Положение об организации обучения по индивидуальному учебному плану

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №23
Принято
решением
Педагогического совета Школы
протокол №1 от 30.08.2019г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ №23
___________ С.Г Снигирева
приказ №224-д от 30.08.2019г.

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ
УЧЕБНОМУ ПЛАНУ

г.Волчанск
1

1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации обучения по индивидуальному учебному плану в
МАОУ СОШ № 23 (далее – Положение) разработано на основании Федерального закона от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа
Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования», Устава МАОУ СОШ № 23.
1.2. С учетом возможностей и потребностей личности общеобразовательные программы
могут осваиваться по индивидуальному учебному плану. Обучение по индивидуальному
учебному плану проводится вне конкретной группы обучающихся постоянного состава,
осуществляется в значительной степени самостоятельно под контролем учителя, с
последующей аттестацией во 2 – 11-х классах.
1.3. Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано:
1) для обучающихся с высокой степенью успешности в освоении программ;
2) для обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуацией;
3) для обучающихся с устойчивой дезадаптацией к школе и неспособностью к усвоению
образовательных программ в условиях большого детского коллектива;
4) для обучающихся, которые временно или постоянно не могут посещать школу по
медицинским показаниям или иным основаниям.
1.4.На обучение по индивидуальному учебному плану могут быть переведены обучающиеся,
не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности.
1.5.Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение
образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Применительно к обучающимся, имеющим академическую задолженность, это учебный
план, который содержит меры компенсирующего характера по тем предметам, по которым
данная задолженность не была ликвидирована.
1.6.Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяется
Школой самостоятельно, а реализация индивидуального учебного плана осуществляется в
пределах осваиваемой образовательной программы.
1.7.На обучение по индивидуальному учебному плану распространяются федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования.
1.8.Главной задачей организации обучения по индивидуальному учебному плану является
удовлетворение потребностей детей, с учетом их особенностей, путем выбора оптимального
уровня реализуемых программ, темпов и сроков их освоения.
1.9.Ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся с настоящим
Положением осуществляется на родительских собраниях, при приеме детей в школу. Данное
Положение подлежит опубликованию на официальном сайте Школы в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет».
2.Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану
2.1. Индивидуальный учебный план разрабатывается на основе учебного плана Школы в
соответствии с её спецификой и возможностями.
2.2. При формировании индивидуального учебного плана может использоваться модульный
принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), иных компонентов, входящих в учебный план.
2.3. Индивидуальный учебный план составляется, как правило, на один учебный год, либо на
иной срок, указанный в заявлении обучающегося или его родителей (законных
представителей) обучающихся об обучении по индивидуальному учебному плану.
2.4. Индивидуальный учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность
и распределение по периодам обучения (если индивидуальный учебный план рассчитан на
более чем один год) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной
деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
2

2.5. При реализации образовательных программ в соответствии с индивидуальным учебным
планом могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе
дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
2.6.Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется по заявлению
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся либо по
заявлению совершеннолетних обучающихся.
2.7.Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану обучающихся, не
ликвидировавших в установленные сроки академической задолженности с момента ее
образования, осуществляется по заявлению родителей (законных представителей)
обучающегося.
2.8.В заявлении указываются срок, на который обучающемуся предоставляется
индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания обучающегося или
его родителей (законных представителей) по индивидуализации содержания
образовательной программы (включение дополнительных учебных предметов, курсов,
углубленное изучение отдельных дисциплин, сокращение сроков освоения основных
образовательных программ, иные необходимые сведения).
2.9. Заявления о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану принимаются до
1 ноября текущего года (в исключительных случаях – в течение учебного года).
2.10. Обучение по индивидуальному учебному плану начинается, как правило, с начала
учебного года.
2.11. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану оформляется приказом и
регистрируется в соответствующем журнале.
2.12. Обучающемуся по индивидуальному учебному плану, предоставляется возможность
получать необходимые консультации по учебным предметам, курсам, дисциплинам
(модулям), литературу из библиотечного фонда школы, пользоваться читальным залом,
помещениями, предметными кабинетами для проведения лабораторных и практических
работ.
2.13. С учетом образовательных потребностей личности по согласованию с педагогическими
работниками обучающемуся по индивидуальному учебному плану может быть
предоставлено свободное посещение классно-урочных занятий, изучение отдельных курсов
и тем в форме самообразования и других формах, предусмотренных Федеральным законом
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.14. Школа с учетом образовательных потребностей обучающихся и родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся определяет сроки и уровень реализации
программ, индивидуальное расписание занятий, количество часов, формы и сроки текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации, состав ведущих обучение
педагогических работников.
2.15.Обучающиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать
предусмотренные индивидуальным учебным планом учебные занятия.
2.16.Промежуточная и итоговая государственная аттестация, перевод обучающегося
осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
3.Требования к индивидуальному учебному плану начального общего образования
3.1. С целью индивидуализации содержания образовательной программы начального общего
образования индивидуальный учебный план начального общего образования может
включать учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные (с учетом потребностей обучающегося и возможностей Школы).
3.2. Для проведения данных занятий используются учебные часы согласно части учебного
плана, формируемой участниками образовательных отношений (в 1 классе в соответствии с
санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует).
3.3. Индивидуализация содержания основной общеобразовательной программы начального
общего образования может быть осуществлена за счет внеурочной деятельности.
3.4. В индивидуальный учебный план начального общего образования входят следующие
обязательные предметные области: русский язык и литературное чтение, родной язык и
литературное чтение на родном языке, иностранный язык, математика и информатика,
3

обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и
светской этики, искусство, технология, физическая культура.
3.5.По выбору родителей (законных представителей) обучающихся изучаются основы
православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы
исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
3.6. Количество учебных занятий по индивидуальному учебному плану из расчёта недельной
учебной нагрузки обучающихся с учётом санитарно-эпидемиологических требований по
максимальной дневной нагрузке:
1) в 1-м классе – до 21 часа в неделю;
2) во 2 – 4-х классах – до 23 часов в неделю.
3.7. Количество учебных занятий по индивидуальному учебному плану из расчёта недельной
учебной нагрузки обучающихся с ОВЗ с учётом санитарно-эпидемиологических требований
по максимальной дневной нагрузке:
1) в 1-м (1-м дополнительном) классе – до 21 часа в неделю;
2) во 2 – 4-х классах – до 23 часов в неделю.
3.8. Занятия с обучающимися проводятся не менее трёх раз в неделю.
3.9.Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего
образования составляет четыре года. Индивидуальный учебный план может предусматривать
уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения.
Уменьшение срока освоения образовательной программы начального общего образования
составляет не более 1 года.
3.10.Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с
учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
4.Требования к индивидуальному учебному плану основного общего образования
4.1.С целью индивидуализации содержания образовательной программы основного общего
образования индивидуальный учебный план основного общего образования может
предусматривать увеличение учебных часов, отведённых на изучение отдельных предметов,
введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и
потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные,
организацию внеурочной деятельности, ориентированную на обеспечение индивидуальных
потребностей обучающихся, иные учебные предметы (с учетом потребностей обучающегося
и возможностей школы).
4.2. Количество учебных занятий по индивидуальному учебному плану из расчёта недельной
учебной нагрузки с учётом санитарно-эпидемиологических требований по максимальной
дневной:
1) в 5-м классе – до 32 часов в неделю
2) в 6-м классе – до 33 часов в неделю;
3) в 7-м классе – до 35 часов в неделю;
4) в 8 – 9-х классах – до 36 часов в неделю.
4.3. Количество учебных занятий по индивидуальному учебному плану из расчёта недельной
учебной нагрузки обучающихся с ОВЗ с учётом санитарно-эпидемиологических требований
по максимальной дневной нагрузке:
1) в 5*, 6** классах – до 23 часов в неделю;
2) в 5-м классе – до 29 часов в неделю
3) в 6-м классе – до 30 часов в неделю;
4) в 7-м классе – до 32 часов в неделю;
5) в 8 – 9-х классах – до 33 часов в неделю.
* 5 класс - для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых и слабовидящих
обучающихся и обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
** 6 класс - для глухих обучающихся и обучающихся с расстройствами аутистического
спектра.
4.4. Занятия с обучающимися проводятся не менее трёх раз в неделю.
4

4.5.В индивидуальный учебный план основного общего образования входят следующие
обязательные предметные области и учебные предметы: русский язык и литература (русский
язык, литература) родной язык и родная литература (родной язык, родная литература),
иностранные языки (иностранный язык, второй иностранный язык), общественно-научные
предметы (история России.Всеобщая история, обществознание, география), математика и
информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика), основы духовно-нравственной
культуры народов России (основы духовно-нравственной культуры народов России),
естественнонаучные предметы (физика, биология, химия), искусство (изобразительное
искусство, музыка), технология (технология), физическая культура и основы безопасности
жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).
4.6. Нормативный срок освоения образовательной программы основного общего образования
составляет 5 лет. Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение
указанного срока за счет ускоренного обучения.
Уменьшение срока освоения образовательной программы основного общего образования
составляет не более 1 года.
5.Требования к индивидуальному учебному плану среднего общего образования
5.1.Обязательными для включения в индивидуальный учебный план базовыми
общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература»,
«Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Основы
безопасности жизнедеятельности», «Обществознание (включая экономику и право)».
5.2.Остальные учебные предметы на базовом уровне включаются в индивидуальный
учебный план по выбору.
5.3. Для составления индивидуального учебного плана осуществляется:
1) включение в учебный план обязательных учебных предметов на базовом уровне
(инвариантная часть федерального компонента);
2) в случае если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с одним из
обязательных учебных предметов на базовом уровне, то последний исключается из состава
инвариантной части;
3) включение в учебный план других учебных предметов на базовом уровне (из вариативной
части федерального компонента);
4) включение в учебный план регионального компонента.
Составление учебного плана завершается формированием компонента образовательного
учреждения.
5.4.Часы, отведенные на компонент образовательного учреждения, могут быть использованы
для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных
учебных предметов федерального компонента, для преподавания учебных предметов,
предлагаемых школой, для проведения учебных практик, исследовательской деятельности,
осуществления образовательных проектов.
5.5. Количество учебных занятий по индивидуальному учебному плану из расчёта недельной
учебной нагрузки с учётом санитарно-эпидемиологических требований по максимальной
дневной нагрузке в 10 (11) – 11-х (12) классах – до 37 часов в неделю. Занятия с
обучающимися проводятся не менее трёх раз в неделю.
5.6. Нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования
– 2 года. Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение указанного
срока за счет ускоренного обучения.
Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы среднего общего
образования составляет не более 1 года.
6.Контроль исполнения индивидуального учебного плана
6.1. Школа осуществляет контроль освоения общеобразовательных программ
обучающимися, перешедшими на обучение по индивидуальному учебному плану.
6.2. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация учащихся, переведенных
на обучение по индивидуальному учебному плану, осуществляются в соответствии с
Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
5

7.Государственная итоговая аттестация обучающихся
7.1. Государственная итоговая аттестация обучающихся, переведенных на обучение по
индивидуальному учебному плану, осуществляется в соответствии с действующим
законодательством.
7.2. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий
академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение) – для
обучающих, завершающих обучение по основной общеобразовательной программе среднего
общего образования, и в полном объеме выполнивший индивидуальный учебный план, если
иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по
соответствующим образовательным программам.
8. Финансовое обеспечение и материально-техническое оснащение
8.1. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы в
соответствии с индивидуальным учебным планом осуществляется исходя из расходных
обязательств на основе муниципального задания по оказанию муниципальных
образовательных услуг в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов.
8.2. Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать
возможность реализации индивидуальных учебных планов обучающихся.
9. Порядок управления
9.1. В компетенцию администрации Школы входит:
1) разработка изменений к настоящему Положению;
2) предоставление в МОУО-Отдел образования Волчанского городского округа в недельный
срок уведомления об организации обучения по индивидуальному учебному плану, в котором
указывается фамилия, имя, отчество обучающегося, класс, причина перехода на обучение по
индивидуальному учебному плану, дата решения педагогического совета, период обучения,
сведения для тарификации педагогических работников;
3) обеспечение своевременного подбора педагогических работников, проведение экспертизы
учебных программ и контроль их выполнения;
4) контроль своевременного проведения занятий, консультаций, посещения занятий
обучающимися, ведения журнала учета обучения по индивидуальному учебному плану не
реже 1 раза в четверть.
9.2. При организации обучения по индивидуальному учебному плану Школа оформляет,
утверждает и заполняет следующие документы:
1) заявление родителей (законных представителей) обучающихся по прилагаемой форме;
2) решение Педагогического совета школы;
3) приказ о переводе обучающегося на обучение по индивидуальному учебному плану;
4).расписание занятий, консультаций, письменно согласованное с родителями (законными
представителями) несовершеннолетних обучающихся и утвержденное директором школы;
5) журнал учета обучения по индивидуальному учебному плану.
10.Порядок принятия и срок действия Положения
10.1. Данное Положение рассматривается и принимается на Педагогическом совете школы и
утверждается приказом.
10.2. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу с
момента его утверждения.
10.3. Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь
изданными нормативными актами муниципального, регионального, федерального органов
управления образованием только решением Педагогического совета.
10.4. Изменения и дополнения к Положению принимаются на Педагогическом совете в
составе новой редакции Положения. После принятия новой редакции Положения
предыдущая редакция утрачивает силу.

6

Приложение
Примерная форма заявления
об организации обучения по индивидуальному учебному плану

Директору МАОУ СОШ № 23

.
.

Ф.И.О. директора школы

________________________________________
Ф.И.О. родителя (законного представителя)

________________________________________
телефон _________________________________
e-mail ___________________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу организовать для моего ребёнка _____________________________________
(Ф.И.О., дата рождения ребёнка)

_________________________________________________ обучающегося(ейся) по основной
общеобразовательной программе __________________________________________________
(начального общего, основного общего, среднего общего)

образования в __________ классе обучение по индивидуальному учебному плану
в период с «______» ______________ 20_____ г. по «______» ______________ 20_____ г.
в связи ________________________________________________________________________
(причина перевода на обучение по индивидуальному учебному плану)

_______________________________________________________________________________

«____» _______________ 20___ г.

_____________
(подпись)

__________________
(расшифровка)

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».