Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №23
ПРИНЯТО
решением Педагогического совета
МАОУ СОШ №23
Протокол №1
от 30.08.2019г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУСОШ
№23
___________ С.Г Снигирева
приказ №224-д от
30.08.2019г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О РАЗРАБОТКЕ, УТВЕРЖДЕНИИ,
РЕАЛИЗАЦИИ И КОРРЕКТИРОВКЕ
РАБОЧИХ ПРОГРАММ
г.Волчанск
1. Общие положения
1.1. Положение о разработке, утверждении, реализации и корректировке
рабочих программ в муниципальном автономном общеобразовательном
учреждении средней общеобразовательной школе № 23 (далее – Положение),
разработано в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, п.9);
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N
1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования» в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов (федерального
компонента государственного образовательного стандарта) общего
образования;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования»;
- Приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г. № 1577 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
2010 г. № 1897».
1.2. Настоящее Положение определяет структуру, порядок разработки и
утверждения рабочих программ, организацию их разработки, утверждения,
реализации
и
корректировки
в
Муниципальном
автономном
общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №
23 (далее - школа).
1.3. Рабочая программа - это локальный нормативный документ, являющийся
составной частью образовательной программы школы, определяет
организационно-содержательные
и
учебно-методические
условия
педагогической деятельности по достижению планируемых результатов
освоения основных и адаптированных основных общеобразовательных
программ школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС ООО,
ФГОС образования обучающихся с ОВЗ, ФК ГОС.
1.4. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание
основных и адаптированных основных образовательных программ школы
относятся:
- программы по учебным предметам, дисциплинам (модулям);
- программы курсов внеурочной деятельности;
- программы коррекционно-развивающих занятий;
- программы элективных курсов, курсов по выбору;
- программы факультативных занятий,
предполагаемые для включения в учебный план школы и план внеурочной
деятельности на текущий учебный год.
1.5. Цель рабочей программы — создание условий для планирования,
организации и управления учебным и воспитательным процессом.
Задачи рабочей программы:
-фиксирование
содержания,
предусмотренного
основными
образовательными программами школы в соответствии с требованиями
ФГОС и ФК ГОС;
- определение объема и последовательности изучения данного содержания с
учетом специфики уровня основной образовательной программы,
образовательных потребностей и особенностей обучающихся;
- согласование взаимодействия педагогических работников по обеспечению
преемственности содержания, средств, методов организации и оценивания
образовательной деятельности по годам обучения и уровням образования.
1.6.Обязанности педагогического работника в части разработки, коррекции
рабочих программ и мера ответственности за выполнение рабочей
программы в полном объеме определяются должностной инструкцией
педагогического работника.
2. Структура и содержание рабочих программ
2.1. Структура рабочих программ предметов учебных планов, реализующих
основные и адаптированные основные образовательные программы
начального общего и основного общего образования в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами в
обязательном порядке включает:
- планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
- содержание учебного предмета, курса;
- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
2.2. Структура рабочих программ предметов учебных планов, реализующих
основные и адаптированные основные образовательные программы
основного общего и среднего общего образования в соответствии с
федеральным компонентом государственного образовательного стандарта
общего образования в обязательном порядке включает:
- требования к уровню подготовки выпускников;
- содержание учебного предмета, курса;
- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
2.3.В структуру рабочих программ курсов внеурочной деятельности в
обязательном порядке входят:
- результаты освоения курса внеурочной деятельности;
- содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации
и видов деятельности;
- тематическое планирование.
2.4. Содержание элементов рабочей программы в соответствии с ФГОС:
Элементы
Содержание элементов рабочей
Образцы
рабочей
программы
элементов
программы
Титульный лист - полное наименование школы;
Приложение
- гриф принятия, утверждения рабочей
№1
программы;
- название учебного предмета, для
изучения которого написана программа;
- указание уровня образования;
- фамилия, имя и отчество учителясоставителя рабочей программы,
квалификационная категория или
наименование ШМО, являющегося
разработчиком программы;
- название населенного пункта;
- год разработки рабочей программы
Планируемые
Планируемые результаты освоения
результаты
учебного предмета, курса должны
освоения учебного соответствовать планируемым
предмета
результатам освоения обучающимися
основной образовательной программы
целевого раздела ООП соответствующего
уровня и направленности
Содержание
Содержание учебных предметов, курсов,
учебного
включённых в обязательную часть
предмета, курса
учебного плана должно соответствовать
пункту «Основное содержание учебных
предметов» содержательного раздела
основной или адаптированной основной
общеобразовательной программы школы
соответствующего уровня общего
образования и может включать
дополнительный материал
Тематическое
планирование
практического, межпредметного,
общекультурного, краеведческого,
профориентационного характера.
Содержание в рабочих программах
учебных предметов, курсов, включённых
в часть учебного плана, формируемую
участниками образовательных
отношений самостоятельно, может
обеспечивать практическое применение,
расширение или углубление знаний
обучающихся по предметам
обязательной части учебного плана,
реализацию их познавательных
интересов за пределами обязательных
для изучения предметов, а также
потребности в социальном, профильном
и (или) профессиональном
самоопределении.
Перечень разделов и тем с указанием
Приложение
количества часов, отведенных на их
№2
изучение.
2.5. Содержание элементов рабочей программы в соответствии с ФК ГОС:
Элементы
Содержание элементов рабочей
Образцы
рабочей
программы
элементов
программы
Титульный лист - полное наименование школы;
Приложение
- гриф принятия, утверждения рабочей
№1
программы;
- название учебного предмета, для
изучения которого написана программа;
- указание уровня образования;
- фамилия, имя и отчество учителясоставителя рабочей программы, его
квалификационная категория или
наименование ШМО, являющегося
разработчиком программы,;
- название населенного пункта;
- год разработки рабочей программы.
Требования к
- общие учебные умения, навыки и
уровню
способы деятельности обучающихся в
подготовки
соответствии с требованиями ФК ГОС к
выпускников
Содержание
учебного
предмета, курса
Тематическое
планирование
уровню подготовки выпускников и
авторской программы
Содержание учебных предметов, курсов,
включённых в федеральный компонент
учебного плана, реализующего
основную или адаптированную основную
образовательную программу общего
образования, должно соответствовать
обязательному минимуму содержания
государственного образовательного
стандарта соответствующего уровня
общего образования и может включать
дополнительный материал
практического, межпредметного,
общекультурного, краеведческого,
профориентационного характера.
Содержание в рабочих программах
учебных предметов, курсов, включённых
в региональный компонент и компонент
образовательного учреждения может
обеспечивать практическое применение,
расширение или углубление знаний
обучающихся по предметам
обязательной части учебного плана,
реализацию их познавательных
интересов за пределами обязательных
для изучения предметов, а также
потребности в социальном, профильном
и (или) профессиональном
самоопределении.
Перечень разделов и тем с указанием
Приложение
количества часов, отведенных на их
№2
изучение.
2.6.Содержание элементов рабочей программы курсов внеурочной
деятельности:
Элементы
Содержание элементов рабочей
Образцы
рабочей
программы
элементов
программы
Титульный лист - полное наименование школы;
Приложение
- гриф принятия, утверждения рабочей
№3
программы;
- название курса внеурочной
деятельности с указанием направления;
- указание уровня образования и класса, в
котором реализуется рабочая программа;
- фамилия, имя и отчество учителясоставителя рабочей программы,
квалификационная категория;
- название населенного пункта;
- год разработки рабочей программы
- предметные, и/или метапредметные,
и/или личностные результаты освоения
курса в соответствии с его
направленностью
Планируемые
результаты
освоения курса
внеурочной
деятельности
Содержание курса Содержание в рабочих программах
внеурочной
курсов внеурочной деятельности должно
деятельности
быть ориентировано на основную или
адаптированную основную
общеобразовательную программу школы
соответствующего уровня общего
образования, и обеспечивать
организацию образовательной
деятельности по одному или нескольким
направлениям развития личности
обучающихся посредством
удовлетворения их познавательных
интересов в различных областях знаний,
творчества, культуры, искусства, спорта,
техники, сферах личностного,
социального, профессионального
самоопределения, а также при
необходимости реализовывать
коррекционную составляющую.
При раскрытии содержания курса должна
быть указана форма его организации и
виды деятельности обучающихся.
Тематическое
Перечень разделов и тем с указанием
Приложение
планирование
количества часов, отведенных на их
№2
изучение.
2.7.Структура рабочих программ коррекционно-развивающих занятий,
элективных курсов, курсов по выбору, факультативных занятий должна
также включать в себя:
- титульный лист;
- планируемые результаты освоения;
- содержание занятия (курса);
- тематическое планирование.
Содержание коррекционно-развивающих занятий, элективных курсов, курсов
по выбору, факультативных занятий определяется учителем самостоятельно
с учетом мнения участников образовательных отношений, возможностей и
особенностей здоровья обучающихся и с учетом их потребностей и
интересов.
3. Разработка, утверждение, изменение и корректировка рабочих
программ и их реализация
3.1. Разработка рабочих программ относится к компетенции школы и
реализуется ею самостоятельно.
3.2. Рабочие программы разрабатываются как часть ООП (по уровням общего
образования).
3.3. Рабочая программа может быть разработана на основе:
- примерной программы, входящей в учебно-методический комплект;
- авторской программы;
- учебной и методической литературы.
3.4. Педагогические работники вправе:
- варьировать содержание разделов, тем, обозначенных в примерной
программе;
- устанавливать последовательность изучения тем;
- распределять учебный материал внутри тем;
- определять время, отведенное на изучение темы;
- выбирать исходя из целей и задач рабочей программы методики и
технологии обучения и воспитания; подбирать и (или) разрабатывать
оценочные средства.
3.5. Педагогические работники представляют рабочую программу на
заседании методического объединения, соответствующим протоколом
которого фиксируется факт одобрения/неодобрения рабочей программы.
Данное решение согласуется с руководителем методического объединения.
3.6. Обязательному представлению на заседании методического объединения
подлежат рабочие программы, разработанные на основе учебно-методической
литературы (рабочие программы элективных курсов, факультативов, курсов
внеурочной деятельности) и имеющие более 50% авторства к организации
содержания учебного материала.
3.7. При несоответствии программ установленным требованиям принятие
решения об их согласовании руководителем ШМО может быть отложено до
следующего рассмотрения после доработки в течение установленного
школьным методическим объединением срока.
3.8. Директор школы вправе провести экспертизу рабочих программ
непосредственно в школе или с привлечением внешних экспертов на
соответствие требованиям нормативных документов в области образования.
3.9. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям,
директор школы накладывает резолюцию о необходимости доработки с
указанием конкретного срока.
3.10. Рабочая программа разрабатывается на весь период, предусмотренный
для освоения конкретного предмета, курса, дисциплины (модуля) от начала до
полного завершения срока его изучения на соответствующем уровне
образования.
3.11. Основанием для разработки или изменения рабочих программ
являются:
1) нормативные документы о внесении изменений в федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования,
примерные основные общеобразовательные программы, требования,
предъявляемые к структуре, содержанию образовательных программ
образовательных организаций и условиям осуществления образовательной
деятельности;
2) решения педагогического совета о внесении изменений в образовательные
программы школы, принимаемые по результатам самообследования, анализа
состояния качества образования по итогам аттестационных процессов,
изучения образовательных потребностей обучающихся, их родителей
(законных представителей), поддержки инициатив коллегиальных органов
управления и конкретных педагогических работников;
3) рекомендации государственных органов управления в сфере образования,
результаты экспертных оценок и контрольных проверок.
3.12. Разработка, внесение изменений, корректировка и представление
рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
осуществляется на заседаниях школьных методических объединений
соответствующей
направленности
педагогическими
работниками
индивидуально или в составе группы коллег, осуществляющих реализацию
данных рабочих программ, при поддержке заместителей директора,
курирующих соответствующие направления реализации образовательных
программ школы.
3.13. Основанием для издания приказа об утверждении изменений к рабочим
программам является решение школьного методического объединения
соответствующей направленности об их согласовании, принимаемое по
результатам мотивированного представления данных изменений.
Срок вступления в действие изменений к рабочим программам
устанавливается вышеназванным приказом.
3.14. В течение 10 календарных дней рабочие программы, изменения к
рабочим программам распечатываются на пронумерованных страницах,
прошиваются, заверяются подписью директора, печатью школы и
включаются в состав приложений соответствующей образовательной
программы.
3.15. Корректировка рабочей программы в части изменения сроков ее
выполнения осуществляется по следующим причинам:
- карантин;
- актированные дни;
- иные, признанные уважительными, причины.
3.16. В случае необходимости корректировки рабочих программ данное
решение
принимается
школьным
методическим
объединением
соответствующей направленности, которое протоколируется.
3.17. В целях соблюдения обязательства по выполнению рабочих программ
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в полном объёме
педагогические работники, исходя из календарного учебного графика и
расписания занятий:
1) устанавливают соответствие тематического планирования полному перечню
учебных дней предстоящего учебного периода;
2) осуществляют прогноз дефицита учебных часов в связи с совпадением
учебных дней с датами государственных праздников, традиционных городских
и общешкольных мероприятий, курсами повышения квалификации, иными
мероприятиями;
3) планируют меры по компенсации пропущенных занятий (компенсирующие
мероприятия).
3.18. После согласования компенсирующих мероприятий педагогическими
работниками осуществляется корректировка тематического планирования
реализации рабочей программы учебного предмета, курса дисциплины
(модуля) на предстоящий учебный период.
3.19. В качестве компенсирующих мероприятий могут быть применены
следующие меры:
1) проведение интегрированных уроков по предметам одной образовательной
области;
2) проведение сдвоенных уроков в форме лекционно-семинарских занятий для
подгрупп одного класса или классов одной параллели с общей численностью
обучающихся, не превышающей 30 человек;
3) проведение, по согласованию с обучающимися, их родителями (законными
представителями), занятий в активных формах в рамках внеурочной
деятельности;
4) объединение двух занятий в одно посредством укрупнения планируемых
для изучения дидактических единиц учебного материала, сокращения числа
письменных работ, вынесения части учебного материала для самостоятельного
изучения с использованием средств электронных учебников (приложений к
печатным изданиям), тренажёров, видео-уроков, иных электронно-цифровых и
интернет-ресурсов.
3.20. Не допускается уменьшение объема часов за счет полного исключения
тематического раздела из программы.
3.21. Реализацию всех разделов и тем, предусмотренных рабочей программой
для освоения в текущем учебном периоде, педагогические работники
фиксируют в электронном журнале успеваемости или в печатных журналах
учёта проведённых занятий с указанием конкретных дат изучения данного
материала.
3.22. Реализация рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей) осуществляется педагогическими работниками школы в
соответствии с учебным планом, планом внеурочной деятельности,
календарным учебным графиком и расписанием занятий.
3.23. Педагогические работники, в том числе вновь принятые на работу,
обязаны обеспечивать реализацию преподаваемого предмета, курса,
дисциплины (модуля) в соответствии с утверждённой рабочей программой в
полном объёме.
3.24. По окончании учебного года формируется сводный отчёт о выполнении
учебного плана школы, который вместе с журналами учёта успеваемости
обучающихся передаётся в архив.
4. Оформление и хранение рабочей программы
4.1. Рабочую программу оформляют в электронном и печатном варианте.
4.2. Рабочая программа
должна быть оформлена в соответствии со
следующими требованиями:
- редактор MS Word
- шрифт Times New Roman, кегль 12 и/или 14, междустрочный интервал –
1,15;
- текст выровнен по ширине;
- поля: 2 см - нижнее, верхнее, 3 см - левое, 1,5 см – правое;
- таблицы вставляются непосредственно в текст;
- титульный лист рабочей программы не нумеруют.
4.3. Электронные варианты рабочих программ хранятся у заместителя
директора по УР.
4.4. С целью включения в содержательный раздел ООП (по уровням общего
образования) перечня реализуемых рабочих программ разработчики рабочей
программы готовят в электронном виде аннотацию, где указывают:
- название рабочей программы;
- срок, на который разработана рабочая программа;
- дают краткую характеристику рабочей программы.
4.5. Печатная версия рабочей программы дублирует электронную версию за
исключением аннотации.
4.6. Печатная версия рабочей программы подлежит хранению в течение всего
периода ее реализации в соответствующем учебном кабинете.
4.7. Рабочую программу и аннотацию размещают на сайте школы в срок,
определенный действующим законодательством.
Приложение 1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №23
СОГЛАСОВАНО
руководитель ШМО
______________________________
______________________________
Протокол ___________
УТВЕРЖДЕНО
директор МАОУ СОШ
№23
__________________________
С.Г. Снигирева
Приказ ___________
Приложение
к образовательной программе
___________________________
(уровень образования)
МАОУ СОШ №23
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО _________________
(наименование предмета)
(уровень образования)
Составитель:
г. Волчанск, __________ год
Приложение 2
№ п/п
1
2
Тематическое планирование
Раздел, тема
кол-во
часов
Приложение 3
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №23
СОГЛАСОВАНО
руководитель ШМО
______________________________
______________________________
Протокол ___________
УТВЕРЖДЕНО
директор МАОУ СОШ
№23
__________________________
С.Г. Снигирева
Приказ ___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«___________________________________»
название курса
__________________________________
направление курса в соответствии с ФГОС ООО
____________________________
уровень образования
на _______________ учебный год
Составитель:
___________________________
г. Волчанск, ________ г.