Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №23
Волчанского городского округа
СОГЛАСОВАНО
руководитель ШМО начальных классов
УТВЕРЖДЕНО
директор МАОУ СОШ №23
__________ Самойлова Н.А.
протокол № 1 от 29.08. 2023 г.
__________ Адельфинская О.В.
приказ № 248-д от 29.08.2023 г.
Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23
DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET="улица
АВТОНОМНОЕ
Мичурина, дом 9", L=город Волчанск, T=Директор,
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23,
ОГРН=1026601102000, СНИЛС=02728642561,
ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
OID.1.2.643.100.4=6614004618, ИНН=661401207552,
E=maou23volchansk@yandex.ru, G=Ольга Валерьевна,
СРЕДНЯЯ
SN=Адельфинская, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23
Основание: я подтверждаю этот документ
Местоположение:
АЯ ШКОЛА № 23
Дата: 2023-10-23 18:11:44
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
начальное общее образование
1-2 классы
на 2023-2024 учебный год
Составитель:
ШМО учителей начальных классов
г. Волчанск, 2023 год
Пояснительная записка
Данная программа курса внеурочной деятельности «Подвижные игры»
разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (утверждён Приказом
Министерства
просвещения
Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021 г.);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.364820-20.
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
и с учётом федеральной образовательной программы начального общего
образования МАОУ СОШ №23.
Цель курса: формирование у обучающихся правильного экономического
мышления и выработки разумного отношения к финансам,.
Задачи:
- ознакомление с базовыми терминами финансовой грамотности;
- способствовать формированию мотивации экономически и финансово
грамотного поведения в повседневной жизни;
- способствовать повышению уровня коммуникативности и самопрезентации.
Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет.
Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью
школьной программы сквозного экономического образования. Преподавание
курса основывается на интерактивных формах работы учеников, моделировании
различных простейших экономических ситуаций и выполнении творческих
заданий. Поэтому, имея социально-экономическую направленность, данная
программа создает условия для развития не только экономического мышления, но
и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации.
Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в
экономическую жизнь семьи и школы.
На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших
задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических
ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры
вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволит у
младших школьников сформировать представление о богатстве, воплощенном не
только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства,
результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость
благосостояния общества и человека от качества труда. Освоение содержания
опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и
окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с
возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания,
игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и
навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и
представления информации и публичных выступлений.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 1-2-х классов. На
реализацию программы отводится:
в 1-х классах: 33 часа в год из расчета 1 час в неделю;
во 2 классах: 34 часа в год из расчета 1 час в неделю в рамках внеурочной
деятельности, согласно Плану внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 23 .
Содержание программы
Элементы содержания
Я и моя семья
Семья — родственники, живущие
вместе и имеющие общее хозяйство. Состав
семьи.
Дом, в котором мы живём, — место
для жизни семьи. Важность уюта,
целесообразность порядка.
Хозяйство — всё имущество,
принадлежащее семье и её членам.
Экономика как правила ведения
домашнего хозяйства. Качества, присущие
хорошему
хозяину:
бережливость,
экономность (умение правильно рассчитать
средства), щедрость.
Моё и чужое
Всё, что принадлежит человеку, —
это его собственность. Личные вещи
человека. Собственность — это не только
вещи, но и произведения человека (стихи,
музыка, научные открытия).
Как
человек
становится
собственником: производит сам, покупает,
получает в дар, обменивает одну вещь на
другую.
Как нужно относиться к своей и
чужой собственности.
Почему люди трудятся
Труд — это полезная деятельность
людей. Безделье, праздность, леность —
предмет осуждения.
Хорошая
работа,
интересная
профессия — блага, которыми следует
дорожить. Ценность труда людей разных
профессий. Важность домашнего труда для
ведения хозяйства.
Виды деятельности
обучающихся
1 класс
Познавательная
деятельность
Игровая деятельность
Форма организации
деятельности
обучающихся
— игра «Генеральная
уборка»;
— игра «Я — хозяин
большого дома».
Проблемно-ценностное
общение
Познавательная
деятельность
Игровая деятельность
— тема исследования
«Как
становятся
собственниками»;
—
игра
«Страна
Обмения».
Проблемно-ценностное
общение
Познавательная
деятельность
Исследовательская
деятельность
Игровая деятельность
Проблемно-ценностное
—
экскурсия
в
школьную столовую;
—
экскурсия
в
библиотеку;
— экскурсия в музей;
—
сюжетно-ролевые
игры;
— темы проектов: «Как
создаётся произведение
Учение — это тоже труд. Учебный
труд как источник знаний и залог будущего
мастерства.
общение
Все работы хороши
Каждый человек имеет профессию
— работу (врач, инженер, педагог,
космонавт, инженер).
Какие
бывают
профессии
по
предмету труда (связанные с работой с
людьми, с техникой, с созданием
произведений искусства и культуры, с
работой в природе, с бизнесом).
Как люди выбирают профессию.
Профессии членов семьи. Как люди
получают профессию.
Познавательная
деятельность
2 класс
Что нам нужно для жизни
Потребности — это всё то, что
требуется
для
жизни.
Естественные
потребности, характерные для всего
живого: в пище, воде, тепле, безопасности
(на примере домашних питомцев).
Культурные
потребности,
характерные только для человека: общение,
образование, проявление своих интересов.
Потребности и желания людей
разного возраста, имеющих разные условия
жизни и профессии.
Что такое деньги и откуда они взялись
Товарный обмен; первые деньги;
монеты разных стран мира.
Знакомство с историей появления
обмена товарами, о проблемах товарного
обмена, о появлении первых денег –
товаров с высокой ликвидностью. При этом
дети в общих чертах прослеживают, что
свойства драгоценных металлов (ценность,
прочность, делимость) делают их удобными
товарными деньгами. Дети узнают о
появлении первых монет и о монетах
разных государств.
Рассмотрим деньги поближе. Защита от
подделок
Знакомство с устройством монет,
изобретением
бумажных
денег,
со
способами защиты от подделок бумажных
денег.
Хочу, могу и надо
Желания как первый шаг появления
культурных потребностей, усилия человека,
направленные на их достижение.
Безграничность
человеческих
желаний и невозможность исполнить все
Исследовательская
деятельность
Игровая деятельность
Проблемно-ценностное
общение
искусства», «Что и как
производят на заводе»,
«Трудовые награды в
моей семье».
— встреча с человеком
интересной профессии;
— рисование на тему
профессий;
— темы проектов:
«Профессии в моей
семье», «Как получить
профессию и как стать
мастером своего дела».
Художественное
творчество
Познавательная
деятельность
Игровая деятельность
Художественное
творчество
Познавательная
деятельность
Игровая деятельность
— игры: «Собираемся в
поход»,
«Собери
портфель»;
— рисование на тему
«Что я возьму с собой
на
необитаемый
остров»
— игры «Магазин»;
— рисование на тему
«Монеты разных стран
мира».
Художественное
творчество
Познавательная
деятельность
Художественное
творчество
Познавательная
деятельность
Проблемно-ценностное
общение
— игры «Магазин»;
— рисование на тему
«Монеты разных стран
мира».
— рисование на темы
«Мои желания», «Что я
изобрету для того,
чтобы помочь людям?».
желания. Желания (потребности) членов
семьи, которые удовлетворяются в первую
очередь. Ценность желаний, направленных
на других людей (из таких желаний
рождаются открытия и изобретения). Как
можно помочь своим близким в исполнении
их желаний (сделать подарок к празднику
своими руками, отказаться от своего
желания в пользу желания близкого, если
оно важнее).
Как товары и услуги исполняют желания
Многие желания и потребности
человек может исполнить (удовлетворить) с
помощью товаров. Товары — предметы,
вещи, продукты питания, которые мы
можем купить. Продовольственные (пища и
питьё) и промышленные (одежда, обувь,
мебель, игрушки и др.) товары. Товары
приобретают в магазинах, на рынке, на
ярмарке. Продавец — профессия человека,
который продаёт товары. Покупатель —
человек, покупающий товары.
Многие
потребности человека удовлетворяются не
товарами,
а
услугами
(получение
образования, сохранение здоровья, быстрое
перемещение и т. п.). Услуги — действия,
которые оказывают человеку различные
люди и организации (учреждения).
Человек обращается за услугами в дом
быта, школу, больницу, поликлинику, на
почту и др.
Школа
(вуз,
колледж)
как
учреждение,
которое
предоставляет
образовательные услуги и удовлетворяет
потребности
людей
в
образовании.
Важность школы и образовательных услуг в
жизни человека. Какие мечты и желания
человека помогает исполнить образование.
Художественное
творчество
Познавательная
деятельность
Игровая деятельность
Проблемно-ценностное
общение
Социальное творчество
Художественное
творчество
—
изготовление
изделий из природного
материала для подарка;
—
игры:
«Парикмахерская»,
«Больница», «Школа»,
«Супермаркет»,
«Ярмарка»;
— экскурсия в магазин;
— экскурсия на почту;
— мастер-классы «Я
умею и могу научить
всех».
Техническое творчество
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
1 класс
В результате освоения программного материала обучающиеся получат
знания:
О ведении хозяйства, экономике ведения домашнего хозяйств, качествах,
присущих хорошему хозяину: бережливости, экономности, как нужно относиться
к своей и чужой собственности, почему люди трудятся, профессиях людей,
ценности труда, важности домашнего труда для ведения хозяйства, какие бывают
профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с
созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом),
как люди выбирают профессию.
К концу обучения в 1 классе обучающиеся узнают:
— что такое собственность;
— почему все люди трудятся;
— какие бывают профессии;
— как нужно относиться к своей и чужой собственности.
К концу обучения в 1 классе обучающиеся смогут научиться:
— самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы.
2 класс
В результате освоения программного материала обучающиеся получат
знания:
О потребностях естественных и культурных, товарном обмене; первых
деньгах; монетах разных стран мира, о проблемах товарного обмена, о появлении
первых денег – товаров с высокой ликвидностью, об устройстве монет,
изобретении бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег,
как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к
празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания
близкого, если оно важнее); продовольственных и промышленных товарах,
продавце и покупателе, услугах, образовательных услугах.
К концу обучения в 2 классе обучающиеся узнают:
— какие бывают потребности;
— почему все потребности нельзя удовлетворить;
— какие бывают товары и услуги;
— где можно приобрести товары и услуги;
— почему потребность в образовании — одна из важнейших потребностей
человека.
К концу обучения в 2 классе обучающиеся смогут научиться:
— соотносить свои потребности с потребностями своей семьи;
— различать товары и услуги.
Тематическое планирование
1 класс
№
п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
Форма организации
деятельности
обучающихся
Раздел I. Я и моя семья
1-2
Семья — родственники, живущие вместе и
имеющие общее хозяйство. Дом, в котором мы
живём, — место для жизни семьи.
2
Лекция
3-4
Важность уюта, целесообразность порядка в
доме. Игра «Генеральная уборка»
2
Урок-ига
5-6
Хозяйство — всё имущество, принадлежащее
семье и её членам. Экономика как правила
ведения домашнего хозяйства.
2
Лекция
7-8
Качества, присущие хорошему хозяину:
бережливость, экономность (умение правильно
2
Урок-игра
рассчитать средства), щедрость. Игра «Я —
хозяин большого дома»
9-10
Итоговое занятие на тему: «Я и моя семья»
2
Урок-игра
Раздел II. Моё и чужое
11-12
Всё, что принадлежит человеку, — это его
собственность. Личные вещи человека.
Собственность — это не только вещи, но и
произведения человека (стихи, музыка, научные
открытия).
2
Лекция
13-14
Как человек становится собственником:
производит сам, покупает, получает в дар,
обменивает одну вещь на другую. Как нужно
относиться к своей и чужой собственности.
2
Лекция
15-17
Игра «Страна Обмения». Итоговое занятие на
тему: «Моё и чужое»; защита исследовательских
работ.
3
Урок-игра, конференция
Труд — это полезная деятельность людей.
Ценность труда людей разных профессий.
2
Лекция
20
Экскурсия в школьную столовую.
1
Экскурсия
21
Экскурсия в библиотеку.
1
Экскурсия
22-23
Важность домашнего труда для ведения
хозяйства. Учение — это тоже труд. Учебный
труд как источник знаний и залог будущего
мастерства.
2
Лекция
24-26
Итоговое занятие на тему: «Почему люди
трудятся». Защита проектов: «Как создаётся
произведение искусства», «Что и как производят
на заводе», «Трудовые награды в моей семье».
3
Урок-игра
Раздел Ш. Почему люди трудятся
18-19
Раздел IV. Все работы хороши
27-28
Каждый человек имеет профессию — работу.
Какие бывают профессии по предмету труда.
2
Лекция
29-30
Как люди выбирают профессию. Профессии
членов семьи. Как люди получают профессию.
Встреча с человеком интересной профессии.
2
Лекция, встреча
31-33
Итоговое занятие на тему: «Все работы хороши».
Защита проектов «Профессии в моей семье»,
«Как получить профессию и как стать мастером
своего дела»
3
Урок-игра, конференция
ИТОГО:
33 часа
Тематическое планирование
2 класс
№
п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
Форма организации
деятельности
обучающихся
2
Лекция, выставка
2
Урок-игра
2
Лекция
2
Урок-игра
Раздел I. Что нам нужно для жизни
1-2
3-4
5-6
7-8
Потребности — это всё то, что требуется для
жизни. Рисование на тему «Что я возьму с собой
на необитаемый остров»
Естественные потребности, характерные для
всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности
(на примере домашних питомцев). Игра: «Собери
портфель».
Культурные потребности, характерные только
для человека. Потребности и желания людей
разного возраста, имеющих разные условия
жизни и профессии.
Итоговое занятие на тему: «Что нам нужно для
жизни».
Раздел II. Что такое деньги и откуда они взялись
9-10
Товарный обмен; первые деньги; монеты разных
2
стран мира. Свойства драгоценных металлов
(ценность, прочность, делимость). Первые
монеты и монеты разных государств.
Раздел III. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок
Лекция, презентация
11-12
Знакомство с устройством монет, изобретением
бумажных денег, со способами защиты от
подделок бумажных денег.
Лекция, презентация
2
Раздел IV. Хочу, могу и надо
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
Желания как первый шаг появления культурных
2
потребностей, усилия человека, направленные на
их достижение. Рисование на темы «Мои
желания», «Что я изобрету для того, чтобы
помочь людям?».
Желания (потребности) членов семьи, которые
2
удовлетворяются в первую очередь. Ценность
желаний, направленных на других людей (из
таких желаний рождаются открытия и
изобретения).
Итоговое занятие на тему: «Хочу, могу и надо».
2
Как можно помочь своим близким в исполнении
их желаний (сделать подарок к празднику своими
руками, отказаться от своего желания в пользу
желания близкого, если оно важнее).
Раздел V. Как товары и услуги исполняют желания
Многие желания и потребности человек может
исполнить (удовлетворить) с помощью товаров.
Товары — предметы, вещи, продукты питания,
которые мы можем купить. Экскурсия в магазин
Продовольственные (пища и питьё) и
промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки
и др.) товары. Товары приобретают в магазинах,
на рынке, на ярмарке. Игра «Магазин»,
«Супермаркет», «Ярмарка».
Продавец — профессия человека, который
Лекция, выставка
Лекция, презентация
Урок-игра, викторина
2
Лекция, экскурсия
2
Урок-игра
2
Лекция, презентация
2
Лекция, виртуальная
экскурсия
27-28
продаёт товары. Покупатель — человек,
покупающий товары.
Услуги — действия, которые оказывают человеку
различные люди и организации (учреждения).
Виртуальная экскурсия на почту
Экскурсия в парикмахерскую
2
Экскурсия
29-30
Виртуальная экскурсия в амбулаторию
2
Виртуальная экскурсия
Важность школы и образовательных услуг в
жизни человека. Какие мечты и желания
человека помогает исполнить образование.
33-34 Итоговое занятие по теме: «Как товары и услуги
исполняют желания»
ИТОГО:
2
Презентация
2
Урок-игра, викторина
25-26
31-32
34 часа