Рабочая программа по внеурочной деятельности Подвижные игры НОО 1-4 классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №23
Волчанского городского округа

СОГЛАСОВАНО
руководитель ШМО начальных классов

УТВЕРЖДЕНО
директор МАОУ СОШ №23

__________ Самойлова Н.А.
протокол № 1 от 29.08. 2023 г.

__________ Адельфинская О.В.
приказ № 248-д от 29.08.2023 г.

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23
DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET="улица
Мичурина, дом 9", L=город Волчанск, T=Директор,
АВТОНОМНОЕ
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23,
ОГРН=1026601102000, СНИЛС=02728642561,
ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
OID.1.2.643.100.4=6614004618, ИНН=661401207552,
E=maou23volchansk@yandex.ru, G=Ольга Валерьевна,
СРЕДНЯЯ
SN=Адельфинская, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА № 23
Основание: я подтверждаю этот документ
АЯ ШКОЛА № 23
Местоположение:
Дата: 2023-10-23 18:11:30

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
начальное общее образование
1-4 классы
на 2023-2024 учебный год

Составитель:
ШМО учителей начальных классов

г. Волчанск, 2023 год

Пояснительная записка
Данная программа курса внеурочной деятельности «Подвижные игры» разработана в
соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (утверждён Приказом
Министерства
просвещения
Российской
Федерации № 286 от 31 мая 2021 г.);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.364820-20. «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
и с учётом федеральной образовательной программы начального общего образования
МАОУ СОШ №23.
Рабочая программа курса «Подвижные игры» реализует спортивнооздоровительное направление внеурочной деятельности на уровне начального общего
образования и нацелена на создание основ для формирования, сохранения и укрепления
здоровья младших школьников, формирования культуры здорового образа жизни.
Цель программы: создание наиболее благоприятных условий для формирования
у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных
путей в достижении успеха.
Задачи программы:
- укреплять здоровье учащихся, приобщать их к занятиям физической культурой и
здоровому образу жизни, содействать гармоническому, физическому развитию;
- обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- воспитывать
дисциплинированность,
доброжелательное
отношение
к
одноклассникам, формировать коммуникативные компетенции.
Основные содержательные линии программы:
- современные подвижные игры;
- современные подвижные игры;
- русские народные игры и забавы;
- русские игровые традиции.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею
положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме,
улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации
приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз
одни и те же движения, не замечая усталости, что приводит к развитию выносливости.
Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для
всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке
взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем
необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в
игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности,
умения справляться с отрицательными эмоциями. В подвижных играх ребенку
приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой

неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения
возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности,
инициативы, творчества, сообразительности.
Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об
окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные
действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц,
насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В
процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т.д.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики.
Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный
характер. В народных играх много юмора, шуток, задора; движения точны и образны;
часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами заманчивыми и любимыми
младшими школьниками считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою
художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший
неповторимый игровой фольклор.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 1-4-х классов. На реализацию
программы отводится:
в 1-х классах: 66 часов в год из расчета 2 часа в неделю;
во 2-х классах: 68 часов в год из расчета 2 часа в неделю;
во 3-4 классах: 34 часа в год из расчета 1 час в неделю в рамках внеурочной
деятельности, согласно Плану внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 23 .

Содержание программы
Элементы содержания

С целью подготовки организма школьников к
предстоящей физической нагрузке в начале каждого
занятия проводятся ходьба, бег в медленном темпе,
общеразвивающие упражнения.
С целью более эффективного подведения
организма школьников к предстоящим физическим
нагрузкам
упражнения
следует
подбирать
в
соответствии с характером предстоящей работы.
Комплексы упражнений выполняются во время
ходьбы сразу после окончания бега. Сначала следуют
упражнения,
способствующие
восстановлению
нормального
дыхания,
затем
упражнения,
включающие в работу большие группы мышц. В конце
комплекса используются упражнения, по характеру
выполнения близкие тем, которые планируются в
основной части занятий.
Основное время отводится на игры. Проводится
несколько организованных игр или игровых заданий
на воспитание того или иного физического качества и
совершенствование двигательного навыка. При
проведении игр и эстафет в течение занятия должна

Виды деятельности
обучающихся
Игровая
деятельность
Спортивнооздоровительная
деятельность

Форма
организации
деятельности
обучающихся
Беседа, практика,
подвижная игра.

соблюдаться
определенная
последовательность.
Вначале проводятся
игры, направленные на
закрепление и совершенствование двигательных
навыков, когда обучающиеся могут лучше выполнять
и анализировать сложные двигательные действия.
Затем следуют игры, направленные на воспитание
физических качеств.
В заключительной части занятия проводятся
ходьба, игры на внимание с целью снижения
физической нагрузки и подготовки школьников к
следующим занятиям.

Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Подвижные игры»
является формирование
следующих умений:
 целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
 ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;
 способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
 активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
 освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять
на себя ответственность;
 развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на
основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные
и физические ресурсы стрессоустойчивости;
 освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
 умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
 планирование общей цели и пути её достижения;
 распределение функций и ролей в совместной деятельности;
 конструктивное разрешение конфликтов;
 осуществление взаимного контроля;
 оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых
коррективов;
 принимать и сохранять учебную задачу;

 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
 учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей
и других людей;
 различать способ и результат действия;
 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания
нового,
более
совершенного
результата.
2. Познавательные УУД:

добывать новые знания: находить дополнительную информацию по
содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;

перерабатывать полученную информацию, делать выводы;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои
правила игры на основе знакомых игр;

устанавливать
причинно-следственные
связи.
3. Коммуникативные УУД:
 взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в
командных видах игры);
 адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных
коммуникативных задач;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
 совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
 учиться выполнять различные роли в группе.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности
является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений,
высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое,
интеллектуальное развитие.





двигательная подготовленность как важный компонент здоровья учащихся;
развитие физических способностей;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни;
развитие психических и нравственных качеств;

 повышение социальной и трудовой активности;планировать занятия физическими
упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств
физической активности;
 организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;
 взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
 применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Тематическое планирование
1 класс
№ п.п.

Тема занятия

Кол-во
часов

1.

1
2

Беседа, практика

1

Беседа

1

Беседа

2

Беседа, практика

6.

Здоровый образ жизни. Кого мы можем считать
здоровым человеком.
Здоровье в порядке - спасибо зарядке! Комплекс
упражнений утренней гимнастики.
Личная гигиена: Что такое гигиена. Правила
личной гигиены.
Профилактика травматизма. Инструкция по ТБ.
Цели и задачи курса.
Нарушение осанки. Упражнения для укрепления
осанки.
«Мяч по кругу»

Форма организации
деятельности
обучающихся
Беседа

2

Подвижная игра

7.

«Поймай рыбку»

2

Подвижная игра

8.

«Цепи кованы»

2

Подвижная игра

9.

Профилактика травматизма. Инструкция по ТБ.

1

Беседа

10.

«Змейка на асфальте»

2

Подвижная игра

11.

«Бег с шариком»

2

Подвижная игра

12.

«Нас не слышно и не видно»

2

Подвижная игра

13.

«Третий лишний»

2

Подвижная игра

14.

«Ворота»

2

Подвижная игра

15.

«Чужая палочка»

2

Подвижная игра

16.

«Белки, шишки и орехи»

2

Подвижная игра

17.

1

Беседа

2

Практика

19.

Профилактика травматизма. Правила поведения
на спортивной площадке, правила поведения в
команде.
Нарушение осанки. Упражнения для укрепления
осанки.
«След в след»

2

Подвижная игра

20.

Эстафета

2

Подвижная игра

2.
3.
4.
5.

18.

21.

«Мишень»

2

Подвижная игра

22.

«С кочки на кочку»

2

Подвижная игра

23.

«Без пары»

2

Подвижная игра

24.

«Веревочка»

2

Подвижная игра

25.

«Плетень»

2

Подвижная игра

26.

1

Беседа

27.

Профилактика травматизма. Правила поведения в
команде. Правила ТБ.
Весёлые старты

1

Подвижная игра

28.

«Следопыт»

2

Подвижная игра

29.

«Болото»

2

Подвижная игра

30.

«Цапля»

2

Подвижная игра

31.

«Кто больше»

2

Подвижная игра

32.

«Успевай, не зевай»

2

Подвижная игра

33.

«День и ночь»

2

Подвижная игра

34.

«Наперегонки парами»

2

Подвижная игра

35.

«Ловушки-перебежки»

2

Подвижная игра

36.

«Вызов номеров»

2

Подвижная игра

37.

Эстафета

1

Подвижная игра

ИТОГО:

66 часов

Тематическое планирование
2 класс
Тема

Кол-во
часов
2
2

Беседа, практика

3.

Здоровый образ жизни. Кого мы можем считать
здоровым человеком
Здоровье в порядке - спасибо зарядке! Комплекс
упражнений для утренней гимнастики.
Личная гигиена. Правила личной гигиены

Формы организации
деятельности
обучающихся
Беседа

2

Беседа, практикум

4.

Профилактика травматизма. Правила по ТБ

1

Беседа

5.

2

Беседа. практика

6.

Нарушение осанки. Упражнения для укрепления
осанки.
«Двенадцать палочек»

2

Подвижная игра

7.

«Катание яиц»

2

Подвижная игра

8.

«Чижик»

2

Подвижная игра

9.

Профилактика травматизма. Правила по ТБ

2

Беседа

10.

«Пустое место»

2

Подвижная игра

11.

«Городки»

2

Подвижная игра

12.

«Пятнашки»

2

Подвижная игра

№ п.п.

1.
2.

13.

Командные игры на выносливость.

2

Подвижная игра

14.

«Волки и овцы»

2

Подвижная игра

15.

«Намотай ленту»

2

Подвижная игра

16.

«Лапта»

2

Подвижная игра

17.

«Без соли соль»

2

Подвижная игра

18.

«Чет-нечет»

2

Подвижная игра

19.

«Серый волк»

2

Подвижная игра

20.

«Ловись, рыбка, большая и маленькая»

2

Подвижная игра

21.

Профилактика травматизма. Правила по ТБ

1

Беседа

22.

Нарушение осанки

2

Практика

23.

«Платок»

2

Подвижная игра

24.

«Кто боится колдуна?»

2

Подвижная игра

25.

«Догонялки на санках»

2

Подвижная игра

26.

«Лучники»

2

Подвижная игра

27.

«Волк»

2

Подвижная игра

28.

«Камнепад»

2

Подвижная игра

29.

«Шаровки»

2

Подвижная игра

30.

«Горелки»

2

Подвижная игра

31.

«Штандер»

2

Подвижная игра

32.

«Рыбки»

2

Подвижная игра

33.

«Бабки»

2

Подвижная игра

34.

«Казаки-разбойники»

2

Подвижная игра

35.

Эстафета

2

Подвижная игра

68 часов

ИТОГО:

Тематическое планирование
3 класс

1
1

Беседа, практика

3

Здоровый образ жизни. Кого мы можем считать
здоровым человеком
Здоровье в порядке- спасибо зарядке! Комплекс
упражнений утренней гимнастики.
Личная гигиена. Правила личной гигиены

Форма организации
деятельности
обучающихся
Беседа

1

Беседа

4

Профилактика травматизма. Правила по ТБ

1

Беседа

5

1

Беседа, практика

6

Нарушение осанки. Упражнения для укрепления
осанки
«Щука»

1

Подвижная игра

7

«Водяной»

1

Подвижная игра

№ п.п.
1
2

Тема

Кол-во
часов

8

«Третий лишний»

1

Подвижная игра

9

«Hа золотом крыльце сидели…»

1

Подвижная игра

10

«Кандалы»

1

Подвижная игра

11

«Ворота»

1

Подвижная игра

12

«Слон»

1

Подвижная игра

13

«Козел»

1

Подвижная игра

14

«Лягушки и цапля»

1

Подвижная игра

15

«Волк во рву»

1

Подвижная игра

16

«Прыгуны»

1

Подвижная игра

17

«Лошади»

1

Подвижная игра

18

Профилактика травматизма. Правила по ТБ

1

Беседа

19

«Птички и клетка»

1

Подвижная игра

20

«Северный и южный ветер»

1

Подвижная игра

21

«Бой петухов»

1

Подвижная игра

22

«Караси и щука»

1

Подвижная игра

23

«Лиса в курятнике»

1

Подвижная игра

24

«Река и ров»

1

Подвижная игра

25

«Горячая картошка»

1

Подвижная игра

26

«Заяц без логова»

1

Подвижная игра

27

«Подвижная цель»

1

Подвижная игра

28

Профилактика травматизма. Правила по ТБ

1

Беседа

29

«Бредень»

1

Подвижная игра

30

«Заколдованный замок»

1

Подвижная игра

31

«Али-баба»

1

Подвижная игра

32

«Два Мороза»

1

Подвижная игра

33

«Жар-птица»

1

Подвижная игра

34

«Перетягивание воза»

1

Подвижная игра

ИТОГО:

34 часа

Тематическое планирование
4 класс
№
п.п.
1
2
3

Тема
Здоровый образ жизни. Кого мы можем считать
здоровым человеком
Здоровье в порядке- спасибо зарядке! Комплекс
упражнений для утренней гимнастики
Личная гигиена. Правила личной гигиены.

Кол-во
часов
1

Форма организации
деятельности
обучающихся
Беседа

1

Беседа, практика

1

Беседа

4

Профилактика травматизма. Правила по ТБ

1

Беседа

5

1

Беседа, практика

6

Нарушение осанки. Упражнения для укрепления
осанки
«Зазывалки»

1

Подвижная игра

7

«Жребий»

1

Подвижная игра

8

«Волки во рву»

1

Подвижная игра

9

«Волки и овцы»

1

Подвижная игра

10

«Медведь и вожак»

1

Подвижная игра

11

«Водяной»

1

Подвижная игра

12

«Невод»

1

Подвижная игра

13

«Чехарда»

1

Подвижная игра

14

«Птицелов»

1

Подвижная игра

15

«Жмурки»

1

Подвижная игра

16

Профилактика травматизма. Правила по ТБ

1

Беседа

17

«Дуга»

1

Подвижная игра

18

«Кот и мышь»

1

Подвижная игра

19

«Ляпка»

1

Подвижная игра

20

«Заря»

1

Подвижная игра

21

«Гуси»

1

Подвижная игра

22

«Удар по веревочке»

1

Подвижная игра

23

«Зайки»

1

Подвижная игра

24

«Прыганье со связанными ногами»

1

Подвижная игра

25

«У медведя во бору»

1

Подвижная игра

26

«Гуси»

1

Подвижная игра

27

«Бой петухов»

1

Подвижная игра

28

«Переездной конь»

1

Подвижная игра

29

«Зелёная репка»

1

Подвижная игра

30

«Дударь»

1

Подвижная игра

31

«Капустка»

1

Подвижная игра

32

«Солнышко»

1

Подвижная игра

33

«В круги»

1

Подвижная игра

34

«Медом или сахаром»

1

Подвижная игра

ИТОГО:

34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.