Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №23
ПРИНЯТО
решением Педагогического совета
МАОУ СОШ №23
Протокол №1 от 30.08.2019г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ №23
___________ С.Г Снигирева
приказ №224-д от
30.08.2019г.
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
г. Волчанск
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с:
– Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
– Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от
06.10.2009 года № 373;
– Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от
17.12.2010 года № 1897;
– письмом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 года №03–296 «Об
организации
внеурочной
деятельности
при
введении
федерального
государственного стандарта общего образования»;
– СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными
постановлением главного санитарного врача от 29.12.2010 года № 189.
1.2. Внеурочная деятельность – специально организованная деятельность
обучающихся, которые осваивают федеральный государственный образовательный
стандарт, представляющая собой неотъемлемую часть образовательной
деятельности в МАОУ СОШ №23 (далее – внеурочная деятельность), отличная от
урочной системы обучения.
1.3. Внеурочная деятельность – часть учебного плана. Учебный план внеурочной
деятельности является компонентом основных образовательных программ
начального и основного общего образования МАОУ СОШ №23. Учебный план
внеурочной деятельности определяет введение в действие и реализацию
требований ФГОС НОО и ФГОС ООО, определяет общий объём учебной нагрузки,
объём максимальной аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных
предметных областей, направления внеурочной деятельности.
1.4. Время, отведенное на внеурочную деятельность, составляет до 10 недельных
часов и не учитывается при определении максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов
финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной
программы.
1.5. Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учетом
пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) путем
анкетирования обучающихся и родителей (законных представителей).
1.6. При организации внеурочной деятельности целесообразно использовать
разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии,
кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы,
конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования,
поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, учебные
курсы по выбору и т.д.).
1.7.При организации внеурочной деятельности общеобразовательная организация
может реализовывать часы, отведенные на внеурочную деятельности и в
каникулярное время. Общее количество часов внеурочной деятельности на каждом
уровне общего образования составляет: до 1350 часов на уровне начального
общего образования до 1750 часов на уровне основного общего образования.
1.8.Занятия
внеурочной
деятельности
способствуют
приобретению
образовательных результатов, направленных на формирование первичных
представлений о гражданственности и патриотизме, формирование нравственных
чувств и этического сознания, формирование творческого отношения к учению,
труду, жизни, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому
образу жизни, ценностного отношения к природе, окружающей среде,
формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
1.9.Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных
потребностей обучающихся путем предоставления широкого спектра занятий,
направленных на развитие детей.
2. Цель и задачи внеурочной деятельности
2.1. Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и
развития обучающимися
своих интересов на основе свободного выбора,
постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций в
соответствии с основной образовательной программой начального общего
образования и основного общего образования МАОУ СОШ №23.
2.2. Задачи внеурочной деятельности:
- осуществлять взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного
образования;
-развитие индивидуальности каждого обучающегося в процессе социального и
профессионального самоопределения;
- становление и развития интересов обучающихся;
- построение индивидуального образовательного маршрута.
3. Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности
3.1. Направления и виды внеурочной деятельности определяются в соответствии с
основной образовательной программой начального и основного общего
образования МАОУ СОШ №23. Подбор направлений, форм и видов деятельности
должен обеспечить достижение планируемых результатов обучающихся в
соответствии с ООП НОО и ООП ООО МАОУ СОШ №23.
3.2. Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:
- духовно-нравственное
- социальное
- общеинтеллектуальное
- общекультурное
- спортивно-оздоровительное.
3.3.Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, досуговоразвлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное
общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная
преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая
(производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность и др..
3.4.Формы внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, олимпиады,
викторины, конкурсы, проекты, соревнования, поисковые исследования через
организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками,
педагогами, родителями.
3.5. Внеурочная деятельность – составная часть учебно-воспитательного процесса
в школе. Она может быть: учебно-познавательной – один из видов деятельности
обучающихся, направленный на усвоение теоретических знаний и способов
деятельности в процессе решения учебных задач; внеучебной – направленной на
социализацию обучающихся, развитие творческих способностей во внеучебное
время. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации ООП
НОО, ООП ООО МАОУ СОШ №23 определяет общеобразовательная организация.
3.6. Обучающиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе
направлений и форм внеурочной деятельности.
3.7. Предварительный выбор программ внеурочной деятельности на следующий
учебный год обучающимися производится на основе анкетирования через
родительские собрания.
3.9. В сентябре формируются группы для проведения занятий внеурочной
деятельности.
3.10. Занятия внеурочной деятельности проводятся не ранее, чем через 40 минут
после окончания последнего урока.
3.11. Перемена между занятиями внеурочной деятельности продолжительностью
не менее 10 мин.
4. Организация внеурочной деятельности
4.1. Образовательные программы внеурочной деятельности утверждаются
директором МАОУ СОШ №23. Возможно использование авторских программ.
4.2. Образовательные программы внеурочной деятельности могут быть различных
типов: комплексные; тематические; ориентированные на достижение результатов;
по конкретным видам внеурочной деятельности; индивидуальные и др.
-Комплексные образовательные программы предполагают последовательный
переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего
уровня в различных видах внеурочной деятельности.
- Тематические образовательные программы направлены на получение
воспитательных результатов в определенном проблемном поле и используются при
этом возможности различных видов внеурочной деятельности.
- Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов
определенного уровня (первого, первого и второго, второго и третьего и т. д.),
могут иметь возрастную привязку.
- Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная и др.
- Возрастные образовательные программы могут соотноситься с возрастными
категориями.
- Индивидуальные образовательные программы для обучающихся - программы для
детей с неординарными способностями, особенностями состояния здоровья,
развития.
4.3. Требования к структуре программы.
4.3.1. Программа внеурочной деятельности включает в себя следующие
обязательные разделы: титульный лист, пояснительную записку, планируемые
результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
личностные и метапредметные, содержание курса внеурочной деятельности с
указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной
деятельности, календарно-тематическое планирование.
4.3.2. Требования к оформлению и содержанию структурных элементов
программы внеурочной деятельности закреплены в локальном акте МАОУ СОШ
№23 «О разработке, утверждении и корректировке рабочих программ»
4.4. Занятия внеурочной деятельности могут проводиться учителями начальных
классов, учителями-предметниками, педагогом-психологом, учителем - логопедом.
4.5. Учет занятости учащихся внеурочной деятельностью осуществляется
учителем, ведущим курс внеурочной деятельности в Журнале учета. Журнал учета
должен содержать следующую информацию: ФИО учащихся, класс, дата
проведения занятия, тема занятия, ФИО учителя (педагога). Содержание занятий в
Журнале учета должно соответствовать содержанию программы внеурочной
деятельности.
5. Организация управления
5.1. Контроль проведения занятий внеурочной деятельности осуществляет
заместитель директора по воспитательной работе по плану внутришкольного
контроля, утвержденному директором школы, по следующим направлениям:
оценка содержания и качества программ внеурочной деятельности, организация
проведения занятий внеурочной деятельности, система оценивания обучающихся.
5.2. Требования к организации внеурочной деятельности.
5.2.1.Образовательная организация может реализовывать внеурочную деятельность
по программам, разработанным в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС
ООО и основными концептуальными положениями УМК и по программам,
разработанным образовательными учреждениями.
5.2.2.Программное обеспечение внеурочной деятельности опирается на
социальный заказ, имеющиеся возможности и особенности образовательной
деятельности с целью максимального удовлетворения потребностей обучающихся
во внеурочной деятельности, ее дифференциации и индивидуализации.
5.2.3.Планируемые результаты служат ориентировочной основой для проведения
неперсонифицированных мониторинговых исследований, составления портфолио
достижений учащегося в целях определения эффективности воспитательной
деятельности.
5.2.4. Программа должна соответствовать нормативно-правовым требованиям к
внеурочной деятельности, в том числе утвержденным СанПиН.
5.2.5. Выбор форм внеурочной деятельности должен опираться на гарантию
достижения результата определенного уровня; при разработке программы
необходимо выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к
результатам другого.
5.3. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической
целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности обучающихся и их
родителей (законных представителей).
5.4. Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при
организации внеурочной деятельности.
5.4.1. При организации внеурочной деятельности на базе учреждений
дополнительного образования, культуры, спорта заключается договор о
реализации внеурочной деятельности школьников.
5.4.2. Механизмы интеграции: разработка и осуществление совместных программ
и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных
задач; кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми,
информационными,
финансовыми,
материально-техническими
и
др.);
предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);
взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом; совместная экспертиза
качества внеурочной деятельности.