МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МОУО - отдел образования Волчанского городского округа
МАОУ СОШ № 23
СОГЛАСОВАНО
руководитель ШМО
УТВЕРЖДЕНО
директор МАОУ СОШ№23
________________Воронина М.В.
____________Адельфинская О.В.
протокол №1 от 31.08. 2023 г.
приказ № 256-д от 31.08. 2023 г.
МУНИЦИПАЛЬ
НОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗО
ВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗО
ВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА 23
Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 23
DN: C=RU, S=Свердловская область,
STREET="улица Мичурина, дом 9",
L=город Волчанск, T=Директор,
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
23, ОГРН=1026601102000,
СНИЛС=02728642561, ИНН
ЮЛ=6614004618, ИНН=661401207552,
E=maou23volchansk@yandex.ru,
G=Ольга Валерьевна,
SN=Адельфинская,
CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 23
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: место подписания
Дата: 2023-10-14 14:43:15
Foxit Reader Версия: 9.7.0
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3520994)
учебного предмета «Стратегии смыслового чтения»
для обучающихся 5 классов
г. Волчанск 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Стратегии смыслового чтения» адресована учащимся 5
классов и является необходимым дополнением к программам всех учебных
дисциплин,
так
как
формирование
навыков
смыслового
чтения
является
стратегической линией школьного образования в целом.
Актуальность программы определена требованиями к образовательному
результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном
стандарте
основного
общего
образования
(ФГОС
ООО)
на
уровне
сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства.
В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и
критически
реализации
воспринимать информацию, компетентно использовать её при
своих
целей.
Современная
школа
призвана
формировать
функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека
максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней
функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в
расширяющемся
информационном
пространстве. Инструментальной
основой
работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого
умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который
обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в
процессе самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным
предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать
информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного
процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно
работать с текстом относится к универсальным, основополагающим и обоснованно
является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового
чтения.
2
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы
может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию
потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом
мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание,
память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические
чувства,
волевые
качества,
навыки
самоконтроля,
интеллектуальной
самостоятельности. Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией
закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5
классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Цель программы
формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и
интеллектуальной потребности чтении;
формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей
достижению результативности обучения по всем предметам образовательной
программы школы;
формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей
культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.
Задачи
развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства,
формировать духовно-нравственные основы личности;
вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением,
активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать
навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
освоить
базовый
универсальным
инструментарий
понятийный
видом
аппарат,
деятельности
формирования
связанный
(названия
видов
с
чтением
видов
целевого
чтения)
как
и
чтения
3
(просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углубленного) в
работе с книгой и текстом как единицей информации;
учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания,
интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе
углубления базовых знаний по теории текста;
использования приемов поиска и извлечения информации в тексте;
использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных
стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её
дальнейшего использования;
использования приемов организации рефлексивной деятельности после чтения
и осмысления текстов.
Формы и режим занятий
Программа деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей
практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические
основы программы даются дозированно и постигаются через практическую
деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской
компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы
проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые,
исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического
мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего
обучения и др. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся
были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности,
интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.
Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, состязание,
аукцион, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая
игра, библиотечные занятия.
4
Формы
организации
деятельности
учащихся
–
индивидуальные
и
коллективные (групповые, в парах) формы.
Режим занятий – программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года (1
раз в неделю).
Результативность освоения программы:
Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности,
характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью.
Достижениями
учащихся
являются
умения,
сформированные
в
процессе
деятельности и выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня
результативности осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения
работ, указанных в разделе «Содержание программы». Формой предъявления
результата является также участие школьников в мероприятиях, проведенных по
этому направлению внеурочной деятельности за год (целесообразно – в конце
каждой четверти).
5
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
учащиеся научатся
осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом,
для достижения положительного результата учебной деятельности,
удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и
обогащения эмоциональной сферы личности;
использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для
формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе
прочитанных текстов.
Метапредметные результаты:
учащиеся овладеют:
элементарными навыками работы с книгой;
умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий
цели
вид
чтения
(поисковый/просмотровый,
ознакомительный,
изучающий/аналитический);
элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в
первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут
осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и
понимание прочитанного, на основе умений:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся
читательский и жизненный опыт;
находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных
текстах);
6
находить
в
тексте
второстепенную,
требуемую
фактическую
информацию
и
(явную):
иллюстративную,
главную
тезисную
и
и
доказательную и т.п.;
выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе
умений:
понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных
видах текстов;
выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий
содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в
устной и письменной форме главное в содержании текста;
объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты
(в несплошных текстах);
интерпретировать
содержание:
сравнивать
и
противопоставлять
заключённую в тексте информацию разного характера, определять
причинно-следственные
и
логические
связи,
делать
выводы
из
сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;
задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
прогнозировать содержание текста;
находить скрытую информацию в тексте;
использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на
основе умений:
7
составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с
коммуникативным замыслом;
приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
преобразовывать
(перекодировать)
текст,
используя
новые
формы
представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить
деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе
умений:
откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную
в тексте, со своими представлениями о мире;
оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в
тексте;
использовать полученную из разного вида текстов информацию для
установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей,
объяснения, обоснования утверждений / тезисов;
оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты:
Учащиеся получат возможность:
использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с
текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении
интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебнопознавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования
и проектирования;
обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на
основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.
8
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
Форма организации
Электронные ресурсы
1
Умеем ли мы читать? (Виды чтения)
Вводное занятие. Беседа
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
2
Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое,
ознакомительное) Библиотечный урок
Лекционное занятие
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
3
Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – Беседа
узнал»)
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
4
Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)
Лекционное занятие
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
Практическое занятие. Игра
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
5
С чего начинается текст? (Роль заглавия)
6
Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)
Занятие поискового характера
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
7
Внимание к слову
Квест-игра
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
8
Тематический конкурс чтецов
Чтение стихотворений
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
9
Наши друзья и помощники (Словари и
справочники)
Творческая работа
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
10
Учимся читать учебный текст (Элементы учебного
текста)
Практическое занятие
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
11
Главное и неглавное в тексте (Виды информации в
учебном тексте)
Практические задания
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
12
Практикум-диагностика (Тестовая работа по
применению умений работать с информацией и
выделять главную мысль)
Индивидуальная работа
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
13
Как читать несплошной текст?
Практикум
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
14
Шифровка и дешифровка текста
Парная работа
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
15
Как построен текст? (Строение текстов разных
типов речи)
Групповая работа, игра
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
16
Ролевая игра «Заседание Учёного совета
лексикографов»
Ролевая игра
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
17
Погружение в текст
Работа с текстом
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
18
Погружение в текст
Работа с текстом
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
19
Диалог с текстом
Практикум
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
2
20
Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы)
Групповая работа
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
21
Диалог с текстом (Выделение главной мысли)
Беседа
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
22
Составление плана текста
Занятие в игровой форме
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
23
Формирование списка книг для чтения
Творческая работа
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
24
Создание собственных письменных материалов на
основе прочитанных текстов: отзывы о
прочитанном
Индивидуальное практическое занятие
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
25
Учимся читать «между строк» (Скрытая
информация в тексте)
Беседа, круглый стол
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
26
Что помогает понять текст (Перекодирование
информации: пометки, выписки, цитаты)
Индивидуальная работа
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
27
Оценка содержания, языковых особенностей и
структуры текста
Практическая работа
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
28
Выражение собственного мнения о прочитанном
Беседа
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
29
Выражение собственного мнения о прочитанном и
его аргументация
Открытый микрофон
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
3
30
Достоверность и недостоверность информации в
тексте. Текст задачи «Крыжовник»
Групповая работа
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
31
Недостающая или избыточная информация. Текст
задачи «Крыжовник»
Индивидуальная и групповая работа
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
32
Участие в учебном диалоге при обсуждении
прочитанного или прослушанного текста
Беседа
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
33
Сопоставление различных точек зрения на
информацию.
Работа с текстом
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
34
Итоговое занятие. Анализ текста
Самостоятельная работа
4
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
по
формированию
читательской
грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка
заданий на цифровой платформе Москва, 2021.
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru
Библиотека http://lib.ru