и предупреждение травмоопасные ситуации; умение
оказания первой помощи при травмах и повреждениях во время занятий волейболом;
способность планировать и проводить самостоятельные занятия по освоению новых
двигательных действий (элементов волейбола) и развитию основных специальных физических
качеств волейболиста, контролировать и анализировать эффективность этих занятий;
знание и соблюдение: основ сбалансированного питания и суточного пищевого рациона
волейболиста; составление рациона питания; основ организации здорового образа жизни
средствами волейбола, методов профилактики вредных привычек и асоциального ведомого
(отклоняющегося) поведения;
выполнение контрольно-тестовых упражнений по общей, специальной и технической
подготовке волейболиста; знание методов тестирования физических качеств, умение оценивать
показатели физической подготовленности, анализировать результаты тестирования,
сопоставлять со среднестатистическими показателями; проведение тестирования уровня
физической подготовленности в волейболе со сверстниками.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВОЛЕЙБОЛА В ШКОЛЕ» С УКАЗАНИЕМ ФОРМ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.Знание о Волейболе
История развития волейбола. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной
массы и подвижность суставов. Влияние физических упражнений на систему дыхания. Общие
гигиенические требования к занимающимся волейболом с учетом его специфических
особенностей. Режим дня и питание с учетом занятий спорта.
Права и обязанности игроков. Костюм игроков. Правила игры. Основы судейской
терминологии. Инвентарь для игры в волейбол. Уход за инвентарем. Оборудование мест
занятий. Соблюдение учащимися спортивной этике дисциплины, любовь и преданность своему
коллективу.
2.Общая и специальная физическая подготовка.
Значение ОФП для развития спортсмена. Характеристика основных средств и их значение
для достижения высокого спортивного технического мастерства. Практические занятия.
Парные и групповые упражнения: с сопротивлением, с перетягиванием. Упражнения на
гимнастических снарядах: висы, подтягивание, смешанные висы и упоры, обороты и соскоки.
Приложение к ООП ООО,СОО
МАОУ СОШ No23
Бег. Стартовые рывки с места. Повторные рывки на максимальной скорости на отрезках
до 15 метров. Бег со сменой направлений по зрительному сигналу. Старты из различных
исходных положений. Пробегание отрезков 40м, 60 м. Кросс.
Прыжки. Опорные и простые прыжки с мостика или трамплина. Серийные прыжки с
доставанием подвешенных предметов. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием
вверх. Метание мяча в движущуюся цель с места и в движении.
Подвижные игры: «Салки без мяча», «Невод», «Метко цель», «Третий лишний».
3.Основы техники и тактики игры.
Характеристика основных приемов техники стойки, перемещения, приемы, передача,
блокирование, нападающие удары и подачи мяча. Значение тактической подготовки для роста
спортивного мастерства. Понятие о тактике. Связь техники и тактики. Индивидуальные и
групповые тактические действия. Практические занятия. На втором году обучения
продолжается изучение материала, представленного в предыдущем году.
Техника
защиты. Техника овладения мячом. Вырывание мяча. Выбивание мяча. Перехват мяча. Тактика
нападения. Индивидуальные действия: выбор способа ловли в зависимости от направления и
силы полета мяча; выбор способа передачи в зависимости от расстояния: применение
изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке.
Групповые действия. Организация командных действий с использованием изученных
групповых взаимодействий. Тактика защиты. Индивидуальные действия: применение
изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действия и расположения
нападающего; выбор места и способа приема мяча.
4. Контрольные игры и соревнования:
Правила соревнований. Положение о соревнованиях. Расписание игр. Оформление хода и
результат соревнований. Практические занятия: сдача норм мониторинга. Соревнования.
Основные формы и методы, используемые для реализации программы внеурочной
деятельности:
В обучении – практический, наглядный, словесный, видеометод.
В воспитании – методы формирования сознания личности, методы организации
деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования
поведения и деятельности.
Критерии эффективности программы:
1.
Степень участия детей в мероприятиях, соревнованиях и т.д;
2.
Мотивация детей на различные виды деятельности;
Результаты диагностики активности детей в мероприятиях и разных видах деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛЕЙБОЛ В ШКОЛЕ»
№
п/п
1
2
3
Тема занятия
Правила технике безопасной во время
занятий по волейболу. История
волейбола.
Закрепление техники перемещения,
остановки,
блок
(одиночный
и
групповой),
стойки
волейболиста.
Приема и передач мяча (верхняя и
нижняя передача и прием мяча) .
Развитие физических качеств.
Кол-во
часов
Теория
2
2
Практика
Сроки
проведения
сентябрь
сентябрь
2
2
2
2
сентябрь
Приложение к ООП ООО,СОО
МАОУ СОШ No23
4
5
6
7
8
9
10
Учебная игра закрепление изученных
элементов.
Правила соревнований. Жесты судей.
Поведения на стадионе во время
просмотра игры в качестве зрителя
болельщика.
Совершенствование техники приема и
передачи мяча (верхняя и нижняя
передача и прием). Подачи мяча
(прямая, боковая).
Развитие физических качеств
Учебная
игра
совершенствование
изученных элементов.
Тактические действия в нападении
командные
Тактические действия в защите
12
Совершенствование техники подачи
мяча (верхняя и нижняя подача) и
нападающий удар.
Развитие физических качеств
13
Учебная игра волейбол 2х2.
11
16
Правила соревнований по волейболу
2Х2.
Сочетание
приемов: перемещений–
остановка-блок,
прием-передача,
передача - нападающий удар.
Развитие физических качеств
17
Учебная игра волейбол.
14
15
18
19
20
21
22
23
24
Тактические действия в защите
индивидуальные и командные.
Развитие физических качеств
(выносливости)
Учебная игра волейбол.
Сочетание
приемов: перемещений–
остановка - блок, подача – прием,
нападающий удар - блок.
Развитие физических качеств
(выносливости)
Учебная игра волейбол.
Характерные травмы волейболиста,
методы и меры предупреждения
травматизма во время занятий
2
2
2
1
1
сентябрь
октябрь
октябрь
4
4
2
2
2
2
2
2
2
2
ноябрь
2
2
декабрь
2
2
декабрь
2
2
декабрь
2
1
1
октябрь
октябрь
ноябрь
январь
январь
2
2
2
2
январь
2
2
январь
2
2
2
2
2
2
февраль
2
2
март
2
2
2
2
2
2
февраль
февраль
март
март
апрель
Приложение к ООП ООО,СОО
МАОУ СОШ No23
28
Тактические действия в нападение и в
защите расстановки по зонам.
Развитие физических качеств.
26
Учебная игра волейболу.
25
27
28
Сдача нормативов по ОФП (бег 30м,
60м.; прыжок в длину с места;
челночный беги т.д.)
Учебная игра волейболу.
30
Сдача нормативов по технической
подготовке (подача мяча по зонам
любым способом, прием и передача
мяча в парах любым способом и т.д.).
Учебная игра волейболу.
31
Участие в городских соревнования по
волейболу среди учащихся.
29
ИТОГ
2
2
2
2
апрель
апрель
2
2
апрель
2
2
2
2
май
май
май
2
2
2
2
4
68
4
6
62
май
По
отдельному
графику