Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №23
Рабочая программа курса
«ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №23
Пояснительная записка
Курс «Школа будущего первоклассника» представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке
детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Рабочая программа курса «Школа будущего первоклассника» разработана:
o в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта;
o в соответствии с рекомендациями Примерной Основной образовательной программы дошкольного образования,
рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие
ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им
универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и
политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебновоспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений
является предшкольная подготовка.
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в
первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность
ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу.
Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного
периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам
сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса. Нередко подготовка
детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной
школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют
интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Для формирования «внутренней позиции школьника» надо создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим
учеником: посидел за партой, пообщался с учителем, привык к нему и его требования. Актуальной становится предшкольная подготовка
старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у
детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации
первоклассников.
Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального образования, делает доступным качественное
обучение на первой ступени.
Цель данной программы:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №23
- всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего
школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность
адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе
Основные задачи программы:
.- обеспечение разносторонней подготовки детей дошкольного возраста к обучению в образовательном учреждении: развитие речи
обучающихся, мелкой моторики, элементарных логических операций, формирование элементарных количественных представлений,
структурирование
представлений
об
окружающем
мире.
- развитие координации движений, произвольной регуляции поведения, формирование умения работать в группе.
- развитие инициативности и самостоятельности как важных условий последующего включения ребенка в школьную учебную деятельность.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой
деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей
жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной
деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Адаптация к школьному обучению проходит через:
формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;
расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;
обогащение активного словаря ребенка, связной речи;
логическую и символическую пропедевтику.
Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
• установление контакта с учащимися, с учителем;
• формирование адекватного поведения;
• овладение навыками учебной деятельности.
Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Подготовка к школе проводится в игровой форме, в атмосфере
доброжелательности, что позволит ребенку избежать стресса. Задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей и создают
ситуации успеха для них. День за днем ребенок будет самостоятельно делать «открытия» и активно участвовать в обучении. В ходе
реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка,
развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №23
только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении
ребенка в школу.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к
систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.
Основными принципами подготовки к обучению являются:
— единство развития, обучения и воспитания;
— учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
— комплексный подход;
— систематичность и последовательность;
— вариативность и вариантность;
— сознательность и творческая активность;
— наглядность;
— доступность и достаточность.
Ожидаемые результаты:
обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,
развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,
формирование его готовности к систематическому обучению.
Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с
разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов - создать условия
для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.
Порядок организации работы школы будущих первоклассников:
группы формируются из детей 6-летнего возраста;
продолжительность занятий в группах предшкольной подготовки – 30 минут;
наполняемость групп от 10 до 15 человек;
форма проведения занятий – игровая, двигательная;
начало занятий – 15 февраля 2025 года;
окончание занятий – 10 мая 2025 года;
режим занятий: 1 раз в неделю – 3 занятия по 30 минут с перерывами на отдых 10 минут;
график занятий: суббота с 10.00 до11.50.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №23
Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте. Основная форма
организации деятельности – это урок. Особенностью содержания подготовки к школе является то, что материал, предложенный для детей
дошкольного возраста, разработан на интегрированной основе и деление содержания на предметы условно.
В основе подготовки к обучению в школе программы «ШБП» лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии. Целью
личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой
личности.
Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности.
Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения,
конструирование, аналитико-синтетические действия.
В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе
программа «ШБП» не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Ее цель — подготовить дошкольника к любой
системе школьного образования.
Личностные,
метапредметные
и
предметные
результаты
освоения
программы.
Программа курса «Школа будущего первоклассника» нацелена на подготовку старшего дошкольника к достижению следующих
личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.
Личностными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор,
как поступить (при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но
прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный
результат.
Метапредметными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее
по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №23
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего
класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и
простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на
практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих умений.
Совершенствование и развитие устной речи и подготовка к обучению чтению и письму:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
- конструировать словосочетания и предложения;
- определять количество слов в предложении;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №23
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;
- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и различать некоторые буквы русского алфавита;
- правильно держать ручку и карандаш;
- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
Веселый счет:
- продолжать заданную закономерность;
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
- вести счет предметов в пределах 10;
- соотносить число предметов и цифру;
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
- классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше –
ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;
- распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей
действительности;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»;
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.
Умелые ручки:
составлять разные варианты композиции и подбирать красивые гармоничные цветосочетания;
замечать в окружающем мире красивые предметы и явления;
уметь применять некоторые приемы работы с бумагой и пластилином;
уметь следовать устным инструкциям;
стремиться работать руками точными движениям пальцев;
стремиться к аккуратности, уметь бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
К старшему дошкольному возрасту (6,5 лет) определяющей для готовности детей к школе является сформированность «базиса
личностной культуры». Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является
компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического
развития.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №23
Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и
неречевых средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с ним свои действия.
Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников,
выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других
людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социально приемлемой форме.
Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию,
знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ,
обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных
явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.
Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет представление о своем физическом облике и
здоровье, владеет своим телом, различными видами движений. Испытывая недомогание, может сообщить о нем. Владеет культурногигиеническими навыками и понимает необходимость их применения.
Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая
выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность
старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение в:
- наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;
- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;
- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
Блок «Подготовка к обучению чтению и письму» состоит из программы «От буквы к слову». Программа «От буквы к слову» решает
вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к обучению письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.
Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения
русского языка. Отличительной чертой данного раздела программы является осуществление интеграции тесной взаимосвязанной и
взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к
обучению письму. Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки
словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей
этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка. Курс
предназначен для подготовки детей дошкольного возраста к письму и к восприятию форм букв. Дети приобретают навыки работы в
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №23
открытом и ограниченном пространстве, учатся штриховать, обводить предложенный образец по намеченному контуру. Задания знакомят
ребенка с конфигурацией печатных букв русского алфавита, развивают мелкую моторику, координацию движений, аналитические
способности, формируют графические навыки детей.
Блок «Введение в математику» представлен программой курса «Веселый счет». В основу отбора содержания программы «Веселый счет»
положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя сенсорное и интеллектуальное
развитие с использованием возможностей и особенностей математики.
На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают
подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические
фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10,
ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: Формирование базовых
умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; Логическая пропедевтика, которая включает
формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; Символическая пропедевтика – подготовка к
оперированию знаками.
Блок «Учимся играя» направлен на подготовку детей к успешному школьному обучению, развитию у детей познавательных процессов, а
так же направлен на развитие мелкой моторики детей.
.
Рабочая программа блока «От буквы к слову»
Содержание курса
Блок помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь.
Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения
русского языка.
Содержание ориентировано на решение следующих задач:
— создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка
(интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации
учения в школе;
— практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
— формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.
Отличительной чертой данного раздела программы, по сравнению с уже существующими,
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №23
является осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с
подготовкой к обучению письму.
Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:
— расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
— формирование грамматического строя речи ребенка;
— совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки,
составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление
загадок, сказок, рассказов, словесное рисование и т. д.);
— создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое
любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других? И т. д.);
повествования (различные виды пересказа, рассказа).
Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие
включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи,
усвоению норм литературного языка.
Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и
сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.
Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая.
Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка.
Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать
фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место
звука в слове. Закреплять правильное произношение звуков. Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать
артикуляцию: обучать детей четкому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия,
интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств. Знакомить с правильным произношением
звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных
букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой
структуре.
Подготовка к обучению письму: готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной
конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомить
с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить работать в
ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо; знакомить с контуром
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №23
предмета и его особенностями; знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделировать и конструировать
предметы из элементов букв различной конфигурации.
Планируемые результаты
Ребенок научится и получит возможность научится:
— ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
— знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
— знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;
— осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко — тихо, быстро — медленно, весело — грустно и т. д.;
— артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
— оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
— обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
— использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
— следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:
смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять
сказанное и т. д.;
— сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
— соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
— правильно произносить все звуки;
— отчетливо и ясно произносить слова;
— выделять из слов звуки;
— находить слова с определенным звуком;
— определять место звука в слове;
— соблюдать орфоэпические нормы произношения;
— составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
— пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
— соблюдать элементарные гигиенические правила;
— ориентироваться на странице тетради.
Дошкольники должны знать:
Отличие буквы от звука.
Конфигурацию печатных букв.
Дошкольники должны уметь:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №23
Ориентироваться на странице тетради
Перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа налево и т.д. Печатать буквы
Тематическое планирование блока «От буквы к слову»
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Темы занятий
Кол-во часов
Развитие связной речи. Рассказ по картинке. Раскрашивание пространства около контура. Сравнение и
сопоставление формы предметов.
Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Для чего мы говорим. Речь устная и письменная. Прямые и
наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы. Нахождение предложенных форм в нарисованных предметах.
Описание картинки. Слово. Предложение. Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы.
Нахождение предложенных форм в нарисованных предметах.
Текст. Игры «Опиши предмет», «Кто больше назовет слов на темы «Семья», «Дом». Прямые и наклонные
линии (палочки), полуовалы, овалы. Нахождение предложенных форм в нарисованных предметах.
Деление текста на предложения. Игра «Догадайся, что показал». Прямые и наклонные линии (палочки),
полуовалы, овалы. Нахождение предложенных форм в нарисованных предметах.
Деление предложений на слова. Подготовительные упражнения для развития глазомера.
Деление слов на слоги с использованием графических схем. Определение количества слогов в слове. Обводка и
штриховка контуров.
Представление о звуках. Контур предмета и раскрашивание его внутри.
Гласные буквы и звуки. Нахождение их в тексте. Игра «Кто наблюдательнее».
1
Согласные звуки и буквы. Противоположные по значению слова. Игра «День-ночь» Прямые и наклонные линии
(палочки), полуовалы, овалы.
Согласные звуки: твердые и мягкие. Игра «Сказочные владения радуги». Игра «Доскажи словечко». Работа в
рабочей строке.
Согласные звуки: звонкие и глухие. Игра «Найди место». Работа в рабочей строке.
1
Рабочая программа блока «Веселый счет»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №23
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической
подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его
сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая
осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и
число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей
действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их
моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и
обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если
оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и
структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы,
метод дидактических игр, метод моделирования.
Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям
усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями
геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со
всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью и др.
Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на
уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.
Содержание программы
Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по
размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в
пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу,
из которого изготовлены предметы, по назначению и др.
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число.
Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Состав чисел первого десятка.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №23
Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего
элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.
Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.
Содержательно-логические задания на развитие:
— внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;
— воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам,
преобразование одной фигуры в другую и др.;
— памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;
— мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение
анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
Планируемые результаты:
— знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке,
определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
— знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей
действительности;
— проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и
различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для
выполнения заданий и др.).
Дошкольники должны знать:
- как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
- цифры 0-9, знаки +,-,=;
- название текущего месяца, последовательность дней недели;
Дошкольники должны уметь:
- называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
- соотносить цифру с числом предметов;
- пользоваться арифметическими знаками действий;
- составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры большего размера;
- делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
- ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
- проводить наблюдения;
- сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики.
Тематическое планирование блока «Веселый счет»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №23
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Тема занятия
Различение предметов по цвету, форме, расположению. Установления соответствия между числом предметов и
цифрой.
Уточнение пространственных представлений ( снизу - сверху, между, слева, справа) Части суток, последовательность
дней в неделе, Игры «Математическая рыбалка», «Почтальон»
Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру: большой – маленький, больше – меньше. Сравнение предметов
по размеру: высокий – низкий, выше – ниже.
Счет предметов в прямом порядке. Пара.
Сравнение предметов. Состав чисел 2,3. Игры «Птички»,«Угадай-ка».
Задача. Больше, меньше, столько же. Счёт предметов.
Состав чисел 4,5. Обозначение количества предметов цифрами.
Предыдущее и последующее число. Решение примеров.
Состав чисел 6,7. Установление равенств и неравенств. Игры «Зигзаг», «Птички», «Цепочка».
Состав числа 8. Расположение чисел в порядке убывания (возрастания). Решение задач.
Состав числа 9. Длина. Длиннее – короче. Установления соответствия между числом предметов и цифрой. Работа при
помощи линейки, умение чертить отрезки.
Состав числа 10. Геометрические фигуры. Игры «Зигзаг», «Дерево», «Угадай-ка».
Блок «Учимся играя»
Блок «Учимся играя» направлен на подготовку детей к успешному школьному обучению.
Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе, развитие мелкой моторики детей.
Задачи:
1. Расширение словарного запаса;
2. Развитие зрительной, слухоречевой памяти;
3. Развитие свойств внимания;
4. Развитие умения логически мыслить и устанавливать причинно-следственные связи;
5. Развитие воображения;
6. Развитие межполушарного взаимодействия;
7. Формирование навыков общения и совместной деятельности,
8. Развитие мелкой моторики.
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №23
Результатом реализации программы является развитие у детей:
1. наблюдательности и коммуникативных способностей;
2. произвольного внимания;
3. зрительной, слухоречевой памяти;
4. тонкой и грубой моторики;
5. активизации воображения;
6. способности логически мыслить;
7. пространственных представлений;
8. мелкой моторики;
9. способности адекватно оценивать свою работу.
Данный блок состоит из развивающих занятий, составленных с учетом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного
возраста.
По форме организации все игры и упражнения можно разделить на:
- групповые («Слова на букву»);
- индивидуальные («Выложи по образцу», «Работа в тетрадях»)
Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов, мотивации уделять внимание формированию
социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т.д. Все занятия предлагаемой программы
имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале. Структура занятий: разминка, упражнения по теме,
работа в тетради, подвижная игра, рефлексия.
Для формирования положительного отношения к школе в программе используются следующие упражнения: «Хорошо или плохо?»,
«Слова на букву».
Для развития памяти, внимания, мышления, воображения: «Запомни точно», «Корректурная проба», «Выложи по образцу»,
«Волшебные квадратики», «Продолжи ряд», «Нос – пол - потолок», «Летает – не летает» и др.
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Су-джок
гимнастика», « Пластилиновая аппликация», «Работа в тетрадях». Как известно речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и
нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь
адаптироваться в изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья. Для развития умения детей конструктивно
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №23
общаться, налаживать дружеские взаимоотношения, в программе используются следующие упражнения: «Поменяйтесь местами все, кто…»,
«Совушка - сова», «Путаница», «Ручеек».
Тематическое планирование блока «Учимся играя»
№п.п
Темы занятий
1.
«Весело играем – память развиваем!»
2.
«Мы в волшебников играем и фигуры
превращаем»
3.
«Весело играем – внимание развиваем!»
Содержание
1.Игра – разминка «Фрукты»
2. Корректурная проба
3. Пальчиковая гимнастика
4. Работа в тетрадях
5. Игра «Сесть-встать»
6. «Волшебные квадратики»
7. «Покажи двумя ручками»
8. Упр. «Запоминай порядок»
9. Пластилиновая аппликация
10. Рефлексия
1. Игра-разминка «Цветы»
2. Су-джок гимнастика
3. Корректурная проба
4. Игра «Какое что бывает»
5. Игра «Бывает -не бывает»
6. Работа в тетрадях
7. Упр. «Геометрические фигуры»
8. «Продолжи цепочку»
9. «Весёлые дорожки»
10. Рефлексия
1. «10 слов»
2. Упр. «Слова на букву»
3. Игра «Летает -не летает»
4. Корректурная проба
5. Игра «Слушай внимательно»
Кол-во
часов
1
1
1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №23
4.
«Мы – играем – раз – два – три!» Кто тут
лишний - посмотри»
5.
«Будут пальчики послушны, с ними нам
играть не скучно!»
6.
«Весело играем – память развиваем!»
6. Работа в тетрадях
7. Пальчиковая гимнастика
8. Упр. «Найди все цифры»
9. «Обведи двумя ручками»
10. Рефлексия
1. Игра-разминка «Птицы»
2. Игра «Летает-не летает»
3. Упр. «Найди предмет по заданным признакам»
4. Работа в тетрадях
5. Су-джок гимнастика
6. Упр. «Найди недостающий предмет»
7. «Продолжи цепочку»
8. «Покажи двумя ручками»
9. Пластилиновая аппликация
10. Рефлексия
1.Игра – разминка «Дикие животные»
2. Корректурная проба
3. Пальчиковая гимнастика
4. Работа в тетрадях
5. Игра «Нос-пол-потолок»
6. «Волшебные квадратики»
7. Упр. «Выложи по образцу»
8. «Весёлые дорожки»
9. «Лабиринт»
10. Рефлексия
1.Игра – разминка «Фрукты»
2. Корректурная проба
3. Су-джок гимнастика
4. Работа в тетрадях
5. Игра «Сесть-встать»
6. «Волшебные квадратики»
7. Упр. «Запоминай порядок»
8. «Обведи двумя ручками»
1
1
1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №23
7.
«Мы в волшебников играем и фигуры
превращаем»
8.
«Весело играем – внимание развиваем!»
9.
«Мы – играем – раз – два – три!» Кто тут
лишний - посмотри»
10.
«Будут пальчики послушны, с ними нам
9. Пластилиновая аппликация
10. Рефлексия
1.Игра-разминка «Транспорт»
2. Загадка
3. Корректурная проба
4. Пальчиковая гимнастика
5. Работа в тетрадях
6. Игра «Нос-пол-потолок»
7. Упр. «Выложи по образцу»
8. Упр. «Геометрические фигуры»
9. «Покажи двумя ручками»
10. Рефлексия
1. «10 слов»
2. Упр. «Слова на букву»
3. Игра «Летает -не летает»
4. Корректурная проба
5. Игра «Слушай внимательно»
6. Работа в тетрадях
7. Су-джок гимнастика
8. Упр. «Найди все цифры»
9. «Обведи двумя ручками»
10. Рефлексия
1.Игра – разминка «Домашние животные»
2. Корректурная проба
3. Пальчиковая гимнастика
4. Работа в тетрадях
5. Упр. «Выложи по образцу»
6. Игра «Совушка-сова»
7. Пластилиновая аппликация
8. «Покажи двумя ручками»
9. «Пройди лабиринт»
10. Рефлексия
1. «10 картинок»
1
1
1
1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №23
играть не скучно!»
11.
«Весело играем – память развиваем!»
12.
«Мы в волшебников играем и фигуры
превращаем»
2. Игра «Для чего это нужно»
3. Корректурная проба
4. Су-джок гимнастика
5. Графический диктант
6. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…»
7. «Обведи двумя ручками»
8. «Весёлый лабиринт»
9. «Продолжи цепочку»
10. Рефлексия
1.Игра – разминка «Что лишнее»
2. Корректурная проба
3. Пальчиковая гимнастика
4. Работа в тетрадях
5. Игра « Будь внимателен»
6. «Волшебные квадратики»
7. Упр. «Запоминай порядок»
8. Пластилиновая аппликация
9. «Покажи двумя ручками»
10. Рефлексия
1.Игра-разминка «Скоро в школу»
2. Лабиринт
3. Корректурная проба
4. Су-джок гимнастика
5. Работа в тетрадях
6. Игра «Нос-пол-потолок»
7. Упр. «Выложи по образцу»
8. «Продолжи цепочку»
9. «Обведи двумя ручками»
10. Рефлексия
1
1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №23