Рабочая программа по внеурочной деятельности Я-пешеход и пассажир НОО 1-3 классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №23
Волчанского городского округа
СОГЛАСОВАНО
руководитель ШМО начальных классов

УТВЕРЖДЕНО
директор МАОУ СОШ №23

__________ Самойлова Н.А.
протокол № 1 от 29.08. 2023 г.

__________ Адельфинская О.В.
приказ № 248-д от 29.08.2023 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕ
ЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕ
ЛЬНАЯ ШКОЛА №
23

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23
DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET="улица Мичурина, дом 9",
L=город Волчанск, T=Директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23, ОГРН=1026601102000,
СНИЛС=02728642561, OID.1.2.643.100.4=6614004618,
ИНН=661401207552, E=maou23volchansk@yandex.ru, G=Ольга
Валерьевна, SN=Адельфинская, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23
Основание: я подтверждаю этот документ
Местоположение:
Дата: 2023-10-23 18:12:13

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Я – ПЕШЕХОД И ПАССАЖИР»
начальное общее образование
1-3 классы
на 2023-2024 учебный год

Составитель:
ШМО учителей начальных классов

г. Волчанск, 2023 год

Пояснительная записка
Данная программа курса внеурочной деятельности «Подвижные игры» разработана
в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (утверждён Приказом
Министерства
просвещения
Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021 г.);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.364820-20. «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
и с учётом федеральной образовательной программы начального общего
образования МАОУ СОШ №23.
На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество
детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления —
несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного
движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению
по улицам и дорогам. Становится очевидно, что семья в одиночку не может
справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость
введения данного курса в начальной школе.
Программа курса «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся
начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах
дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Цель курса: формирование обязательного минимума знаний и умений, который
обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника
дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети
смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к
уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых
становятся младшие школьники.
Задачи:
Образовательные
1. Расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения
на дорогах.
2. Расширение системы знаний и практических навыков по оказанию первой
медицинской помощи.
Развивающие
1. Развитие у обучающихся умений ориентироваться в дорожно-транспортной
ситуации.
2. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, пропаганда
ПДД среди детей и подростков.
Воспитательные
1. Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к
вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного
движения.
2. Воспитание у обучающихся дисциплинированности и ответственности за свои
действия на дороге.
3. Формирование у обучающихся культуры поведения в транспорте и
потребности в соблюдении дорожной этики.

Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности (социальное
направление) в следующем объеме:
Программа разбита по разделам, каждый из которых, в свою очередь, разделен
на теоретическую и практическую части.
В теоретическую часть включены необходимые сведения по ПДД на заданную
тему и беседы по основам безопасного поведения на дорогах – в дни школьных
каникул, в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или с особенностью
инфраструктуры населённого пункта и микрорайона.
Практическая часть включает работу учащихся с дидактическими материалами
по заданной теме, экскурсии, прогулки по улицам и дорогам города, в местах
массового отдыха детей, а также сюжетно-ролевые игры с использованием
имитационных и дидактических материалов, изготовленных учащимися в процессе
внеурочной деятельности.
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также
проведение массовых мероприятий. Так как одной из задач программы является
пропаганда знаний ПДД и профилактика детского дорожно-транспортного
травматизма, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения
занятий, как выступление агитбригады, театрализованное представление, КВН, рейд,
выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурсы, викторины, игры. К
реализации программы могут привлекаться родители учащихся, водителипрофессионалы, сотрудники автотранспортных предприятий, занимающиеся
безопасностью дорожного движения, а также сотрудники ГИБДД.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 1-3-х классов. На реализацию
программы отводится:
в 1-х классах: 33 часа в год из расчета 1 час в неделю;
во 2-3 классах: 34 часа в год из расчета 1 час в неделю в рамках внеурочной
деятельности, согласно Плану внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 23 .
Содержание программы
Элементы содержания

Виды деятельности
обучающихся

Форма
организации
деятельности
обучающихся

1 класс
Познавательная
Ориентировка в окружающем мире
деятельность
 Форма
предметов
окружающего
мира
(треугольник, круг, квадрат).
Игровая
 Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение,
деятельность
называние, классификация).
 Пространственные
положения
и
Проблемновзаимоотношения объектов окружающего мира (близкоценностное общение
далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше).
 Форма и цвет знаков дорожного движения
Социальное
(белый треугольник с красной полосой по краям; синий
творчество
квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий
круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма
Художественное
запрещающих
знаков:
«движение
пешеходов
творчество
запрещено», «движение на велосипеде запрещено».
 Адрес местожительства, название ближайших

Лекция, беседа,
дидактическая
игра, экскурсия,
сюжетно-ролевая
игра,
агитбригада,
театрализованное
представление,
КВН, рейд,
выпуск стенгазет,
встреча с
работниками
ГИБДД, конкурс,
викторина, урокигра.

улиц и их особенности. Дорога от дома до школы
(кинотеатра, парка, магазина и пр.). Транспорт.
Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание,
называние, различение). Транспортное средство.
Участники дорожного движения: водитель, пассажир,
пешеход
(узнавание,
называние,
особенности
поведения).
Ты — пешеход
 Дорога.
Тротуар
как
часть
дороги,
предназначенная для движения пешеходов. Правила
движения по тротуару: движение навстречу транспорту;
движение по обочине при отсутствии тротуара;
движение в темное время суток только в сопровождении
взрослого.
 Знаки дорожного движения, определяющие
переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная
дорожка»,
«подземный
пешеходный
переход»,
«надземный пешеходный переход», «место остановки
автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая»
(название, назначение, внешние признаки). Особенности
поведения, определяемые тем или иным знаком ДД
(правила перехода дороги при разных знаках
пешеходного перехода). Светофор пешеходный и
транспортный. Особенности сигналов светофора и
действия пешеходов в соответствии с ними.
Ты — пассажир
 Правила поездки в транспортном средстве: не
отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у
входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не
высовываться из окна.
2 класс
Ориентировка в окружающем мире
 Предметы и их положение в пространстве:
определение, сравнение, объяснение соотношений с
использованием
соответствующей
терминологии
(близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).
 Скорость движения объекта (быстро, медленно,
очень
быстро). Особенности
пространственного
положения предмета (транспортного средства) при
разной скорости движения по отношению к другим
предметам и участникам дорожного движения (далекоблизко; медленно-быстро, рядом, около). Транспорт
стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.
 Транспорт личный и общественный (отличие,
классификация). Механические транспортные средства.
Маршрутное
транспортное
средство
(автобус,
троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на
рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.
 Населенный пункт как территория, застроенная
домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего
района как условие безопасного передвижения.
 Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт).
Практическое определение времени, которое может
быть затрачено на переход дороги.
 Опасность и безопасность на дорогах. Причины

Техническое
творчество

Познавательная
деятельность
Игровая
деятельность
Проблемноценностное общение
Социальное
творчество
Художественное
творчество
Техническое
творчество

Лекция, беседа,
дидактическая
игра, экскурсия,
сюжетно-ролевая
игра,
агитбригада,
театрализованное
представление,
КВН, рейд,
выпуск стенгазет,
встреча с
работниками
ГИБДД, конкурс,
викторина, урокигра.

возникновения опасностей. Безопасные маршруты
движения (установление, определение по рисункам и
личным наблюдениям).
Ты — пешеход
 Знаки дорожного движения: «светофорное
регулирование», «движение пешеходов запрещено»,
«пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые
необходимо знать пешеходам: «дорожные работы»,
«дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение
конкретного знака (в значении, приближенном к
установленному
в
ПДД).
Цвет
и
форма
предупреждающих и запрещающих знаков.
 Правила поведения на остановке маршрутного
транспортного средства.
Ты – пассажир
 В легковом автомобиле пристегиваться ремнями
безопасности. На первом сидении ребенок ехать не
может. Из машины выходить можно только со стороны
тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля
на ходу, не высовываться из окна.
3 класс
Ориентировка в окружающем мире
 Пространственные положения транспортных
средств в различных ситуациях движения на дорогах
разного типа (несколько полос движения, регулируемый
и нерегулируемый участок дороги, одностороннее
движение и др.). Оценивание дорожных ситуаций:
расстояние до приближающегося транспорта и его
скорость (мчится, стремительно приближается, едет с
небольшой скоростью, небыстро, дает сигналы поворота
или остановки). Анализ особенностей дороги и
местности, по которой она проходит (прямая,
просматривается в обе стороны, есть «закрытые»
участки, повороты, подъемы, спуски).
 Сигналы транспортного средства в начале
движения и изменении направления движения (поворот,
задний ход), правила поведения пешехода в
соответствии с ними.
Ты — пешеход
 Дорога используется для движения транспортных
средств. Особенности дорог в городе и в сельской
местности («полевые пути», «зимники»). Части
(элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина,
разделительная полоса. Правостороннее движение.
 Перекресток — место пересечения, примыкания
или разветвления дорог. Разные виды перекрестков
(четырехсторонний,
трехсторонний,
круговой).
Регулируемый
перекресток.
Светофоры
с
дополнительными секциями. Правила поведения
пешехода в соответствии с направлением движения
стрелок
дополнительных
секций
светофора.
Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма,
отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода
в зависимости от сигналов регулировщика. Дорожные
опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом
участке дороги (где нет пешеходных переходов и

Познавательная
деятельность
Игровая
деятельность
Проблемноценностное общение
Социальное
творчество
Художественное
творчество
Техническое
творчество

Лекция, беседа,
дидактическая
игра, экскурсия,
сюжетно-ролевая
игра,
агитбригада,
театрализованное
представление,
КВН, рейд,
выпуск стенгазет,
встреча с
работниками
ГИБДД, конкурс,
викторина, урокигра.

перекрестков). Правила движения в темное время суток.
 Правила передвижения в соответствии со
знаками дорожного движения. Предупреждающие
знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом»,
«железнодорожный
переезд
без
шлагбаума».
Запрещающие знаки: «движение на велосипедах
запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная
дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать
пешеходы: «дорога с односторонним движением»,
«жилая зона», «конец жилой зоны».
Ты — пассажир
 Выходить из транспортного средства на
проезжую часть только в том случае, если нет опасности
и не создаются помехи для других участников
движения.

Планируемые результаты освоения программы
В процессе изучения программы у младших школьников будут сформированы:
 личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе;
- установка на здоровый образ жизни;
- способность к самооценке.
 регулятивные УУД:
- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности,
поиска способов её осуществления;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- устанавливать причинно-следственные связи.

познавательные УУД:
- осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных
признаков;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- ориентироваться в материале: определять умения, которые будут
сформированы на основе изучения данной темы, определять круг своего незнания;
- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы,
находить нужную информацию в разных источниках;
- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой
план;
- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку
зрения на события, поступки;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций;
- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научнопопулярных книг, понимать прочитанное;

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении
проблемы (задачи);
- не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций
 предметные УУД:
учащиеся должны знать
- название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной
разметки;
- дорожную разметку на проезжей части ив местах остановок маршрутных
транспортных средств;
- условия, обеспечивающие безопасность пешеходу на дорогах в населённых
пунктах и вне населённых пунктов (загородных дорогах);
- опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в микрорайоне или городе
в целом;
- значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
- виды автомашин специального назначения и особенность их движения;
- положения регулировщика, соответствующие сигналам светофора для
участников дорожного движения;
- виды перекрёстков;
- значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств: звуковые,
световые, рукой;
- наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах,
приводящие к ДТП;
должны уметь
- выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие
безопасность при переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда;
- определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома;
- пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного
поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне
общественного транспорта;
- выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке маршрутных
транспортных средств;
- выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных
средств.
Тематическое планирование
1 класс
№
п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

1

Ориентировка в окружающем мире.

1

Форма организации
деятельности
обучающихся
Лекция

2

Пространственные положения и взаимоотношения
объектов окружающего мира

1

Лекция

3

Форма и цвет знаков дорожного движения

1

Урок-игра

4

Где я живу

1

Презентация

5

Транспорт. Транспортное средство

1

Урок-игра

6

Участники дорожного движения

1

Урок-игра

7

«Дружим мы со знаками»

1

Практика

2

Практика

10

Как правильно переходить дорогу: разбор
конкретных ситуаций.
Город, где ты живешь

1

Экскурсия

11

«Безопасный путь в школу»

1

Практика

12

1

Праздник

13

«Знай правила дорожного движения, как таблицу
умножения!»
Дорога. Как вести себя на дороге

1

Беседа

14

Правила движения по тротуару

1

Лекция

2

Урок-игра

17

Знаки дорожного движения, определяющие
переход дороги
Виды перекрестков

1

Лекция

18

Перекрестки у нашей школы

1

Экскурсия

Светофор. Сигналы светофора

2

Урок-игра

21

Где можно, и где нельзя играть?

1

Викторина

22

Осторожно! Плохая погода!

1

Урок-игра

23

«Безопасность на улице»

1

Практика

24

«Как правильно переходить дорогу»

1

Практика

25

«Безопасные места для детей»

1

Практика

26

«Я у перекрестка»

1

Практика

27

1

Викторина

1

Урок-игра

29

«Зачем нужно знать правила безопасного
поведения на дорогах?»
Транспорт, его движение и остановки (трамвайная
линия, маршрут автобуса).
Правила поведения в общественном транспорте

1

Беседа

30

Причины ДТП

1

Беседа

«Знакомство с транспортом нашего города»

2

Практика

« Поле чудес»

1

Урок-игра

8-9

15-16

19-20

28

31-32
33

ИТОГО:

33

Тематическое планирование
2 класс
№
п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

Форма организации
деятельности
обучающихся

Вводное. Повторение изученного в 1 классе.

2

Лекция

3

Безопасный путь из школы домой.

1

Презентация

4

Улицы с односторонним и двусторонним
движением.
Правила перехода улицы (особенности
пространственного положения предметов).

1

Лекция

2

Лекция

Раздел I. Ориентировка в окружающем мире 15 часов
1-2

5-6

Виды транспорта.

2

Конкурс рисунков

9

Дороги. Виды дорог и их состояния

1

Лекция

10

Причины возникновения опасностей на дороге

1

Беседа

«Разбор дорожных ситуаций»

2

Практика

«Определение времени, которое может быть
затрачено на переход дороги»
«Безопасные маршруты движения»

1

Практика

2

Практика

Знаки дорожного движения

2

Викторина

18

Правила ожидания транспорта на остановке.

1

Беседа

19

Правила перехода дороги при высадке из
транспорта.
Зимние забавы. Где можно кататься на санках и
коньках.
Движение по улице группами.

1

Беседа

1

Урок-игра

1

Беседа

«Общественный транспорт»

2

Практика

24

«Разбор дорожных ситуаций»

1

Практика

25-26

Экскурсия по зимнему городу.

2

Экскурсия

27-28

Музыкальный перекрёсток. Стихи и песни по ПДД.

2

Концерт

Легковой автомобиль – источник повышенной
опасности
Место ребенка в легковом автомобиле

1

Лекция

1

Беседа

Правила безопасности при езде на легковом
автомобиле
Памятки для водителей

1

Урок-игра

1

Практика

«Отличники ПДД»

2

Викторина

7-8

11-12
13
14-15

Раздел II. Ты – пешеход 13 часов
16-17

20
21
22-23

Раздел III. Ты – пассажир 4 часа
29
30
31
32
33-34

ИТОГО:

34

Тематическое планирование
3 класс
№
п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

Форма организации
деятельности
обучающихся

2

Презентация

1

Лекция

2
1

Беседа, встреча с
сотрудниками ГИБДД
Урок-игра

1

Викторина

Раздел I. Ориентировка в окружающем мире 14 часов
1-2
3
4-5
6
7

Детский дорожно-транспортный травматизм.
Безопасные маршруты «Дом – школа – дом»
История возникновения Правил дорожного
движения
Государственная инспекция безопасности
дорожного движения
Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка.
Перекрестки и их виды
Сигналы, регулирующие дорожное движение

8

Дорожные знаки и их группы

1

Урок-игра

9

1

Презентация

10

Виды транспортных средств. Сигналы, подаваемые
водителями транспортных средств
Каким был первый транспорт?

1

Лекция

11

Что такое «огненная тележка»?

1

Лекция

12

Практическая работа на тренинговой площадке:
Как правильно перейти улицу без светофора»
Конкурс поделок «Транспорт прошлого».

1

Практика

2

Конкурс

Движение пешеходов по тротуарам улицы и
обочине дороги. Правостороннее
движение транспортных средств и пешеходов
Правила перехода улиц и дорог. Одностороннее и
двустороннее движение
Скрытые опасности на дороге. Дорожные
«ловушки»
Железнодорожный переезд

1

Лекция

1

Лекция

1

Беседа

1

Урок-игра

1

Лекция

1

Беседа

21

Правила безопасности при переходе
железнодорожных переездов
Причины несчастных случаев и аварий на улицах и
дорогах
Что делать при ЧС на дорогах

1

Лекция

22

Велосипед и дорожное движение

1

Лекция

23

Тормозной путь транспортных средств.

1

Лекция

«Как правильно перейти улицу со светофором и
без светофора»
«Азбука дорог»

2

Практика

2

Викторина

Ожидание общественного транспорта. Посадка и
высадка пассажиров
Обязанности пассажиров

1

Беседа

1

Беседа

Правила перехода улиц и дорог после высадки из
общественного транспорта
Условия безопасности при пользовании
общественным транспортом.
«Знай правила дорожного движения, как таблицу
умножения!»
Безопасность на дорогах в летние каникулы

1

Беседа

1

Урок-игра

2

Праздник

1

Инструктаж

13-14

Раздел II. Ты – пешеход 13 часов
15

16
17
18
19
20

24-25
26-27

Раздел III. Ты – пассажир 7 часов
28
29
30
31
32-33
34

ИТОГО:

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.