Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №23
Принято
решением
Педагогического совета Школы
протокол №1 от 30.08.2019г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУСОШ №23
___________ С.Г Снигирева
приказ №224-д
от 30.08.2019г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ И ФОРМАХ
ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАНННОЙ
ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ
г.Волчанск
1. Общие положения
1.1.Настоящее положение о порядке и формах проведения итоговой аттестации
обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для
детей
с
умственной
отсталостью
Муниципального
автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №23
(далее - Положение) разработано на основании Федерального Закона РФ № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», на основе рекомендательного письма
министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому
обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида» от 14.03.2001 года № 29/1448-6, Письма министерства
образования РФ от 03.04.2003 года № 27/2722 «Об организации работы с
обучающимися, имеющими сложный дефект», Приказа министерства образования
и науки РФ от 14.10.2013 года № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об
обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья
(с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и
среднего общего образования и обучающимся по адаптированным основным
общеобразовательным программам»
1.2.Данное положение регулирует порядок проведения итоговой аттестации
обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе.
1.3.Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня
освоения обучающимися образовательной программы.
1.4.Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и
независимости оценки качества подготовки обучающихся.
1.5.МАОУ СОШ №23 реализует АООП
начального общего образования и
основного общего образования, которые завершаются итоговой аттестацией
обучающихся.
2. Организация итоговой аттестации учащихся, обучавшихся по
адаптированным основным образовательным программам для детей с
умственной отсталостью
2.1.Итоговая аттестация, завершающая освоение адаптированных основных
общеобразовательных программ для детей с умственной отсталостью, является
обязательной.
2.2. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена по трудовому обучению
выпускников IX классов. На экзамене по трудовому обучению проверяются
соответствии знаний выпускников требованиям программ, глубина и прочность
полученных знаний, умение их применять в практической деятельности.
2.3.К итоговой аттестации допускаются обучающиеся IX классов, не имеющие
академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или
индивидуальный учебный план, освоившие общеобразовательные программы по
всем предметам учебного плана не ниже уровня обязательных требований,
предусмотренных программой, прошедшие в полном объеме профессиональнотрудовое обучение, имеющие по этой дисциплине положительную оценку за
учебный год.
2.4.Допуск к итоговой аттестации обучающихся оформляется протоколом
педсовета, на основании которого издается приказ по МАОУ СОШ №23.
2.5.Выпускнику, заболевшему в период экзаменов, предоставляется возможность
сдать пропущенный экзамен после выздоровления при наличии заявления
родителей (законных представителей) и справки медицинского учреждения.
2.6.Итоговая аттестация обучающихся IX классов проводится по утвержденному
директором МАОУ СОШ №23 расписанию, которое не позднее чем за две недели
до начала экзаменационного периода доводится до сведения учителей,
обучающихся и их родителей (законных представителей).
2.7.Для проведения итоговой аттестации выпускников IX классов создается
экзаменационная комиссия в составе председателя и членов комиссии, которые
утверждаются приказом директора. Председателем экзаменационной комиссии
является директор МАОУ СОШ №23 или назначается заместитель директора по
УР. В состав членов комиссии входят экзаменующий учитель, ассистентэкзаменатор.
2.8. В случае болезни члена аттестационной комиссии в период проведения
итоговой аттестации (или отсутствия по другим уважительным причинам) ее
состав может быть изменен приказом директора.
2.9.Для рассмотрения конфликтных ситуаций в ходе проведения итоговой
аттестации создается конфликтная комиссия приказом директора МАОУ СОШ
№23 не позднее, чем за две недели до начала итоговой аттестации.
2.10.Права и обязанности председателя и ассистента экзаменационной комиссии
определены данным Положением (приложение 1).
2.11.Обязанности учителя, ведущего экзамен, определены данным Положением
(приложение 2).
3. Проведение итоговой аттестации
3.1.Для обучающихся в образовательных учреждениях умственно отсталых детей,
процедура итоговой аттестации может стать фактором, отрицательно влияющим на
их психофизическое здоровье. Поэтому итоговая аттестация для этих выпускников
проводится в щадящих условиях, максимально ограничивающих влияние
негативных факторов на состояние их здоровья.
3.2. Экзамен по трудовому обучению выпускников IX классов проводится в форме
практической экзаменационной работы и устных ответов по билетам.
Экзаменационный билет состоит из двух теоретических вопросов, направленных
на выявление базового уровня знаний и умений, соответствующих программным
требованиям. Билеты содержат теоретические вопросы и
задания, включающие показ выполнения трудовых приемов.
3.3. Тексты письменных экзаменационных работ, вопросы и задания билетов к
устному экзамену разрабатываются учителем самостоятельно с учетом содержания
учебных программ по профессионально - трудовому обучению, учитывая уровень
подготовки обучающихся. Экзаменационный материал рассматривается
методическим советом МАОУ СОШ №23, утверждается директором школы не
позднее, чем за месяц до начала экзамена.
3.4.Исходя из индивидуальных возможностей обучающихся, целесообразно
распределить содержание билетов условно на 3 уровня: повышенный, базовый,
низкий. Вне зависимости от количественной наполняемости выпускного класса
количество билетов, необходимых для экзамена, не должно быть менее 15-20. Это
позволит отразить программный материал по профилю во всей его полноте.
Вопросы билетов должны включать не менее 75% учебного материала.
3.5. Весь экзаменационный материал должен иметь оттиск печати МАОУ СОШ
№23 и храниться в сейфе.
3.6. Для выполнения экзаменационной работы обучающийся получает чертеж
(рисунок) объекта или задания с указанием технологических и технических
требований (точность, количество времени, необходимого для практического
выполнения (показа) профессионального приема работы.
3.7.Ha опрос экзаменуемого отводится не менее 30 минут. Между практической
экзаменационной работой и устным экзаменом (собеседованием) устанавливается
20 - 30 минутный перерыв.
3.8.Для ответа на практический вопрос билета обучающемуся отводится рабочее
место, оснащенное оборудованием и материалом, необходимым для практического
выполнения (показа) профессионального приема работы.
3.9.Перед началом работы учитель называет объект работы или задание,
характеризует его назначение и кратко сообщает обучающемуся условия
выполнения изделия.
3.10. Инструменты и приспособления обучающийся подбирает самостоятельно.
3.11.При подготовке к ответу и во время ответа на вопросы билета, обучающиеся
пользуются всей подготовленной наглядностью, инструментами, оборудованием,
приспособлениями, материалами, необходимыми для теоретического ответа и
практического выполнения (показа) профессионального приема работы.
4. Оценка результатов экзаменов
4.1.На итоговой аттестации обучающихся 9-х классов проверяется соответствие
знаний выпускников требованиям АООП, глубина и прочность полученных знаний
и практических навыков, их применение.
4.2. Выполнение и результат экзаменационной работы оценивается по следующим
показателям:
а) умение подобрать нужный инструмент, приспособление и организовать свое
рабочее место;
б) умение рационально спланировать работу;
в) правильность и темп выполняемых приемов ручной и механической обработки
материалов;
г) соответствие изделия чертежу (рисунку) и заданным техническим требованиям
(время, точность, чистота обработки);
д) выполнение требований техники безопасности при работе;
е) глубина знаний теоретических вопросов билета и умение последовательного их
изложения.
4.3. Практическая часть экзамена оценивается, если выполнено более половины ее
объема.
4.4.Итоговая оценка по профилю трудового обучения выставляется как совокупная
по результатам ответа и выполнения практической работы. При этом учитываются
составляющие результата образованности (Приложение 3): предметноинформационная составляющая, деятельно-коммуникативная составляющая,
ценностно-ориентационная составляющая.
4.5.При выставлении итоговой отметки надлежит руководствоваться следующим:
отметка за выполнение практической работы и за ответы на вопросы
экзаменационных билетов выставляются по отдельности. Общая отметка
выставляется с учетом годовой отметки по предмету, экзаменационной отметки и
уровня фактической подготовки выпускника (качество и количество выполненных
программных изделий в течение учебного года обучения); итоговая отметка «5» не
может быть выставлена, если на экзамене по этому предмету выпускник получил
иную оценку.
4.6 Отметки выполнения экзаменационной работы и ответов выпускников по
билетам заносятся
в экзаменационный протокол (Приложение 4) и классный журнал. Все протоколы
экзаменов подписываются членами экзаменационной комиссии и хранятся в
соответствии со сроками, предусмотренными номенклатурой дел МАОУ СОШ
№23.
5. Порядок выдачи документа об окончании образовательной организации
5.1.Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами
умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего
образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным
программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые
устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования.
5.2. Решение о выдаче документа оформляется протоколом педсовета, на
основании которого издается приказ по МАОУ СОШ №23.
5.3. В соответствии с приказом Министерства образования и науки России от 14
октября 2013 года № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и
порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с
различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и
среднего общего образования и обучающимся по адаптированным основным
общеобразовательным программам» утвержден образец свидетельства об
обучении и порядок его выдачи лицам с ОВЗ (с различными формами умственной
отсталости), согласно которому свидетельство выдается выпускникам в связи с
завершением ими обучения.
Приложение 1
ИНСТРУКЦИЯ
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ КОМИССИИ
Председатель экзаменационной комиссии обязан
1. За час до начала экзамена
- проверить готовность помещения к проведению экзамена;
- получить от заместителя директора по УР списки обучающихся, допущенных к
экзамену;
- получить от заместителя директора по УР экзаменационный материал по данному
профилю (билеты, номера к билетам, протокол, бумагу, классный журнал).
2. За 15 минут до начала экзамена проверить явку всех членов комиссии.
3. Напомнить всем членам комиссии порядок проведения экзамена, требования к
выставлению отметок, права и обязанности членов комиссии.
4. Во время экзамена
- вести экзамен согласно настоящего Положения
- предоставлять слово членам экзаменационной комиссии, желающим задать
экзаменуемым вопросы;
- устанавливать перерыв (если такой необходим).
5. После проведения экзамена
- руководить обсуждением отметок обучающихся;
- контролировать правильность ведения протокола экзамена, объективность
выставления отметок;
- объявлять обучающимся результаты экзаменов и итоговую отметку;
- сдать все материалы по проведенному экзамену в учебную часть (протокол
экзамена за подписью всех членов экзаменационной комиссии, экзаменационный
материал, черновики и чистовики ответов обучающихся).
6. Подготовить аналитическую справку об итогах аттестации выпускников.
7. Выступить на педагогическом совете об итогах аттестации выпускников.
Приложение 2
ИНСТРУКЦИЯ УЧИТЕЛЯ,
ВЕДУЩЕГО ЭКЗАМЕН
Учитель, ведущий экзамен, обязан
1. Прибыть в школу за 30 минут до начала экзамена.
2. До начала экзамена
- проверить готовность помещения для проведения экзамена;
- проверить наличие материалов, заготовок, инструментов, учебных пособий,
чертежей, рисунков и пр. для проведения экзамена;
- проверить явку обучающихся на экзамен, в случае неявки кого-то из
выпускников, выявить причину его отсутствия.
3. Во время экзамена
- определять рабочее место экзаменуемым для проведения практической части;
следить за выполнением техники безопасности при практической работе;
- создавать оптимальный деловой и доброжелательный микроклимат во время
проведения экзамена;
- участвовать в опросе обучающихся.
4. По окончании экзамена:
- участвовать в обсуждении и выставлении экзаменационной отметки;
- выставлять экзаменационные и итоговые отметки в протокол экзамена, классный
журнал.
Приложение 3
Показатели качества образования выпускника
Предметная составляющая
обучающиеся знают
- понятие о видах информации, ее значение в жизни человека;
- экологию и производство, последствия применения технологий;
- понятие себестоимости продукции, необходимость рационального использования
экономических ресурсов: природных, трудовых, производственных, семейных и
др.;
- правила гигиены и безопасности труда;
- требования, предъявляемые профессией к человеку, правила выбора профессии;
- терминологию работ по профилю;
- значение материалов в жизни человека;
- свойства материалов;
- классификацию материалов, их получение, применение;
- технологию изготовления ручного инструмента;
- правила организации рабочего места;
- технологические сведения об оборудовании и инструменте.
Деятельно-коммуникативная составляющая
учащиеся умеют
- использовать различные виды информации;
- анализировать простые повседневные экономические ситуации, возникающие в
школе, семье, государстве;
- пользоваться основными правами и выполнять обязанности;
- использовать технологии, не нарушающие экологическое равновесие;
- обеспечивать безопасность своего труда;
- соблюдать культуру труда и общения;
- адекватно оценивать свои профессиональные возможности;
- владеть приемами работы ручным инструментом;
- различать материалы;
- применять терминологию работ по профилю;
- организовывать рабочее место;
- анализировать, планировать деятельность, оценивать качество работ;
- оказывать первую медицинскую помощь.
Ценностно-ориентационная составляющая
учащиеся умеют
- осуществлять самооценку уровня своей подготовки в целях профессионального
самоопределения;
- брать ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих;
- строить свои отношения на основе уважения и признания уникальности каждого
человека;
- воспринимать индивидуальный и коллективный труд как ценность;
- отвечать за результат труда;
- распределять обязанности в семье, соблюдать семейную этику;
- осознавать значение информации в жизни человека.
Приложение 4
Свердловская область
город Волчанск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №23
"___"__________________ 20___г.
Протокол
оценки учебно-трудовой деятельности обучающихся __ класса
Комиссия в составе председателя
_______________________________________________________________________
_____ (Ф.И.О.)
и членов
1. ____________________________________________________________________
(Ф.И.О.)
2. ____________________________________________________________________
(Ф.И.О.)
оценила учебно-трудовую подготовку выпускников и вынесла следующее решение
№
Годова
Оценка
Фамилия, я
практической
п имя,
оценка части
/ отчество
экзаменацион
пвыпускни
ной
ка
работы
Оценка
Итогова Рекомендаци
ответа
я
и комиссии
(собеседовани оценка
я)
Председатель комиссии __________________(ФИО)
Члены комиссии ________________________(ФИО)
_______________________(ФИО)