Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №23
Волчанского городского округа
СОГЛАСОВАНО
руководитель ШМО
начальных классов
УТВЕРЖДЕНО
директор МАОУ СОШ №23
____________ Самойлова Н.А.
протокол № 1 от « 29» августа 2023 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТ
ЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТ
ЕЛЬНАЯ ШКОЛА №
23
_____________ Адельфинская О.В.
приказ № 256-д от «31» августа 2023 г.
Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23
DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET="улица Мичурина, дом
9", L=город Волчанск, T=Директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23, ОГРН=1026601102000,
СНИЛС=02728642561, OID.1.2.643.100.4=6614004618,
ИНН=661401207552, E=maou23volchansk@yandex.ru, G=Ольга
Валерьевна, SN=Адельфинская, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23
Основание: я подтверждаю этот документ
Местоположение:
Дата: 2023-10-30 12:30:23
КОМПЛЕКСНАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
начальное общее образование
1-4 классы
на 2023-2024 учебный год
Составитель:
ШМО учителей начальных классов
г. Волчанск, 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Комплексная рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии
со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования (утверждён Приказом
Министерства
просвещения
Российской
Федерации № 286 от 31 мая 2021 г.);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.364820-20. «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
и с учётом федеральной образовательной программы начального общего образования МАОУ
СОШ №23.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
КОМПЛЕКСНОГО
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Комплексная рабочая программа по внеурочной деятельности на уровне начального общего
образования нацелена на обеспечение достижения обучающимися планируемых результатов
освоения основной образовательной программы начального общего образования за счет
расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит
образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации.
Данная программа состоит из относительно независимых модулей, каждый из которых
реализует одно или несколько направлений развития личности обучающихся в соответствии с
ФГОС НОО посредством удовлетворения их познавательных интересов в различных областях
знаний, творчества, культуры, искусства, спорта, техники, сферах личностного, социального,
профессионального самоопределения, а также коррекционную составляющую. Таким образом,
через комплексную программу внеурочной деятельности реализуются основные программы
содержательного раздела ООП НОО МАОУ СОШ № 23, а именно:
1. План мероприятий по реализации Программы духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся.
2. План мероприятий по реализации физкультурно-оздоровительного направления
Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а
также профилактики употребления обучающимися психоактивных веществ и детского
дорожно-транспортного травматизма.
Кроме того, в комплексную программу внеурочной деятельности, в качестве отдельного
модуля включен План воспитательной работы МАОУ СОШ № 23, который планируется и
организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, запросов
семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона.
ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
КОМПЛЕКСНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель программы: создание комфортной воспитательной, развивающей и корректирующей
среды, обеспечивающей оптимальные
условия для всестороннего развития личности
обучающихся на основе общечеловеческих нравственных ценностей.
Данная программа направлена на решение следующих задач:
- создание условий для полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся,
укрепления их здоровья;
- формирование коммуникативной, этнической, социальной компетентности обучающихся;
- формирование у обучающихся социокультурной идентичности;
- развитие личностных качеств на основе общечеловеческих нравственных ценностей:
гуманизма, любви, толерантности;
- развитие творческого мышления, необходимого для практической деятельности в
окружающем мире.
Внеурочная деятельность в данной программе строится на принципах:
Принцип гуманизации способствует правильной ориентации обучающихся в системе
ценностей.
Принцип свободы выбора – предоставление обучающимся возможности самостоятельного
выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его
результаты.
Возможность свободного самоопределения и самореализации.
Ориентация на личностные интересы, потребности, способности обучающихся.
Принцип единства – единство обучения, воспитания, развития.
Практико-деятельностная основа образовательной деятельности.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Комплексная рабочая программа внеурочной деятельности рассчитана на учащихся 1-4-х
классов. На реализацию программы отводится:
в 1-х классах: 99 часов в год из расчета 3 часа в неделю;
во 2-4 классах: 102 часа в год из расчета 3 часа в неделю в рамках внеурочной
деятельности, согласно Плану внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 23.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Планируемым результатом данной комплексной программы внеурочной деятельности
должно стать непосредственное духовно-нравственное, личностное, деятельностное,
коммуникативное развитие обучающихся благодаря их участию в том или ином виде
внеурочной образовательной деятельности.
Уровни планируемых результатов освоения курса:
- первый уровень достигается в процессе взаимодействия с учителями: приобретение
школьниками социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о
социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе);
- второй уровень достигается в дружественной детской среде: получение школьниками
опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
- третий уровень достигается во взаимодействии с социальными субъектами: получение
школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Оценка достижений результатов курса происходит на трех уровнях:
- представление коллективного результата обучающихся;
- индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;
- качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по
направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных
результатов обучающихся.
К числу планируемых результатов освоения данной программы внеурочной
деятельности отнесены:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки
выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской,
гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные,
регулятивные и коммуникативные). Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе
позволяет педагогическому коллективу обеспечить благоприятную адаптацию детей в школе,
оптимизировать учебную нагрузку учащихся, улучшить условия для развития ребенка, учесть
возрастные и индивидуальные особенности детей.
Представление коллективного результата группы обучающихся происходит на
общешкольных или классных мероприятиях в форме творческой презентации, творческого
отчёта и пр. Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого
обучающегося используется портфолио — накопительная система оценивания,
характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.
Оценки эффективности деятельности школы по направлениям внеурочной деятельности
осуществляется в результате внешних независимых оценок. Кроме того, для представления
результатов достижений могут использоваться такие формы, как выставка достижений
учащихся, самооценка, педагогический мониторинг, практические работы, творческие работы,
самоанализ, наблюдения и др.
Поскольку данная программа внеурочной деятельности носит комплексных характер, то
она в своем содержании учитывает все направления развития личности (спортивнооздоровительное, духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное)
в разных формах.
Планируемые результаты можно обобщить и по данным направлениям:
Духовно-нравственное направление.
Цель: формирование у школьников ориентаций на общечеловеческие нравственные и
эстетические ценности.
Результаты: сформированное позитивное отношение школьников к общечеловеческим
ценностям нашего общества.
Формы работы: творческая мастерская, беседы, чтение художественных произведений,
экскурсионная деятельность, выставки работ. Детям имеют возможность продемонстрировать
свои способности на общешкольных мероприятиях.
Социальное направление.
Цель: Формирование у школьников социальных знаний, первичного понимания
социальной реальности и повседневной жизни, навыков общения со сверстниками, со
взрослыми людьми, с окружающим миром.
Результаты: сформированность у школьников знаний о нормах поведения человека в
обществе, положительного отношения к школе, городу, к общечеловеческим ценностям
общества (отечество, труд, познание, жизнь, человек).
Формы работы: игровая, проектная деятельность, тренинги, практическая работа,
круглый стол, дискуссия.
Общеинтеллектуальное направление.
Цель: развитие интеллектуальных способностей каждого ребёнка через формирование
познавательного и эмоционального интереса, интенсивное накопление знаний об
информационных технологиях, а также добывание информации о других странах, о традициях
и о культуре.
Результаты: сформированность у школьников знаний о нормах поведения в совместной
деятельности, о способах действий, позитивного отношения к информационной среде,
проектные работы, создание базы данных.
Формы работы: форумы, конкурсы, игры-путешествия, олимпиады, игры, практическая
работа, проекты.
Общекультурное направление.
Цель: формирование у школьников эстетических знаний, развитие эстетического
интереса к искусству.
Результаты: сформированность у школьников позитивного отношения искусству,
участие в школьных музыкальных спектаклях, праздниках, концертах, в конкурсах и
соревнованиях.
Формы работы: творческая мастерская, игровая, театральная студия, хореографический
кружок, ИЗО-студия, музыкальная студия и др.
Спортивно-оздоровительное направление.
Цель: формирование здорового образа жизни школьников, способствующего
познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Результаты: сформированные знания о здоровом образе жизни, жизненной активности,
физической гибкости, участие в соревнованиях и показательных выступлениях.
Формы работы: игровые занятия, соревнования, турниры, акции и др.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 1-х КЛАССОВ
МОДУЛЬ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
КОЛ-ВО
ЧАСОВ
Духовнонравственное
развитие, воспитание
и социализация
обучающихся
Я – Гражданин России
Я знаю! А ты?
Где я родился? Где я живу?
День смеха
Правила поведения обучающихся МАОУ СОШ
№ 23
Золотое правило нравственности
«Кормушка», «Покормите птиц зимой»
Мой пушистый друг
1
1
2
1
1
сюжетно-ролевая игра
экскурсия-путешествие по городу
экскурсия в муниципальный краеведческий музей
конкурс миниатюр
беседа-инструктаж
1
2
2
Неделя добрых дел
Где живут пожарные?
Родные руки не знают скуки
5
1
1
«Мамы разные нужны, мамы разные важны…»
или «Папа может все, что угодно!»
Мир моих увлечений
Самый умный
Общешкольная зарядка
Открытие лыжного сезона
День здоровья
2
конкурс чтецов
акции детской помощи
участие в волонтерском движении города по организации
помощи бездомным кошкам
общешкольная акция
экскурсия в пожарную часть города
выставка работ ДПТ обучающихся и их родителей, бабушек и
дедушек, прабабушек и прадедушек
конкурс презентаций о профессиях родителей
Я уколов не боюсь! (о пользе иммунизации и
правилах поведения во время эпидемии
гриппа)
Быстрее ветра!
Телевизор – друг или враг?
Крепко дружим с «Водолеем» – никогда не
заболеем!
Бежим навстречу лету
1
выставка изделий и поделок к Новому году
интеллектуальная викторина
добровольческая акция
общешкольный забег на лыжах
общешкольная акция по основам гимнастики (упражнения на
расслабление) (4 классы для 1-3 классов)
беседа с педиатром ГБУЗ «Волчанская городская больница»
1
1
2
общешкольный забег на коньках
конкурс рисунков
общешкольное первенство по плаванию
2
Отдыхаем правильно
1
общешкольный легкоатлетический забег, посвященный
началу летних каникул
инструктаж по ТБ на период летних каникул
1
1
1
1
1
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ
Экологическая
культура, здоровый и
безопасный образ
жизни
Общешкольные
воспитательные
мероприятия
Для наших милых мам!
Новогодний калейдоскоп
Урал Бажова
Для наших лучших пап!
Школа – территория порядка
Безопасное поведение школьника
Я и моя семья (1 классы)
Как две капельки воды с мамой мы похожи!
Приходите в гости к нам!
Для мам и бабушек
Нравится? Научим!
Вечер сказок
Предметная неделя по окружающему миру
4
3
2
4
1
1
2
1
2
4
2
2
4
Как хорошо уметь читать!
Помоги пернатому другу
Загадки Земли (ко Дню Земли)
Берегите воду!
Будьте внимательны – каникулы!
Изготовление листовок по пропаганде ЗОЖ
О чем говорят телевизор и Интернет
Минутка безопасности
«Водители»
«Попробуй ответь!»
«Собери дорожный знак»
«Несуществующий знак»
Водитель, будь вежлив на дороге!
«Азбука дорожного движения»
Занятия на школьных обучающих перекрестках
Здравствуй, лето!
4 ноября – День народного единства
Маршрутный лист «Дорога в школу и обратно»
2
2
1
1
1
2
1
1
4
Месячник ЗОЖ:
2
2
2
4
1
1
2
номера художественной самодеятельности
творческие театральные постановки
конкурс чтецов
номера художественной самодеятельности
игра-викторина
игра-викторина
беседа-презентация
фотовыставка
вечер встреч родителей и детей
концертная программа
семейные мастер-классы по рукоделию
конкурс авторских пересказов любимых сказок
цикл предметных мероприятий интеллектуальные конкурсы,
социальные акции, направленные на защиту природы и
окружающей среды
читательская конференция
общешкольная волонтерская акция
викторина
общешкольная акция, посвященная Всемирному дню воды
Профилактические беседы
акция социальной рекламы
показ учебных видеофильмов, кинофрагментов
мнемонические игры
цикл обучающих игр
совместные с ГИБДД профилактические акции
презентации творческих проектов
дорожные практикумы
Праздник по ПДД
общешкольная линейка
практикум по составлению безопасного маршрута от дома до
школы и обратно
спортивные соревнования
«Папа, мама, я – спортивная семья! – 1 классы
Посвящение в первоклассники
Смотр внешнего вида школьника
Общешкольная спартакиада «Золотая осень»
День пожилого человека
Проведение инструктажей для учащихся по
соблюдению Правил дорожного движения
перед каникулами или проведением
пешеходных экскурсий
ИТОГО
1
1
1
1
1
творческий конкурс
рейды активов класса
спортивные соревнования
акция внимания
Интеллектуальная игра
99 часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 2-4 классов
МОДУЛЬ
Духовнонравственное
развитие, воспитание
и социализация
обучающихся
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
КОЛ-ВО
ЧАСОВ
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ
Тонущий корабль
Самый умный
Галилео
Летом тоже можно учиться
Что такое выборы
Неделя добрых дел
Родные руки не знают скуки
1
1
2
1
1
5
1
«Мамы разные нужны, мамы разные
важны…» или «Папа может все, что
угодно!»
Мир моих увлечений
Общешкольная зарядка
Открытие лыжного сезона
День здоровья
2
коммуникативный тренинг
интеллектуальная викторина
презентация опытов, экспериментов и открытий
практикум по составлению плана самообразования
беседа с председателем ТИК
общешкольная акция
выставка работ ДПТ обучающихся и их родителей, бабушек и
дедушек, прабабушек и прадедушек
конкурс презентаций о профессиях родителей
Я уколов не боюсь! (о пользе
иммунизации и правилах поведения во
время эпидемии гриппа)
Быстрее ветра!
Краткость – сестра… успеха!
1
выставка изделий и поделок к Новому году
добровольческая акция
общешкольный забег на лыжах
общешкольная акция по основам гимнастики (упражнения на
расслабление) (4 классы для 1-3 классов)
беседа с педиатром ГБУЗ «Волчанская городская больница»
2
2
общешкольный забег на коньках
конкурс по риторике и ораторству
1
1
2
1
Экологическая
культура, здоровый и
безопасный образ
жизни
Общешкольные
воспитательные
мероприятия
Правила написания газетной статьи
Крепко дружим с «Водолеем – никогда не
заболеем!»
Бежим навстречу лету
1
2
лекция-практикум для 3-4 классов
общешкольное первенство по плаванию
2
Отдыхаем правильно
Для наших милых мам!
Новогодний калейдоскоп
Урал Бажова
Для наших лучших пап!
Безопасное поведение школьника
Для мам и бабушек
Нравится? Научим!
Предметная неделя по окружающему
миру
1
6
6
1
5
2
7
2
4
Трудовой десант
Берегите воду!
Будьте внимательны – каникулы!
Изготовление листовок по пропаганде
ЗОЖ
Сделать наш город красивым – это нам по
силам!
1
1
1
2
общешкольный легкоатлетический забег, посвященный
началу летних каникул
инструктаж по ТБ на период летних каникул
номера художественной самодеятельности
творческие театральные постановки
конкурс чтецов
номера художественной самодеятельности
игра-викторина
концертная программа
семейные мастер-классы по рукоделию
цикл предметных мероприятий интеллектуальные конкурсы,
социальные акции, направленные на защиту природы и
окружающей среды
уборка класса перед каникулами
общешкольная акция, посвященная Всемирному дню воды
профилактические беседы
акция социальной рекламы
Скажи вредным привычкам НЕТ!
2
Все живое – должно жить!
Водитель, будь вежлив на дороге!
«Азбука дорожного движения»
Занятия на школьных обучающих
перекрестках
4 ноября – День народного единства
Маршрутный лист «Дорога в школу и
обратно»
Смотр строя и песни
Месячник ЗОЖ:
«Сказочные старты»
Смотр внешнего вида школьника
2
2
2
4
2
акция-субботник по уборке пришкольной территории,
музейных памятников
конкурс агитбригад
театрализованное представление
совместные с ГИБДД профилактические акции
презентации творческих проектов
дорожные практикумы
10
2
общешкольная линейка
практикум по составлению безопасного маршрута от дома до
школы и обратно
смотр строя и песни
спортивные соревнования
1
рейды активов класса
1
2
Общешкольная спартакиада «Золотая
осень»
День пожилого человека
Проведение инструктажей для учащихся
по соблюдению Правил дорожного
движения перед каникулами или
проведением пешеходных экскурсий
ИТОГО
2
спортивные соревнования
1
1
акция внимания
Интеллектуальная игра
102 часа