Рабочая программа по внеурочной деятельности Юным умникам и умницам НОО 2-4 классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №23
Волчанского городского округа

СОГЛАСОВАНО
руководитель ШМО
начальных классов

УТВЕРЖДЕНО
директор МАОУ СОШ №23

____________ Самойлова Н.А.
протокол № 1 от « 29» августа 2023 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕ
ЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕ
ЛЬНАЯ ШКОЛА №
23

_____________ Адельфинская О.В.
приказ № 256-д от «31» августа 2023 г.

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23
DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET="улица Мичурина, дом 9",
L=город Волчанск, T=Директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23, ОГРН=1026601102000,
СНИЛС=02728642561, OID.1.2.643.100.4=6614004618,
ИНН=661401207552, E=maou23volchansk@yandex.ru, G=Ольга
Валерьевна, SN=Адельфинская, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23
Основание: я подтверждаю этот документ
Местоположение:
Дата: 2023-10-30 12:31:18

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Юным умникам и умницам»
начальное общее образование
2-4 классы
на 2023-2024 учебный год

Составитель:
ШМО учителей начальных классов

г. Волчанск, 2023 г.

Пояснительная записка
Данная программа курса внеурочной деятельности «Юным умникам и умницам»
разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральным государственным образовательным
стандартом начального
общего образования (утверждён Приказом
Министерства
просвещения
Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021 г.);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.364820-20. «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
и с учётом федеральной образовательной программы начального общего
образования МАОУ СОШ №23.
Задачей
педагога, реализующего программу «Юным
умникам
и
умницам»,
является
достижение
оптимального
общего
психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное
развитие
всех
составляющих психической сферы детей. Благодаря
этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную
активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного
процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных
сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их
мышления Программа направлена на:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов
мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации,
умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов
памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и
ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения,
аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать
нестандартные задачи;

развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной
деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других,
объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в
процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 2-4-х классов. На реализацию
программы отводится 34 часа в год из расчета 1 час в неделю в рамках внеурочной
деятельности, согласно Плану внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 23.
Содержание программы внеурочной деятельности
«Юным умникам и умницам»
Содержание программы развивающих занятий «Юным умникам и умницам» можно
разделить на несколько разделов:
1.
Тренировка психических процессов. На каждом занятии уделяется
значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания,
памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют
развитию перечисленных качеств. Задачи геометрического характера. Занимательные
геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных
представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические
фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур
2.
Нестандартные задачи логического характера. Систематическое
решение логически- поисковых задач из области математики способствует развитию
гибкости мышления
3.
Нестандартные задачи алгебраического характера. Активному
восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных
процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и
содержание. Они обучают учащихся поиску

рациональных
способов применения знаний. Некоторые виды задач
повторяются, но усложняется их условие и решение.
4.
Игры Зака А.З. Знакомство с играми, способствующими развитию
способности действовать в уме.
Методика организации работы детей на занятиях основывается на принципахдидактики:
- систематичность,
- последовательность
- доступность
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных
на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости,
переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно
важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного
пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая
двух – трехходовые задачи.
-Лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного
внимания детей.
-Упражнения, направленные на развитие объёма внимания.
-Упражнения, направленные на развитие устойчивости, переключения и распределения
внимания.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и
зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и
применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких
занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз личные учебные
термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и
слухового
запоминания,
развивается
смысловая
память,

восприятие и наблюдательность, закладывается основа для
использования сил и времени.
- Упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти.

рационального

- Упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти.
Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и
применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких
упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и
определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового
запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность,
закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие
воображения
построено в основном на материале,
включающем задания геометрического характера:

дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не
изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не
отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);




выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления
замаскированного рисунка;

деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры
из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

складывание и перекладывание спичек с целью составлениязаданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова
записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о
котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел)ли линий, не
изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения.


Планируемые результаты освоения программы внеурочных занятий
«Юным умникам и умницам»
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений школьниками
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
В результате изучения во втором классе обучающиеся получат возможность
формирования

Личностных результатов: учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
учиться выражать свои мысли, аргументировать; овладевать креативными навыками,
действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются
формирование следующих УУД.
Универсальные учебные регулятивные действия: учиться отличать факты от домыслов;
овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Универсальные учебные познавательные действия: овладевать логическими операциями
сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям; перерабатывать полученную
информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных рисунков, схем).
Универсальные учебные коммуникативные действия: учиться выполнять различные роли
в группе (лидера, исполнителя);развивать добро желательность и отзывчивость;
развивать способность вступать в общение сцелью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений: применять
правила сравнения; задавать вопросы; находить закономерность в числах, фигурах и
словах; строить причинно-следственные цепочки; упорядочивать понятия по
родовидовым отношениям; находить ошибки в построении определений; делать
умозаключения; распознавать виды текстов; редактировать тексты; работать со
словарями; писать творческие изложения с языковым разбором; выделять
фразеологизмы.
В результате изучения в третьем классе обучающиеся получат возможность
формирования
Личностных результатов: уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих
действий и поступков; сотрудничать с учителем исверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование
следующих УДД:
Универсальные учебные регулятивные действия: формировать умениепонимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности; формировать умение планировать и
контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осваивать
начальные формы рефлексии.
Универсальные учебные познавательные действия: овладевать современными
средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
соблюдать нормы этики и этикета; овладевать логическими действиями анализа, синтеза,
классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные
связи.
Универсальные учебные коммуникативные действия: учиться выполнять различные роли
в группе (лидера, исполнителя, критика); учиться аргументировать, доказывать; учиться
вести дискуссию.
Предметными результатами изучения курса в третьем классе являются
формирование следующих умений: выделять свойства предметов;
обобщать по некоторому признаку, находить закономерность; сопоставлять части и
целое для предметов и действий; описывать простой порядок действий для достижения
заданной цели; приводить примеры истинных и ложных высказываний; приводить
примеры отрицаний; проводить аналогию между разными предметами; выполнять
логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя
свой ответ; рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
В результате изучения в четвертом классе обучающиеся получат возможность
формирования
Личностных результатов: развивать самостоятельность и личную ответственность в
информационной деятельности; формировать личностный смысл учения; формировать
целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметных результатов.

Универсальные учебные регулятивные действия: осваивать способы решения проблем
поискового характера; определять наиболее эффективные способы решения
поставленной задачи; осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
познавательные УУД; осознанно строить речевое высказывание; овладевать логическими
действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения; учиться использовать
различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с
задачами.
Универсальные учебные коммуникативные действия: учиться давать оценку и
самооценку своей деятельности и других; формировать мотивацию к работе на
результат; учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или
компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются
формирование следующих умений: определять виды отношений между понятиями;
решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов; находить закономерность в
окружающем мире и русском языке; устанавливать ситуативную связь между понятиями;
рассуждать и делать выводы в рассуждениях; решать логические задачи с помощью
связок «и», «или», «если …, то».
Тематическое планирование
2 класс
№
п/п

Тема занятия

Введение. Инструктаж по
ТБ.
Раздел 1. Развитие мышления
1

2

3
4

Выявление
уровня
развития
внимания,восприятия, воображения,
памяти и мышления на начала
учебного года
Развитие аналитических
способностей
Совершенствование
мыслительных операций

Кол- во
часов
1

Форма организации
деятельности
обучающихся
Инструктаж по ТБ.

1

Тест

1

Упражнения на развитие
логического мышления
Упражнения на развития
внимания, слуховой и зрительной
памяти, воображения. Решение
нестандартных задач

1

Раздел 2. Сравнение признаков
5

Выделение признаков.

1

6

Различие.

1

7

Сходство.

1

Упражнения на развитие
логического мышления
Упражнения на развитие
логического мышления
Упражнения на развитие
логического мышления

8

Существенные признаки.

1

9

Характерные признаки.

1

10

Упорядочивание признаков.

1

11

Правила сравнения.

1

12

Значение сравнения.

1

13

Тест «Сравнение».

1

Упражнения на развитие
логического мышления
Упражнения
на
развитие
логического мышления, решение
нестандартных задач
Упражнения на развитие
логического мышления, решение
нестандартных задач
Упражнения на развитие
логического мышления, решение
нестандартных задач
Упражнения на развитие
логического мышления, решение
нестандартных задач
Тест

Раздел 3. Виды высказывания
1

15

Истинные и ложные
высказывания.
Отрицание высказывания.

16

Понятие о классах.

1

17

Правила классификации.

1

18

Вопросы.

1

19

Алгоритм.

1

20

Тест «Алгоритм».

1

14

1

Упражнения
на
развитие
логического мышления
Упражнения
на
развития
внимания, слуховой и зрительной
памяти, воображения. Решение
нестандартных задач
Упражнения на развитие
логического мышления
Упражнения на развитие
логического мышления
Упражнения на развития
внимания, слуховой и зрительной
памяти, воображения. Решение
нестандартных задач
Упражнения на развития
внимания, слуховой и зрительной
памяти, воображения. Решение
нестандартных задач
Тест

Раздел 4. Техника и выразительность речи
1

22

Речь. Техника и выразительность
речи.
Закономерность в буквах и словах.

23

Многозначные слова.

1

24

Омонимы.

1

25

Омофоны, омоформы.

1

21

1

Упражнения
на
развитие
устойчивой речи
Составление загадок, сочинение
сказок
Интеллектуальная игра
Упражнения на развитие
устойчивой речи
Упражнения на развитие

26

Синонимы.

1

устойчивой речи
Познавательная игра

27

Антонимы.

1

Игра «Найди пару»

28 Фразеологизмы.
Раздел 5. Изобразительныесредства языка

1

Проект

1

Упражнения
на
устойчивой речи
Познавательная игра

31

Изобразительные средства языка.
Сравнение
Упорядочивание по родовидовым
отношениям.
Олицетворение.

32

Текст. Опорные слова.

1

33
34

Виды планов.
Промежуточная
форме теста

1
1

29
30

аттестация

в

1

развитие

Составление загадок, сочинение
сказок
Упражнения
на
развитие
устойчивой речи
Игра-соревнование
Тест

1

3 класс
№
п/п

Тема занятия

Кол- во
часов

1.
Введение. Инструктаж по ТБ.
Раздел 1. Сравнениепризнаков
2

Закономерности
признаков.

чередовании

1

3

1

4

Классификация по какому- то
признаку.
Сравнение предметов по признакам.

Упражнения
на
составление
закономерностей. Числовые и
нечисловые закономерности
Составление закономерностей

1

Графический диктант

5
6

Тест «Сравнение».
Состав предметов.

1
1

7

Логические
упражнения.
Игра
«Угадай предмет».
Найди отличия.
Действия предметов. Игра «Кто так
делает?»
Комбинаторика.
Перестановки,
размещения.
Функциональные признаки
предметов.

1

Тест
Упражнения на развитие
зрительной
памяти,
внимания, воображения
Игра «Угадай предмет»

1
1

Игра «Найди отличия»
Игра «Кто так делает?»

1

Числовые цепочки, логические
ряды, магические квадраты
Упражнения
на
объединение
предметов по признакам

8
9
10
11

в

1

Форма организации
деятельности
обучающихся
Инструктаж по ТБ.

1

Раздел 2. Развитие логики
12

Симметрия. Симметричныефигуры.

1

13

Логическая операция «и».

1

14
15

Координатная сетка.
Решение логических задач и задачшуток.

1
1

16

Результат действия предметов.

1

17

Обратные действия.

1

Логические задачи. Задачисмекалки. Логические игры.
Житейские задачи.
Логические цепочки, операции
«и», логические закономерности
Практические задания
Логические
задачи.
Задачисмекалки.
Логические
игры.
Житейские задачи
Последовательность
событий.
Практические задания
Упражнения
на
определение
порядка действий

Раздел 3. Математическиеотношения
18

Математические
отношения,
замаскированные в виде задачшуток.

1

19

Тест «Отношения».

1

20

Порядок действий,
последовательность событий.
Комбинаторика. Размещение,
сочетание.
Составление загадок,чайнвордов.

1

21
22

1
1

Логические
упражнения.
Логические
игры.
Логические задачи.
Интеллектуальные викторины.
Тест
Рефлексивность и симметричность
отношений. Игры
Решение задач с помощью таблиц
и графов.
Составление загадок, чайнвордов.
Создание
фантастического
сюжета
на
тему
«Состав
предметов».

Раздел 4. Отношения между множествами
23

Множество. Элементы множества.

1

24

Классификация по одному свойству.

1

25
26

Тест «Классификация».
Способы задания множества.

1
1

27

Сравнение множеств.

1

Задания
на
составление,
выделение,
классификацию
множеств
Задания
на
составление,
выделение,
классификацию
множеств
Тест
Упражнения на сравнения
множеств, объединение,
пересечение, вложенность
Упражнения на сравнения
множеств, объединение,
пересечение, вложенность

Отношения между множествами
(объединение, пересечение,
вложенность).
29 Решение задач с использованием
понятий омножествах.
Раздел 5. Выражения и высказывания
28

30

Выражения и высказывания.

31

Высказывания
«или».
Отрицание.

32
33

со

связками

1

1

1
«и»,

Промежуточная
аттестация в форме теста

2
1
1

Упражнения
на
сравнения
множеств,
объединение,
пересечение, вложенность
Решение жизненных задач

Логические
возможности.
Рассуждения.Выводы.
Упражнения
на
развития
логического мышления
Упражнения
на
развития
логического мышления
Тест

4 класс
№
п/п

Тема занятия

Введение. Инструктаж по
ТБ.
Раздел 1. Развитие логики
1

Кол- во
часов
1

2

Повторение основных мыслительных
операций.

1

3

Причинно-следственные цепочки.

1

4

Интегрированный: логика в
окружающем мире.

1

5

Интегрированный: логика в
русском языке.

1

6

Виды отношений междупонятиями.

1

Раздел 2. Комбинаторика

Форма организации
деятельности
обучающихся
Инструктаж по ТБ.

Упражнения на развития
внимания, слуховой и зрительной
памяти, воображения. Решение
нестандартных задач
Упражнения на развития
внимания, слуховой и зрительной
памяти, воображения. Решение
нестандартных задач
Упражнения на развития
внимания, слуховой и зрительной
памяти, воображения. Решение
нестандартных задач
Упражнения на развития
внимания, слуховой и зрительной
памяти, воображения. Решение
нестандартных задач
Упражнения на развития
внимания, слуховой и зрительной
памяти, воображения. Решение
нестандартных задач

1

Практические задания

8
9

Комбинаторика. Решение задач с
помощью таблиц.
Понятие о графах.
Рефлексивность отношений.

1
1

Практические задания
Практические задания

10

Симметричность отношений.

1

Практические задания

11

Тест «Отношения между
понятиями».
Классификация.

1

Тест

1

Упражнения
на
логического мышления

7

12

развитие

Раздел 3. Язык и логика
13

Язык и логика. Фразеологизмы.

2

Знакомство со словарями.

14

1

Викторина

15

Язык и логика. Образность и
меткость речи.
Язык и логика. Речевые ошибки.

1

Игра «Найди ошибку»

16

Язык и логика. Пословицы.

1

17

Тест «Язык и логика».

1

Игровая
карусель
пословицу»
Тест

18

Логические связки «или», «и».

1

19

Логическая связка «если …,то».

1

20

Логические возможности.

1

«Собери

Логические упражнения.
Логическиеигры. Логические
задачи
Логические упражнения.
Логическиеигры. Логические
задачи
Логические
упражнения.
Логические
игры.
Логические задачи

Раздел 4. Техника и выразительность речи
21

Ситуативная связь между понятиями.

1

22

Оценка ситуации с разных сторон.

1

23

Образное сравнение.

1

24
25

Синонимы. Многозначность.
Антонимы.

1
1

Конкурс на лучшую составленную
загадку, придуманную сказку
Игра « Собери пары»
Игра «Найди пару»

26

Тест «Языковая логика».

1

Тест

1

Решение задач с помощью графов.

2

Нестандартные
задания
логическогохарактера:
-анаграмма;

Раздел 5. Алгоритм
рассуждения
27 Комбинаторика. Решение задач с
помощью графов.
28 Рассуждения.

Упражнения
на
логического мышления
Деловая игра

развитие

29
30

Выводы в рассуждениях.
Юмор и логика.

1
2

31

Промежуточная аттестация в
форме теста

1

-комбинаторные задачи;
-задачи
с
альтернативным
условием
Решение нестандартных задач
Игры Зака З. А. ( "Муха",
"Просветы")
Тест


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».