Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №23
ПРИНЯТО
решением Педагогического совета
МАОУ СОШ №23
Протокол №1
от 30.08.2019г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ №23
___________ С.Г Снигирева
приказ №224-д
от 30.08.2019г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФОРМИРОВАНИИ ФОНДА
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО
КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ
И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
г.Волчанск
1. Общие положения
1.1. Положение о формировании фонда оценочных средств (далее ФОС) для
проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся в Муниципальном автономном общеобразовательном
учреждении средней общеобразовательной школе №23 составлено в
соответствии с:
– Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
– Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки РФ от 06.10.2009 года № 373;
– Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки РФ от 17.12.2010 года № 1897;
– Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки РФ от 17.05.2012 года № 413;
– Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта,
утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от
05.03.2004 года № 1089;
– Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом
Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 года № 1312;
- Уставом школы.
1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, требования к
структуре, содержанию и оформлению, процедуру согласования и хранения
фондов оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся по учебным предметам,
реализуемым в Школе.
Оценочные материалы (средства) – это совокупность комплектов
методических материалов, нормирующих процедуры оценивания результатов
обучения, т.е. установления соответствия учебных достижений обучающихся
запланированным результатам обучения и требованиям образовательных
программ, рабочих программ, модулей.
1.3. Фонд оценочных средств является составной частью основной
образовательной программы Школы (далее - ООП) и неотъемлемой частью
нормативно методического обеспечения системы оценки качества освоения
обучающимися ООП ОО и обеспечивает повышение качества
образовательного процесса Школы.
1.4. ФОС по предмету, курсу, дисциплине представляет собой совокупность
контролирующих материалов, предназначенных для измерения уровня
достижения учащимся установленных результатов обучения.
1.5. ФОС по предмету, курсу, дисциплине используется при проведении
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся.
1.6. ФОС входит в состав учебно-методического комплекса предмета (курса).
1.7. Настоящее Положение обязательно для исполнения всеми участниками
образовательного процесса, обеспечивающими реализацию образовательного
процесса по соответствующим образовательным программам.
1.8. Фонд оценочных средств является составной частью основной
образовательной программы школы.
2. Цель, задачи создания фонда оценочных средств, требования,
предъявляемые к ним
2.1. Целью создания ФОС учебного предмета, курса, дисциплины является
установление соответствия уровня подготовки обучающихся на данном этапе
обучения требованиям рабочей программы учебного предмета, курса,
дисциплины.
2.2. Задачи ФОС:
- осуществление текущего контроля успеваемости обучающихся для
оперативного контроля за их учебной деятельностью;
- осуществление промежуточной аттестации обучающихся;
- контроль процесса достижения обучающимися уровня сформированности
универсальных учебных действий.
2.3. Фонд оценочных средств должен формироваться на основе ключевых
принципов оценивания:
-объекты оценки должны соответствовать поставленным образовательными
программами целям обучения;
-использование единообразных показателей и критериев для оценивания
достижений учителями-предметниками;
-объективность: получение объективных и достоверных результатов при
проведении контроля с различными целями.
2.4. Основными требованиями, предъявляемыми к ФОС, являются:
-предметная направленность (соответствие предмету изучения учебной
дисциплины;
-содержание (состав и взаимосвязь структурных единиц);
-объём (количественный состав оценочных средств, входящих в ФОС)
должен соответствовать рабочему времени контроля;
-качество оценочных средств и ФОС в целом, должно обеспечивать
получение объективных и достоверных результатов при проведении
контроля с различными целями.
3. Виды фонда оценочных средств
3.1. Различают следующие виды ФОС:
- для стартового контроля;
- для текущего контроля;
- для промежуточной аттестации.
3.2. Перечень объектов оценивания основывается на результатах обучения,
которые определяются согласно таблице 1.
Вид ФОС
Промежуточная
аттестация
Исходные
Объект оценивания
требования к
уровню
усвоения
Рабочая
Обобщенные
программа
результаты обучения
Форма
контроля
для
разработки
кодификатора
Итоговая
контрольная работа
Текущий
контроль
Стартовый
контроль (ФОС
по
данному
виду контроля
не
проходит
экспертизу, не
утверждается,
хранится
у
учителя)
учебного
предмета
Рабочая
программа
учебного
предмета
Рабочая
программа
учебного
предмета
по
учебному
предмету за год
Конкретизированные
результаты обучения
по
предмету
(тематические
контрольные
работы)
Конкретизированные
результаты обучения
по
предмету
(разделу,
теме).
Проводится в начале
учебного года в 5
классе.
3.3. Примерный перечень видов оценочных
характеристиками представлен в Приложении №6.
Все
формы
контроля,
используемые
в
ходе
освоения
предмета (раздела,
темы)
Формы контроля
не
требующие
больших
временных
ресурсов,
предусматривается
возможность
самооценки.
средств
с
краткими
4. Структура и содержание комплекта оценочных средств
Структурными элементами КОС по учебному предмету являются:
- титульный лист, на котором указываются: полное наименование школы;
гриф согласования, утверждения КОС; название учебного предмета, для
контроля изучения которого используется КОС; указание класса, в котором
реализуется КОС; фамилия, имя и отчество учителя-составителя КОС,
квалификационная категория или наименование ШМО, являющегося
разработчиком КОС; название населенного пункта; год разработки КОС
(приложение №1);
- кодификаторы, которые содержат перечень элементов содержания и
перечень требований к уровню освоения обучающимися содержания
образовательных стандартов, проверяемых на этапе тематического и
итогового контроля успеваемости (примерная форма кодификатора
приложение 2);
- спецификации КИМ для проведения тематического и итогового контроля
успеваемости (примерная форма спецификации КИМ приложение 3);
- описания критериев оценивания (примерная форма описания критериев
оценивания приложение 4);
- типовые контрольные измерительные задания для тематического и
итогового контроля успеваемости (примерная форма типовых контрольных
заданий приложение 5).
5. Разработка фонда оценочных средств
5.1.Фонд
оценочных средств для проведения текущего контроля
разрабатываются по каждому предмету учебного плана учителямипредметниками. Фонд оценочных средств для контроля на уровне
администрации разрабатывается заместителем директора по УР и
руководителями МО.
5.2.Общее руководство разработкой фондов оценочных средств
осуществляет заместитель директора по учебной работе.
5.3.Ответственность за разработку комплектов оценочных средств по
предмету несёт учитель. Ответственность за подбор комплекса оценочных
средств на уровне школы для проведения промежуточной аттестации несет
заместитель
директора
по
УР.
5.4. При составлении, согласовании и утверждении комплекта оценочных
средств должно быть обеспечено его соответствие:
- Федеральному государственному образовательному стандарту;
- учебному плану;
- рабочей программе учебного предмета;
- образовательным технологиям, используемым в преподавании учебного
предмета.
5.5.Алгоритм проектирования контрольных оценочных средств
1 шаг. Определение перечня проверяемых планируемых результатов (как
предметных, так и метапредметных). Перечень планируемых результатов
составляется на основе основной образовательной программы МАОУ СОШ
№23, а также с учетом распределения тем в авторской программе по каждому
классу (Приложение 2).
2 шаг. Выбор процедур (методов и форм контроля) и определение их
количества. В соответствии с требованиями ФГОС основного общего
образования «система оценки должна предусматривать разнообразие методов
и форм, взаимно дополняющих друг друга». Разнообразие форм
определяется с учетом специфики изучаемого предмета и особенностей
распределения тем в авторской программе. Оценочный материал включает
текст работы в 2-х вариантах и спецификацию (Приложение 3). Текст
контрольной работы включает задания двух уровней сложности: – задания
базового уровня сложности, – задания повышенного уровня сложности.
Формулировки
заданий
обеспечивают
применение
учащимися
универсальных учебных действий.
3 шаг. Разработка заданий.
4 шаг. Определение способа расчета итоговой отметки. Описать критерии
оценивания, оценочную шкалу (Приложение 4).
5 шаг. Оформление типовых заданий (Приложение 5).
5.6. В состав ФОС в обязательном порядке должны входить оценочные
средства, указанные в рабочей программы предмета, курса, дисциплины.
5.7. Включение других оценочных средств в ФОС осуществляется по
решению учителя, ведущего предмет, курс, дисциплину.
5.8. ФОС формируется на бумажном и/или электронном носителях и
хранится у учителя, обеспечивающего преподавание данного предмета, курса
дисциплины.
5.9.ФОС рассматривается на заседании методического объединения школы и
согласовывается руководителем ШМО.
5.10. При использовании ФОС в учебном процессе учитель имеет право
вносить изменения в текст контрольной работы, самостоятельной работы и
т.п.
Приложение 1
Титульный лист КОС
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №23
СОГЛАСОВАНО
руководитель ШМО:
_________________
_________________
протокол № _ от _____
Приложение к образовательной
программе
_________ общего образования
МАОУ СОШ №23
КОНТРОЛЬНЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
по предмету
«___________________»
____________ общее образование
____ класс(ы)
Составитель:
г. Волчанск, 2019 год
Приложение 2
Примерная форма кодификатора
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся
для проведения контрольной работы по обществознанию
по теме «Человек среди людей» в 6 классе
Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на контрольной
работе
Код
Описание элементов предметного содержания
1.1
Что такое межличностные отношения
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
Виды межличностных отношений. Уровни
межличностных отношений
Какие бывают группы
Групповые нормы. Санкции
Что такое общение. Цели и средства общения
Межличностный конфликт. Ступени конфликта
Поведение во время конфликта
Разрешение конфликта. Варианты выхода из конфликта
Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых на
контрольной работе
код
Описание элементов метапредметного содержания
2.1
Умение определять понятия (познавательное УУД)
2.2
Умение классифицировать (познавательное УУД)
2.3
Умение устанавливать причинно-следственные связи
(познавательное УУД)
2.4
Умение строить логические рассуждения,
умозаключения и делать выводы
2.5
Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами
и условиями коммуникации (коммуникативное УУД)
2.6
Умение оценивать правильность выполнения учебной
задачи (регулятивное УУД)
Перечень требований к уровню подготовки обучающихся,
освоивших тему «Человек среди людей»
код
Описание требований к уровню подготовки
обучающихся
3.1
Выполнять несложные практические задания по анализу
ситуаций, связанных с различными способами
разрешения межличностных конфликтов (базовый
уровень)
3.2
Выражать собственное отношение к различным
способам разрешения межличностных конфликтов
(базовый уровень)
3.3.
Использовать элементы причинно-следственного
анализа при характеристике межличностных
конфликтов (повышенный уровень)
3.4.
Моделировать возможные последствия позитивного и
негативного воздействия группы на человека, делать
выводы (повышенный уровень)
Приложение 3
Примерная форма спецификации КИМ
Спецификация оценочной работы включает:
– цель, отражающую планируемые результаты, достижение которых
проверяется в работе;
– распределение заданий по разделам в табличной форме.
Распределение заданий по разделам программы
Количество заданий базового уровня
сложности
60–75%
Количество заданий повышенного
уровня сложности
40–25%
Спецификация КИМ для проведения контрольной работы по теме
Предмет: «обществознание» 6 класс
Вид контроля: текущий (тематический)
Тема: «Человек среди людей»
Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения каждым
учащимся 6 класса содержания темы «Человек среди людей»
Контрольная работа состоит из 6 заданий: 4 задания базового уровня, 2 повышенного. Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым
элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки,
типам заданий и времени выполнения представлено в таблице
№ задания
уровень
Что
проверяется
1
Базовый
1.1; 2.1
2
Базовый
1.2; 2.1, 2.2
3
Базовый
1.4,1.6,1.7,1.8;
2.4, 2,5; 3.1, 3.2
4
Базовый
1.2; 2.1, 2.2; 2.4
5
Повышенны 1.6; 2.3;2.4,3.1,
й
3.3, 2.5
6
Повышенны 1.4; 1.6;1.7;1.8;
й
2.4;2.5;3.1, 3.4
Оценка
Базовый
правильност
и
выполнения
задания
Выполнение
теста на знание
информации и
применения
репродуктивны
х
способов
деятельности
Повышенны
2.6
й
Тип задания
Примерное
время
выполнения
задания
Тест с выбором
2 мин.
ответа
Дополнить
3 мин
схему
Выполнение
8 мин
задания
«на
тексте»
(подчеркнуть,
дописать,
пронумеровать и
т.д.)
Соотнесение
8 мин.
примеров
с
соответствующи
м понятием
Определение
12 мин
понятия
в
задании;
определение
причин
и
следствий
Исследование,
12 мин
проектирование,
разработка
моделей (схем)
по
теме.
Разрешение
сложных
ситуаций
с
аргументацией и
привлечением
дополнительног
о содержания
Сверка
с Выполняетс
эталоном
я на
следующем
уроке,
после
проверки
работы
Сверка с
выполненной
учителем
учебной задачей
по критериям
На выполнение 6 заданий отводится 40 минут. Контрольная работа
составляется в 2-х вариантах
Приложение 4
Примерная форма описания критериев оценивания
Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности
задания разным количеством баллов, указанных в таблице 2.
№ задания
1
2
3
Количество баллов
1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ
1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ
Максимальное количество баллов - 3
1 балл – выделен барьер, помешавший героям басни
2 балла – сделан вывод
4
Максимальное количество баллов - 3
Правильно распределено 10-11 примеров - 3 балла
Правильно распределено 7-9 примеров - 2 балла
Правильно распределено 5-6 примеров – 1 балл
5
Максимальное количество баллов – 5
Выделение причины конфликта – 2 балла
Описание инцидента – 1 балл
Предложен выход из конфликтной ситуации – 2 балла
6
Максимальное количество баллов – 5
За каждую норму – 1 балл
За каждый вывод – 1 балл
Оценка
Оценка правильности выполнения задания (регулятивное
правильности УУД): после проверки работы учителем попросить проверить
выполнения учащихся свои работы, сверяя их с эталоном ответов (умение
задания
оценивать правильность выполнения учебной задачи).
Соотнести с отметкой учителя, прокомментировать результат
выполнения задания. Данное задание оценивается, но в баллы
и отметку не переводится.
Итого
18 баллов
Перевод баллов к 5-балльной отметке представлен в таблице
Баллы
18-13
12-6
5-3
2
1
Отметка
Отметка «5»
Отметка «4»
Отметка «3»
Отметка «2»
Отметка «1»
Приложение 5
Примерная форма типовых контрольных заданий
Типовые контрольные задания
Базовый уровень
1. Межличностные отношения - это:
a) взаимодействия между группами
b) общение со всем материальным миром
c) взаимодействия между людьми
2. Перед вами схема, в ней перечислены признаки малой группы. Впишите
еще один признак, который относится к малой группе.
Малая группа
?
общие интересы и
увлечения
относительно постоянное
членство
3.Прочитай текст и ответь на вопросы к нему.
Слепой и молоко (басня)
Один слепой от роду спросил зрячего: «Какого цвета молоко?» Зрячий
сказал: «Цвет молока такой, как бумага белая». Слепой спросил: «А что, этот
цвет так же шуршит под руками, как бумага?» Зрячий сказал: «Нет, он
белый, как мука белая». Слепой спросил: «А что, он просто белый, как зимой
заяц-беляк». Слепой спросил: «Что же, он пушистый и мягкий, как заяц?»
Зрячий сказал: «Нет, белый цвет точно такой, как снег». Слепой спросил:
«Что же, он холодный, как снег?» И сколько примеров зрячий ни говорил,
слепой не мог понять, каким бывает цвет молока.
(Л.Н. Толстой)
Какие барьеры помешали героям басни понять друг друга? Предложите
способ преодоления барьера.
1)_________________________________________________________________
________
2)_________________________________________________________________
________
4. Ниже приведены примеры межличностных отношений различного уровня.
Распредели их в соответствующие колонки таблицы.
1. У Таисии есть соседка Альбина. Они здороваются при встрече.
2. Галина и Полина, встречаясь, обмениваются новостями
3. Евгений и Матвей играют в одной команде по волейболу
4. Сидор и Александр всегда готовы прийти друг другу на выручку
5. Глеб и Федор – одноклассники
6. Мария и Клавдия сидят за одной партой
7. Диана и Марина вместе идут домой после уроков
8. Лариса и Артем делают уроки вместе
9. Нина и Зина отдыхали вместе в летнем лагере
10. Никита и Платон обмениваются марками
11. Юлия и Яна вместе проводят свободное время
Знакомство
Приятельство
Товарищество
Дружба
5. Проанализируй ситуацию, выдели в ней:
− причины конфликта;
− инцидент;
− предложи, что в этой ситуации может сделать Илья, чтобы помирить
одноклассников.
Вчера Кирилл рассказал лучшему другу Илье о том, что боится кататься с
высокой горы, поэтому предпочитает гулять подальше от неё. Собираясь на
прогулку, Илья посмеялся над страхами Кирилла в присутствии группы
одноклассников. Среди них был Сергей, которого Кирилл недолюбливал за
его ехидный язык. Между Кириллом и Сергеем произошла ссора.
__________________________________________________________________
___________
6. Приведи не менее трех примеров групповых норм, характерных для
неформальной группы приятелей-одноклассников.
1. _________________________ 2. ________________ 3. __________________
Предположи, как эти нормы могут сказаться на поведении этих приятелей одноклассников (сформулируй 2 вывода)
__________________________________________________________________
___________
Приложение 6
Примерный перечень оценочных средств
№
п/п
1
1
Наименован
ие
Краткая
характеристика
оценочного
оценочного средства
средства
2
3
Контрольная Средство проверки умений применять
работа
полученные знания для решения задач
определенного типа по теме или разделу
2
Портфолио
3
Проект
Представление
оценочного
средства
в
фонде
4
Комплект
контрольных
заданий
по
вариантам
Целевая подборка работ учащегося, Структура
раскрывающая
его
индивидуальные портфолио
образовательные достижения в одной или
нескольких учебных дисциплинах, во
внеурочной деятельности.
Конечный
продукт,
получаемый
в Темы
результате планирования и выполнения групповых
комплекса учебных и исследовательских и/или
заданий. Позволяет оценить умения индивидуальны
обучающихся
самостоятельно х проектов
4
5
6
7
конструировать свои знания в процессе
решения практических задач и проблем,
ориентироваться
в
информационном
пространстве и уровень сформированности
аналитических,
исследовательских
навыков,
навыков
практического
и
творческого
мышления.
Может
выполняться в индивидуальном порядке
или группой обучающихся.
Разноуровне Различают задачи и задания:
-вые задачи
а)
репродуктивного
уровня,
и задания
позволяющие оценивать и диагностировать
знание фактического материала (базовые
понятия, алгоритмы, факты) и умение
правильно
использовать
специальные
термины и понятия, узнавание объектов
изучения в рамках определенного раздела
дисциплины;
б)
реконструктивного
уровня,
позволяющие оценивать и диагностировать
умения синтезировать, анализировать,
обобщать фактический и теоретический
материал с формулированием конкретных
выводов,
установлением
причинноследственных связей;
в) творческого уровня, позволяющие
оценивать и диагностировать умения,
интегрировать знания различных областей,
аргументировать
собственную
точку
зрения.
Реферат
Продукт
самостоятельной
работы
учащегося, представляющий собой краткое
изложение в письменном виде полученных
результатов
теоретического
анализа
определенной
научной
(учебноисследовательской) темы, где автор
раскрывает суть исследуемой проблемы,
приводит различные точки зрения, а также
собственные взгляды на нее.
Доклад,
Продукт
самостоятельной
работы
сообщение,
учащегося,
представляющий
собой
рассказ
публичное выступление по представлению
полученных
результатов
решения
определенной
учебно-практической,
учебно-исследовательской или научной
темы
Творческое
Частично регламентированное задание,
задание
имеющее нестандартное решение и
Комплект
разноуровневы
х
задач
и
заданий
Темы
рефератов
Темы докладов,
сообщений
Темы
групповых
8
9
10
11
12
13
14
позволяющее диагностировать умения,
интегрировать знания различных областей,
аргументировать
собственную
точку
зрения.
Может
выполняться
в
индивидуальном порядке или группой
обучающихся.
Тестировани Система стандартизированных заданий,
е
позволяющая автоматизировать процедуру
измерения уровня знаний и умений
обучающегося.
Списывание Задание по передаче в письменной форме
зрительно
воспринимаемого
слова,
предложения, текста. Используется при
обучении технике письма и каллиграфии, а
также орфографии и грамматике (как
правило, с дополнительными заданиями).
Диктант
Вид письменной работы, при котором
(выборочны учитель диктует текст, а учащиеся
й,
записывают на основе сложившегося ранее
свободный,
навыка письма. имеет практический
творческий, характер, направленный на формирование
контрольный правописных, учебно-языковых и речевых
, словарный) умений.
Изложение
Представляет вид письменной работы, при
(сжатое,
с которой
обучающемуся
необходимо
элементами воспроизвести текст, с сохранением
сочинения, с авторского стиля
лингвистиче
ским
анализом, с
изменение
лица
рассказчика)
Сочинение
Вид
письменной
работы,
который
представляет собой рассуждение на
определённую
тему,
изложение
собственных взглядов на тот или иной
предмет (на тему)
Практическа Задание или набор заданий, при котором
я работа
учащиеся под руководством учителя и по
Лабораторна заранее намеченному плану проделывают
опыты или выполняют определенные
я работа
практические задания и в процессе их
воспринимают и осмысливают новый
учебный материал, закрепляют полученные
ранее знания. Эта деятельность направлена
на углубление применения, развития
теоретических знаний в комплексе с
и/или
индивидуальны
х
творческих
заданий
Комплект
тестовых
заданий
Комплект
текстов
Комплект
текстов
Комплект
текстов
Комплект тем
Комплект тем
формированием необходимых для этого
умений и навыков (самостоятельное
использование
карт,
учебника,
статистических материалов, наглядных
пособий, географических приборов).