Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №23
Волчанского городского округа
СОГЛАСОВАНО
руководитель ШМО начальных классов
УТВЕРЖДЕНО
директор МАОУ СОШ №23
__________ Самойлова Н.А.
протокол № 1 от 29.08. 2023 г.
__________ Адельфинская О.В.
приказ № 248-д от 29.08.2023 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТ
ЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТ
ЕЛЬНАЯ ШКОЛА №
23
Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23
DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET="улица
Мичурина, дом 9", L=город Волчанск, T=Директор,
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23,
ОГРН=1026601102000, СНИЛС=02728642561,
OID.1.2.643.100.4=6614004618, ИНН=661401207552,
E=maou23volchansk@yandex.ru, G=Ольга Валерьевна,
SN=Адельфинская, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23
Основание: я подтверждаю этот документ
Местоположение:
Дата: 2023-10-23 18:10:10
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Школа скорочтения»
начальное общее образование
1-2 классы
на 2023-2024 учебный год
Составитель:
ШМО учителей начальных классов
г. Волчанск, 2023 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа к курсу «Скорочтение» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, на основе авторской «Программы по
скорочтению».
Программа данного курса представляет систему интеллектуальноразвивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на два
года обучения. Курс рассчитан на 1 час в неделю: 33 часа в 1 классе и 34 часа
во 2 классе. Программа курса «Скорочтение» реализуется в рамках
внеурочной деятельности в соответствии с образовательным планом.
Значение смыслового чтения для успешного освоения учебного материала
учащимися состоит в том, что сформированный навык смыслового чтения
является фундаментом всех УУД и предметных действий. Через смысловое
чтение формируются все УУД: поиск, понимание, преобразование,
интерпретация, оценка.
Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе
диагностических фактов у учащихся низкая скорость чтения, они допускают
при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги,
искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов и
испытывают трудности при слогослиянии, то в большинстве случаев все
затрудняют детям понимание прочитанного.
От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения
совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих
двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.
Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Необходимо
стремиться, чтобы в конце начального обучения ребёнок имел скорость
чтения не ниже 120 слов в минуту. Но при этом читал осознанно, правильно,
выразительно.
Новизна представленной программы заключается в том, что ученики имеют
возможность в полной мере получить знания не только по осмысленному
чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, а также улучшить
свою речь.
Цель реализации программы: создание условий для развития навыков
рационального чтения, повышения скорости чтения и усвоения информации.
Задачи:
- освоение приёмов и техник скорочтения;
- развитие памяти и внимания;
- улучшение понимания прочитанной информации;
- развитие навыков логического мышления;
- развитие умения работать с текстом (анализ структуры текста);
- развитие речи.
Содержание занятий.
Первый год обучения.
Алфавит. Звуки и буквы. Правильное произношение звуков при чтении.
Артикуляция. Ударения. Логическое ударение. Орфоэпический словарь.
Интонация при чтении. Паузы. Тон и сила голоса. Ритм и темп чтения.
Чистоговорки и скороговорки. Разные виды чтения. Чтение на основе
логического мышления. Приемы осмысленного чтения. Упражнения на
наращивание словарного запаса, расширения бокового зрения, выделения
деталей и главного, наращивания скорости чтения.
Второй год обучения.
Алфавит. Звуки и буквы. Игры со словами. Тест Струпа на развитие
межполушарного взаимодействия. Корректурная проба, зачеркушки.
Горизонтальные и вертикальные клиновидные таблицы. Таблицы Шульте
разной сложности. Зашумлённые тексты. Таблицы Шульте для скорочтения.
Графические шифровки разны видов по схемам, по порядку чисел.
Лабиринты. Чтение разных графических текстов: лабиринты, спиральки.
Нейротренажёры. Облако слов. Составление небольших текстов.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
-новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей
успешной учёбы, активизации познавательной деятельности,
-мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей,
-умение использовать техники запоминания при работе с учебным
материалом,
-положительная самооценка за счёт повышения успешности деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: обучающийся научится:
-- управлять своим вниманием;
- использовать технику дыхательных упражнений для достижения высокой
умственной работоспособности;
- справляться с информационным «завалом»;
- максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение;
Познавательные УУД: обучающийся научится:
-выделять в тексте самое важное и необходимое;
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения,
классификации, систематизации;
- обоснованно делать выводы, доказывать;
- извлекать и анализировать информацию из различных источников.
Коммуникативные УУД: обучающийся научится:
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения,
классификации, систематизации;
- обоснованно делать выводы, доказывать;
- развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми за
счет улучшения качества устной речи.
Освоение учащимися программы - «Скорочтение» должно обеспечить
следующие предметные результаты:
обучающийся научится:
-читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью,
позволяющей понимать прочитанное;
-свободно читать тексты больших объёмов;
-владеть навыками быстрого «предосмотра» читаемого текста;
- владеть техникой скорочтения;
-читать с применением эффективных стратегий запоминания.
Основной показатель качества освоения программы – увеличение
скорости чтения и быстрое усвоение необходимой информации, личностный
рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в
ученическом коллективе.
Приемы и методы.
Артикуляционная гимнастика; чтение слогов, текста; упражнения на
слуховую память; упражнения, развивающие боковое зрение и
отрабатывающие прямой взгляд; упражнения на концентрацию внимания;
упражнения на логическое мышление; корректурная проба.
Структура занятия.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 40-45
минут. Каждое занятие включает
в себя упражнения
разной
направленности:
1. Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата.
2. Работа со скороговорками.
3. Работа со слоговыми таблицами.
4. Работа с «Таблицами Шульте».
5. Работа с текстом на время.
6. Упражнения на развитие угла зрения.
7. Упражнение на развитие зрительной памяти.
8. Упражнение «Корректурная проба».
9. Упражнение на развитие слуховой памяти
Виды организации внеурочной деятельности
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды
работ:
- игровая деятельность
- познавательная деятельность
- проблемно-ценностное общение
- досугово-развлекательная деятельность
- художественное творчество
Формы организации внеурочной деятельности
- игра
- соревнование
- встреча
- круглый стол
- экскурсия
- работа в парах
-работа в группах и др.
Тематическое планирование
Первый год обучения (33 ч)
№
Тема
Количес
тво
часов
Формы организации
деятельности
обучающихся
1
Вводное занятие. Алфавит – к мудрости
ступенька.
Чтение – к мудрости движение.
Тайны гласных звуков.
1
беседа
1
1
работа в парах
работа в парах, игра
2
3
4
5
6-7
8
9
10-11
Тайны согласных звуков.
Хитрые буквы Е, Ё, Ю, Я.
Мир согласных звуков.
Станция шипящих.
Дружба шипящих с гласными.
Станция сонорных.
1
1
2
1
1
2
12 Автобус номер двадцать шесть.
13-14 Игры с буквами и словами.
1
2
15-16 Его величество ударение.
2
Ударения важны, ударения нужны.
Орфоэпический словарь в подарок.
Логическое ударение.
Отвечали? Спросим!
В прятки со словами.
Ералаш. Учимся вчитываться
предложения.
23-24 Стихи-небылицы.
1
1
1
1
1
1
17
18
19
20
21
22
в
смысл
работа в группах
работа в парах, игра
работа в парах
работа в парах
работа в группах
игра-путешествие,
работа в парах
игра-путешествие
работа в группах,
работа в парах
работа в группах,
работа в парах
игра, работа в парах
работа в парах
работа в парах
игра-соревнование
работа в парах
работа в группах
31
Скороговорки.
1
32
33
Ритм и темп речи.
Повторение пройденных тем.
1
1
работа в группах,
работа в парах
работа в парах
работа в группах,
работа в парах
работа в парах
работа в группах,
работа в парах
работа в группах,
работа в парах
работа в парах
квест
Количес
тво
часов
Формы организации
деятельности
обучающихся
беседа
работа в группах,
работа в парах
работа в парах
работа в парах
работа в группах
индивидуальная
2
25 Интонация. Стоп! Сделай паузу!
26-27 Повышаем и понижаем голос.
1
2
28-29 Тон и сила голоса.
30 Чистоговорки.
2
1
2-й год обучения (34 ч)
№
Тема
1
2
Чтение к мудрости ступенька.
Игры с буквами и словами.
1
1
3
4-5
6-7
8
Тест Струпа.
Клиновидные таблицы.
Корректурная проба. Зачеркушки.
Чтение со шторкой.
1
2
2
1
9-10
1112
1314
1516
Таблицы Шульте разной сложности.
Лабиринты. Чтение по лабиринту слов и
текстов.
Чтение по спирали.
Таблицы Шульте для скорочтения.
Упражнения для быстрого чтения.
Читаем и думаем.
2
2
1718
1920
2122
2325
2627
2829
3032
3334
Шифровки разных видов.
2
Зашумлённые тексты. Чтение с решёткой.
2
Нейротренажёры «Читай – показывай»,
«Алфавит»
Анаграммы.
2
Тексты с переставленными буквами.
2
Графические шифровки по схемам, по порядку
чисел.
Облако слов. Собираем слова из облака.
Составление небольших текстов.
Повторение и обобщение.
2
2
2
3
3
2
работа с тетрадью
работа в парах
работа в группах,
работа в парах
работа в группах,
работа в парах
работа в группах,
работа в парах,
игра-соревнование
работа в парах,
игра-соревнование
работа в группах,
работа в парах
работа в группах
работа в группах,
работа в парах
работа в группах,
работа в парах
работа в группах,
работа в парах
работа в группах,
работа в парах
квест