Рабочая программа по внеурочной деятельности Футбол НОО 3-4 классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №23
Волчанского городского округа
СОГЛАСОВАНО
руководитель ШМО начальных классов

УТВЕРЖДЕНО
директор МАОУ СОШ №23

__________ Самойлова Н.А.
протокол № 1 от 29.08. 2023 г.

__________ Адельфинская О.В.
приказ № 248-д от 29.08.2023 г.

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23
DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET="улица
АВТОНОМНОЕ
Мичурина, дом 9", L=город Волчанск, T=Директор,
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23,
ОГРН=1026601102000, СНИЛС=02728642561,
ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
OID.1.2.643.100.4=6614004618, ИНН=661401207552,
E=maou23volchansk@yandex.ru, G=Ольга Валерьевна,
СРЕДНЯЯ
SN=Адельфинская, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23
Основание: я подтверждаю этот документ
Местоположение:
АЯ ШКОЛА № 23
Дата: 2023-10-23 18:12:00

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Футбол»
начальное общее образование
3-4 классы
на 2023-2024 учебный год

Составитель:
ШМО учителей начальных классов

г. Волчанск, 2023 год

Пояснительная записка
Данная программа курса внеурочной деятельности «Футбол» разработана в
соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (утверждён Приказом Министерства просвещения
Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021 г.);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.364820-20.
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
и с учётом федеральной образовательной программы начального общего
образования МАОУ СОШ №23.
Данная рабочая программа направлена на содействие улучшению здоровья
учащихся и на этой основе обеспечения нормального физического развития
растущего организма и разностороннюю физическую подготовленность.
Целью занятий являются: приобретение учащимися необходимых знаний,
умений, навыков для самостоятельного использования физических
упражнений, закаливающих средств и гигиенических требований с целью
поддержания высокой работоспособности во всех периодах жизни; воспитания
навыков для самостоятельных занятий и умения вести здоровый образ жизни;
развивать физические качества, необходимые для овладения игрой мини –
футбол, придерживаться принципов гармоничности,
оздоровительной
направленности учебного процесса.
Данная программа направлена на привитие учащимся умения правильно
выполнять основные технические приемы и тактические действия, обеспечение
разносторонней физической подготовки. Программа призвана подготовить
детей к сдаче учебных нормативов по физической и технической подготовке в
соответствии с их возрастом, сообщить элементарные теоретические сведения и
в конечном итоге подготовить учащихся для зачисления на учебнотренировочный этап многолетней подготовки юных футболистов
В учебной группе решаются определённые задачи: укрепление здоровья
и закаливание организма; привитие интереса к систематическим занятиям
мини-футболом; обеспечение всесторонней физической подготовки с
преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений;
овладение основами технических приёмов, которые наиболее часто и
эффективно применяются в игре, и основами индивидуальной, групповой и
командной тактики игры в мини-футбол; освоение процесса игры в
соответствии с правилами мини-футбола; изучение элементарных
теоретических сведений о личной гигиене, истории футбола, технике и тактике,
правил игры в мини- футбол.
Изучение теоретического материала осуществляется в форме 15 – 20минутных бесед, которые проводятся, как правило, в начале занятий (как часть
комплексного занятия).
В ходе практических занятий учащиеся группы
получат элементарные навыки судейства игр по футболу и мини-футболу и
первичные навыки инструктора-общественника.

Практические занятия по обучению судейству начинаются в группе после
того, как усвоены основные правила игры. Обучение судейству осуществляется
во время проведения двухсторонних учебных, тренировочных игр и
соревнований. Задача инструкторской практики – научить подавать строевые
команды, правильно показывать и объяснять простейшие упражнения.
Практические занятия по физической, технической и тактической
подготовке проводятся в форме игровых занятий по общепринятой методике.
Физическая подготовка направлена на развитие физических способностей
организма, ей в занятиях отводится значительное место. Выделяют общую и
специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка
предусматривает всестороннее развитие физических способностей, специальная
– развитие качеств и функциональных возможностей, специфичных для
футболистов.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 3-4-х классов. На
реализацию программы отводится: 68 часов в год из расчета 2 часа в неделю в
рамках внеурочной деятельности, согласно Плану внеурочной деятельности
МАОУ СОШ № 23.

Содержание курса
Теоретическая подготовка
Физическая культура и спорт в России. Важнейшие решения
Российского правительства по вопросам развития физической культуры и
спорта. Массовый характер Российского спорта.
Рост спортивных достижений Российских спортсменов. Значение
выступлений Российских спортсменов за рубежом для укрепления мира и
дружбы между народами. Единая спортивная классификация и её значение для
развития спорта в России.
Развитие футбола в России. Федерация футбола России. Обзор
соревнований по футболу: первенство и кубок России среди команд мастеров.
Международные соревнования с участием Российских команд. Лучшие
Российские команды, тренеры, и футболисты.
Врачебный контроль. Задачи врачебного контроля над занимающимися
физической культурой и спортом. Значение и содержание самоконтроля.
Объективные данные самоконтроля: масса, динамометрия, спирометрия, пульс.
Субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность,
утомляемость, настроение. Дневник самоконтроля. Причины травм на занятиях
по мини-футболу и их предупреждение.
Правила игры, организация и проведение соревнований по минифутболу. Изучение правил игры и пояснений к ним. Обязанности судей. Выбор
места судей при различных игровых ситуациях. Замечания, предупреждения и
удаления игроков с поля.
Общая и специальная физическая подготовка.

Общеразвивающие упражнения без предметов. Маховые упражнения,
круговые вращения рук в сочетании с движениями ног и туловища. Разгибание
рук в упоре лёжа. Круговые движения туловищ, повороты и наклоны с
одноимёнными движениями рук и ног, разноимённые движения на
координацию. Отведение, приведение и маховые движения ноги вперёд, в
стороны, назад.
Упражнения с набивным мячом (1 кг.). Броски набивного мяча одной и
двумя руками через голову. Поднимание и опускание прямых ног с мячом,
зажатым между ступнями, в положении лёжа на спине.
Акробатические упражнения. Кувырок вперёд. Кувырок назад в упор
стоя ноги врозь из упора присев, из седа, из основной стойки. Стойка на голове
из упора присев толчком двух ног. Стойка на руках толчком одной и махом
другой ноги. Переворот в сторону.
Легкоатлетические упражнения. Бег 30 м. на скорость. Повторный бег
до 3 х 30 м., до 2 х 60 м. Бег медленный до 10 мин. Бег по пересечённой
местности (кросс) до 800 м. Бег 200 и 500 м.
Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжки в длину с
разбега способом «согнув ноги».
Метание малого мяча по коридору шириной 10 м. на дальность с разбега.
Подвижные игры. Игры с бегом на скорость, с прыжками в высоту и
длину, с метаниями мяча на дальность и в цель.
Спортивные игры. Баскетбол. Ручной мяч.
Специальные упражнения для развития быстроты. Бег на 10 – 15 м. из
различных стартовых положений – сидя, бега на месте, лёжа.
Ускорения на 15, 30 м. без мяча и с мячом. Бег прыжками. Бег с
изменением направления до 180º. Бег боком и спиной вперёд (наперегонки).
Обводка стоек . Рывок с мячом .
Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега
вверх, стараясь достать высоко подвешенный мяч ногой, головой; то же,
выполняя в прыжке поворот до 180º. Прыжки вверх с места и разбега, выполняя
удары по мячам, подвешенным на различной высоте. Эстафеты с элементами
акробатики.
Техническая подготовка.
Удары по мячу ногой. Удары серединой и внешней частью подъёма по
неподвижному и катящемуся мячу. Удары подъёмом по прыгающему и
летящему мячу. Удары носком, пяткой (назад). Выполнение всех ударов по
мячу, придавая ему различную по крутизне траекторию полёта и различное
направление полёта. Удары в единоборстве. Удары на точность и дальность.
Удары по мячу головой. Удары боковой частью лба без прыжка и в
прыжке, с места и с разбега. Удары серединой и боковой частью лба в прыжке с
пассивным сопротивлением. Удары на точность.
Остановка мяча. Остановка подошвой, внутренней стороной стопы
катящегося и опускающегося мяча. Остановка грудью летящего мяча.
Остановка мяча изученными способами, находясь в движении, с последующим
ведением или передачей мяча.

Ведение мяча. Ведение серединой подъёма и носком. Ведение мяча всеми
изученными способами, увеличивая скорость движения.
Обманные движения (финты). Обучение финтам: при ведении показать
остановку мяча подошвой (без касания или с касанием мяча подошвой) или
удар пяткой назад – неожиданным рывком вперёд уйти с мячом; быстро
отвести мяч подошвой под себя – рывком с мячом уйти вперёд; при ведении
неожиданно остановить мяч и оставить его партнёру, который движется за
спиной, а самому без мяча уйти вперёд, увлекая соперника («скрещивание»).
Выполнение обманных движений в единоборстве.
Отбор мяча. Обучение умению выбрать момент для отбора мяча,
выполняя ложные движения и вызывая соперника, владеющего мячом, на
определённые действия с мячом. Техника игры вратаря. Ловля катящегося и
летящего на различной высоте мяча на выходе из ворот без падения, с
падением, в броске. Ловля опускающегося мяча.
Отбивание (в сторону, за линию ворот) ладонями, пальцами рук в броске
мячей, летящих и катящихся в сторону от вратаря. Перевод мяча через
перекладину ворот ладонями (двумя, одной) в прыжке.
Броски мяча одной рукой с боковым замахом и снизу.
Броски рукой на точность и дальность.
Тактика игры в футбол.
Понятие о тактической системе и стиле игры. Характеристика игровых
действий футболистов команды при расстановке по схеме 1 +3, 3+1. Разбор
проведённых учебных игр: положительные моменты в ходе игры, ошибки,
оценка игры каждого футболиста и команды в целом.
Упражнения для развития умения «видеть поле». Игра в «пятнашки» в
парах на ограниченной площади (играют 3 – 4 пары, постоянно наблюдают за
движением других пар, чтобы не столкнуться), 8 – 6 игроков образуют круг и
передают друг другу в одно касание два мяча (надо следить одновременно за
двумя мячами, чтобы не передать их одному партнёру).
Тактика нападения.
Групповые действия. Уметь взаимодействовать с партнёрами, используя
короткие и средние передачи. Комбинации в парах: «стенка», «скрещивание».
Начинать и развивать атаку из стандартных положений.
Командные действия. Уметь выполнять обязанности в атаке на своём
игровом месте.
Тактика защиты.
Индивидуальные действия. Противодействие маневрированию, т. е.
осуществлять «закрывание» и препятствовать сопернику в получении мяча.
Совершенствование в «перехвате» мяча. В зависимости от игровой обстановки
применять отбор мяча изученным способом. Уметь противодействовать
передаче, ведению и удару по воротам.
Групповые действия. Уметь взаимодействовать в обороне, осуществляя
правильный выбор позиции и страховку партнёров Уметь взаимодействовать в
обороне при выполнении противником стандартных комбинаций. Организация
и построение «стенки». Комбинация с участием вратаря.

Тактика вратаря. Уметь организовать построение «стенки» при
пробитии штрафного и свободного ударов вблизи своих ворот; играть на
выходах из ворот при ловле катящихся и летящих на различной высоте мячей;
подсказывать партнёрам по обороне, как занять правильную позицию;
выполнять с защитниками комбинации при введении мяча в игру от ворот;
введение мяча в игру, адресуя его свободному от опеки партнёру.
Учебные и тренировочные игры, совершенствуя индивидуальные,
групповые и командные тактические действия.

Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения
программы внеурочной деятельности «Футбол»
Личностные результаты:
• положительное отношение школьников к занятиям двигательной
деятельностью, накопление необходимых знаний, а также в умении
использовать
ценности
физической культуры
для
удовлетворения
индивидуальных интересов и потребностей, достижения
личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
• проявление положительных качеств личности и управление своими
эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявление дисциплинированности, трудолюбие
и
упорство
в
достижении
поставленных целей;
• оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними
общего языка и общих интересов.
В области познавательной культуры:
- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического
развития и физической подготовленности.
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о
способах профилактики заболеваний средствам физической культуры.
В области нравственной культуры:
способность активно включаться в совместные физкультурнооздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их
организации и проведении;
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения
и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и
соревновательной деятельности;
В области трудовой культуры:
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование,
спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным
соревнованиям;
- соблюдать технику безопасности на уроке, в школе, вне школы;
В области эстетики:
- красивая и правильная осанка, умение ее длительно сохранять
при разных формах движений и передвижений;

- хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых
норм и представлений посредством занятий физической культурой;
В области коммуникативной культуры:
анализировать
и
творчески
применять полученные знания в
самостоятельных занятиях физической культурой;
- находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами
во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно
важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.)
различными способами, а различных изменяющихся внешних условий;
владение
навыками выполнения
разнообразных
физических
упражнений различной функциональной направленности, технических
действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и
соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические качества при выполнении
тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты:
В области познавательной культуры:
- понимание физической культуры как средства организации здорового
образа жизни, профилактика вредных привычек и (отклоняющегося) поведения;
- понимание здоровья как важнейшего
условия саморазвития и
самореализации человека.
В области нравственной культуры:
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью
окружающих,
проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим
ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
- уважительное отношение к окружающим, проявление культуры
взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей
при совместной деятельности;
- ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной
дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции,
отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление
к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих
результативность выполнения заданий.
В области эстетической культуры:
- восприятие спортивного соревнования как культурно-массового
зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения,
неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
- владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и
открытой форме;
- владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и
обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.

В области физической культуры:
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального
здоровья,
физического
развития
и
физической
подготовленности,
использование
этих
показателей
в
организации
и
проведении
самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты:
В области познавательной культуры:
- знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о
положительном влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
- знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья
и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры
в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
- умение оказывать помощь товарищу при освоении новых двигательных
действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их
выполнения;
- способность проявлять дисциплинированность и уважительное
отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности,
соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
- способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по
технической и физической подготовке в полном объеме;
- обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и
оборудования, спортивной одежды.
В области эстетической культуры:
- способности вести наблюдения за динамикой показателей физического
развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми
нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
- способность интересно и доступно излагать знания о физической
культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
В области физической культуры:
- способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых
двигательных действий и развитию основных физических качеств,
контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Планируемые результаты изучения программы
Занимающиеся данной учебной группы должны знать и иметь представление:
 об особенностях зарождения, истории мини-футбола;
 о физических качествах и правилах их тестирования;
 основы личной гигиены, причины травматизма при занятии минифутболом и правила его предупреждения;
 уметь организовать самостоятельные занятия мини-футболом.
Учащиеся должны уметь:
 выполнять требования по физической подготовке в соответствии с
возрастом;

 владеть основами техники футбола;
 знать основы судейства.
В процессе обучения и тренировки занимающиеся должны приобрести
следующие навыки учебной работы и судейства соревнований по минифутболу:
- освоить терминологию, принятую в футболе;
- уметь подготовить в качестве дежурного инвентарь, места проведения
занятий и соревнований, - руководить командой своего класса на
общешкольных соревнованиях.

Тематическое планирование
Название разделов и тем

1 Техническая подготовка
Различные способы
перемещения
Удары по мячу ногой
Удары по мячу головой
Прием (остановка) мячей
Ведение мяча
Обманные движения
(финты)
Отбор мяча
Комплексное выполнение
технических приемов
2 Тактическая подготовка
Тактика игры в атаке
Тактика игры в обороне
Тактика игры вратаря
Общая физическая
3
подготовка
Специальная
4
физическая подготовка
6 Игровая подготовка
Итого:

Кол-во
часов

теория

практика

форма
организации
деятельности
обучающихся

38
2

1

1

8
4
6
8

2
1
1
2

6
3
5
6

2

2

2

2

6

6

12
4
4
4

3
1
1
1

9
3
3
3

6

6

4

4

8
68

8

беседа,
демонстрация
беседа,
демонстрация,
практика

демонстрация
игра
игра
игра
сдача
нормативов
сдача
нормативов
соревнования


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».