Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №23
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
руководитель ШМО:
Директор МАОУ СОШ №23
_________________
______________________
Г.М. Пылаева
О.В. Адельфинская
протокол № 1 от 30.08.2023
приказ № 256-д от 31.08.2023 г.
МУНИЦИПАЛЬ
НОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗО
ВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗО
ВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА 23
Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 23
DN: C=RU, S=Свердловская область,
STREET="улица Мичурина, дом 9",
L=город Волчанск, T=Директор,
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
23, ОГРН=1026601102000,
СНИЛС=02728642561, ИНН
ЮЛ=6614004618, ИНН=661401207552,
E=maou23volchansk@yandex.ru,
G=Ольга Валерьевна,
SN=Адельфинская,
CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 23
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: место подписания
Дата: 2023-10-19 15:41:50
Foxit Reader Версия: 9.7.0
Приложение к основной
образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ СОШ №23
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Решение физических задач» (10-11 класс)
среднего общее образование
срок реализации рабочей программы – 1 год
2023-2024 учебный год
г. Волчанск, 2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение
физических задач» разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от
17.12.2010 № 1897 (п. 18.2.2);
-
Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН
2.4.2.2821 -10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от
29.12.2010г. № 189;
- Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ СОШ № 23», утвержденной приказом директора № 221 от
02.09.2013г.;
- Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. №
03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России;
- Планом внеурочной деятельности ООП ООО МАОУ СОШ № 23 на
2019-2020 учебный год;
- Положением «О внеурочной деятельности» МАОУ СОШ № 23.
Обоснование актуальности курса:
Данный курс внеурочной деятельности разработан для учащихся общеобразовательных 10-11 классов МОУ.
Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики в основной и средней школе, и предлагается учащимся в дополнение к изучаемому школьному курсу физики.
Введение данного курса предусматривает расширение и закрепление
отдельных разделов физики путем их комбинирования, которое осуществляется как в одном большом разделе, так и между модулями. Отличительной
чертой данного курса является то, что обучающиеся закрепляют навыки решения физических задач и формируют исследовательские в ходе самостоятельного познавательного процесса и самостоятельной практической деятельности.
Особый акцент в данном курсе сделан на ознакомление с новыми методиками решения задач при помощи физических опытов, исследовательских и
лабораторных работ, помогающих наблюдать и изучать те или иные явления.
Причем данные наблюдения и исследования находятся в неразрывной связи с
развитием креативных способностей учащихся, что формирует внутреннюю
мотивацию учебной деятельности.
Огромную важность в непрерывном образовании личности, формирования целостной картины мира, развития надпредметных умений и навыков
приобретают вопросы развития способностей учащихся на основе изучения
материала не отдельными фрагментами, а комбинацией отдельных тем и разделов, плавно перетекающих друг в друга, что отражено в структуре данного
курса. Изучение данного элективного курса тесно связано с такими дисциплинами, как математика и химия, и опирается на изучаемый материал по
названным предметам.
Курс внеурочной деятельности «Решение физических задач» адресован учащимся 10-11-х классов, изучающих физику по двухчасовой программе, в общеобразовательных классах.
Цель:
Целью данного курса является расширение и закрепление материала
основного курса физики, усиление его прикладной направленности. В ходе
достижения данной цели решаются следующие задачи:
- закрепить у учащихся знания, умения и навыки, входящие в обязательный минимум содержания общего образования по физике;
- развивать мотивацию учебной деятельности, стремление к саморазвитию;
- способствовать воспитанию экологической культуры учащихся.
Задачи:
- классифицировать задачи по требованию, по содержанию, по способу
задания и решения;
-
знать основные понятия и величины: относительность движения,
скорость, масса, ускорение, импульс, сила, потенциальная и кинетическая
энергия, полная механическая энергия, работа, мощность,
коэффициент
полезного действия, период, амплитуда и частота колебаний, инерциальная
система отсчета, электрическое и магнитное поле, электромагнитные и звуковые волны, атом, атомное ядро, изотопы, электрон, протон, нейтрон, дефект масс и др.;
- понимать важнейшие категории научного познания: явления и факты,
понятия, законы, теоретические выводы; этапы развития естественнонаучного познания: наблюдение, эксперимент, построение гипотез и моделей, вывод
следствий и их проверка;
- уметь планировать, проводить наблюдения и эксперименты, фиксировать полученные данные, систематизировать их, решать качественные,
графические и расчетные задачи.
Формы организации работы:
Программа курса направлена на повышение интереса к физике и способствует лучшему усвоению материала, на создание условий для самостоя-
тельной творческой деятельности учащихся, на развитие интереса к практической деятельности на материале простых увлекательных опытов.
Поскольку наблюдения и опыты являются источниками знаний о природе, ученики выступают в роли физиков-исследователей. Выполнение самостоятельных практических работ обеспечивает связь физического эксперимента с изучаемым теоретическим материалом, что позволяет детям, позволяет самостоятельно делать обобщения и выводы.
Учитель выступает в роли консультанта. В большей степени необходимо понимать и чувствовать, как учится ребенок, координировать и направлять его деятельность, учить учится. Лучшим вариантом в организации этого
курса является проектная деятельность
Планируемые результаты освоения курса.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения
к собственным поступкам;
-
формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результа-
та, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-
умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
зада-
чи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции);
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
Предметные результаты освоения курса с учётом общих требований
Стандарта должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени
общего образования.
Тематическое планирование
п/п
Количество
часов
Тема занятия
Форма организации деятельности обучающихся
Классификация задач.
1
2
Что такое физическая задача.
Состав физической задачи.
Классификация физических
задач, Алгоритм решения задач.
1
Познавательные беседы,
Урок-исследование
1
Кинематика.
3
4
5
6
Прямолинейное равномерное
движения. Графические представления движения.
Алгоритм решения задач на
среднюю скорость.
Ускорение. Равнопеременное
движение.
Графическое представление
РУД. Графический способ
решения задач.
Урок-исследование
1
1
1
Урок-исследование
Урок-исследование
Урок-исследование
1
Динамика.
7
8
9
10
11
Решение задач на законы
Ньютона по алгоритму.
Координатный метод решения задач. Вес движущегося
тела.
Координатный метод решения задач. Движение связанных тел.
Решение задач: свободное падение.
Решение задач координатный
1
Урок-исследование
Урок-исследование
1
Урок-исследование
1
1
1
Урок-исследование
Урок-исследование
12
13
14
метод: движение тел по
наклонной плоскости.
Движение тела, брошенного
под углом к горизонту.
Характеристики
движения
тел по окружности: угловая
скорость.
Движение в поле гравитации.
Космическая скорость.
1
Урок-исследование
Урок-исследование
1
1
Урок-исследование
Равновесие тел.
15
16
17
Центр тяжести. Условия и
виды равновесия.
Решение задач на определение характеристик равновесия.
Анализ работы и разбор
трудных задач.
1
Урок-исследование
Урок-исследование
1
1
Урок-исследование
Законы сохранения.
18
19
20
21
22
23
24
25
Импульс силы. Решение задач
на второй закон Ньютона в
импульсной форме.
Решение задач на закон сохранения импульса.
Работа и мощность. КПД механизмов.
Потенциальная и кинетическая энергия. Решение задач.
Решение задач средствами
кинематики и динамики с помощью законов сохранения.
Давление в жидкости. Закон
Паскаля. Сила Архимеда.
Решение задач на гидростатику с элементами статики динамическим способом.
Тестовая работа по теме «Законы сохранения».
Урок-исследование
1
1
1
1
Урок-исследование
Урок-исследование
Урок-исследование
Урок-исследование
1
1
Урок-исследование
Урок-исследование
1
1
Урок-исследование
Тепловые явления.
26
27
Решение задач на тепловые
явления.
Решение задач. Агрегатные
состояния вещества.
1
1
Урок-исследование
Урок-исследование
28
29
Решение задач. Влажность
воздуха.
Решение задач. Определение
Твердого тела. Закон Гука.
1
1
Урок-исследование
Урок-исследование
Электрические явления.
30
31
32
33
Законы видов соединения
проводников.
Закон Ома. Сопротивление
проводников.
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля Ленца.
КПД электроустановок.
1
1
Урок-исследование
Урок-исследование
Урок-исследование
1
1
Урок-исследование
Оптика.
34
Линзы. Построение изображения в линзах. Формула
тонкой линзы. Оптическая
сила линзы.
Урок-исследование
1