Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Медиакласс - школа журналистики"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 23
Принята на заседании
педагогического совета МАОУ СОШ № 23
Протокол № ___ от _____

Утверждаю:
Директор МАОУ СОШ № 23
Т.В. Балуева
Приказ №

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально-гуманитарной направленности

«Медиакласс - школа журналистики»

Возраст обучающихся: 12-17 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Палецких М.В.,
педагог дополнительного образования

г. Волчанск

Пояснительная записка
Направленность: данная программа имеет социально-гуманитарную
направленность. Программа расширяет знания подростка в области
журналистики, помогает ему пробовать себя в роли корреспондента,
фотографа, интервьюера, видеооператора на равных со взрослыми, даёт
возможность быть включённым в систему массовой коммуникации, развивает
коммуникативные компетенции, включает изучение особенностей развития
СМИ в настоящее время, способствует освоению медиа-информационных
технологий, формированию первичных профессиональных установок.
Актуальность программы
Программа «Медиакласс – школа журналистики» составлена в
соответствии с нормативно-правовыми актами и государственными
программными документами:
– Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
– Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»;
– Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
– Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р;
– Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
– СанПиН);
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм»;
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
"Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
– Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
2

проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
– Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических
рекомендациях»
(вместе
с
"Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
– Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28
октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
– Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года».
– Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере;
– Устав и локальные акты МАОУ СОШ № 23.
Актуальность программы обусловлена быстроменяющимся медиамиром,
постоянно растущими информационными потоками, и усовершенствованием
технических и цифровых способов получения, обработки и распространения
информации.
Последние 30 лет мы живем в бурном ритме коммуникационных и ITтехнологий. Нынешняя молодёжь, не говоря уже о школьниках и
дошкольниках, с самого рождения адаптированы к конвергентной,
интерактивной, максимально визуализированной коммуникационной среде, о
наступлении и вызовах которой социологи и теоретики медиакоммуникаций
заговорили с середины 60-х. Новая социальная ситуация – это ситуация
«цифрового разрыва», «цифровой социализации», «цифрового гражданства» и,
в результате, нового образа жизни.
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода
к формам работы с детьми. Новые информационные технологии и медиа
должны стать для обучающихся инструментом для познания мира и осознания
себя в нём.
Дети и подростки – активные пользователи интернета. Доступ
несовершеннолетних к сайтам в сети Интернет даёт им возможность изучать
образовательный контент, общаться с ровесниками, самостоятельно обучаться,
узнавать о проводимых конкурсах, олимпиадах, принимая в них участие, и
использовать сеть Интернет в качестве источника для собственного развития.
Формирование информационной и цифровой грамотности населения, а
особенно детей как одной из самых социально незащищенных категорий
населения, является одним из важнейших факторов не только для сохранения
информационного суверенитета нашей страны и формирования всех сфер
информационного общества, но и для обеспечения развития цифровой
экономики.

3

Количество информации, под которой понимают знание о фактах,
событиях и явлениях окружающего мира, полученное и закреплённое в
вербальной, аудиовизуальной, образной, музыкальной или графической
формах, постоянно возрастает. Для адекватного усвоения и воспроизводства
информации подрастающим поколением, а также для защиты молодых людей
от негативного воздействия потока информации в школе № 23 Волчанска
организована работа по изучению средств массовой коммуникации. Эта работа
подразумевает освоение различных информационных технологий, развитие
способностей обучающихся к восприятию, анализу, оценке и созданию
собственных текстов на занятиях в рамках работы созданного на базе школы
медиакласса.
Актуальность программы «Медиакласс – школа журналистики»
обусловлена и особенностями нашего города. На территории Волчанска ранее
не было СМИ для детей и подростков. В связи с этим появилась потребность
создания полноценного СМИ именно для детской аудитории.
Идея разработки данной программы возникла из анализа существующих
программ и методических пособий по данному виду деятельности, из личного
опыта педагога и анализа работы детского коллектива. Автор-составитель
данной программы имеет большой опыт работы в средствах массовой
информации, в данный момент работает редактором СМИ.
Данная программа разработана на основе программ медиапедагогов
Российской Федерации С.В. Лебедевой «Основы журналистского мастерства»,
В.В. Субачева «Школьным юнкорам – о журналистике», Н.И. Сёминой «РОСТ.
Дополнительное образование гуманитарно центрированных подростков 14 – 17
лет в юнокровском объединении», Т.М. Ярковой «Основы технологии средств
массовой
коммуникации
(медиатехнологии),
А.С.
Фоминцева
«Мультимедийная и конвергентная журналистика. Медиаквантум», С.Д.
Аксёновой и Н.Н. Логиновой «Мультимедийная журналистика», Е.А.
Артамонова «Мультимедийная журналистика», Т.А. Кадцина «Юный
журналист», А.О. Хрыкиной «Мультимедийная журналистика» и многих
других.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что в ней
есть не только теоретическая часть, но и предусмотрена полноценная
практическая деятельность, а именно – подготовка публикаций для городской
газеты «Волчанские вести» в рамках специальной тематической страницы
«МЕДИАКЛАСС», молодёжного интернет-СМИ «СНМ-новости» в социальных
сетях в разных жанрах журналистики. Кроме того, учащиеся готовят тексты для
печатных СМИ Северного управленческого округа Свердловской области. При
этом теоретический блок не носит излишне наукообразный характер.
В рамках курса проходят мастер-классы по технике речи и ораторскому
мастерству; практика газетной вёрстки и визуализации информации, работа с
мультимедийными инструментами журналиста; знакомство с основными
принципами работы в социальных сетях; создание мультимедийного контента.
К работе с юнкорами в качестве экспертов и медиатренеров
привлекаются члены Союза журналистов России, Свердловского творческого
4

союза журналистов, сотрудники редакций СМИ Свердловской области,
фотографы, видеографы.
Отличительной особенностью является и модель воспитательной работы
в медиаклассе, предусмотренная данным курсом, одним из направлений
которой является создание условий для творческой и социальной
самореализации подрастающего поколения. На занятиях поднимаются вопросы
активной гражданской позиции, патриотизма, толерантности, проводятся
социальные акции.
Обучение в медиаклассе школы № 23, благодаря данной программе,
предполагает:
- учёт первостепенности личностного роста ребёнка над его
достижениями по предмету;
- целостность программного содержания, что позволяет ребятам в
комплексе познакомиться с многогранной сферой деятельности журналиста,
получить достаточный объём знаний и умений в области журналистики и
информационных технологий;
- превалирование практических заданий творческого, исследовательского
характера над репродуктивными заданиями, использование интерактивных
методов обучения;
- возможность обучаться в Летней школе журналистики и участвовать в
формировании контента для городской газеты, интернет-СМИ, участвовать в
конкурсах различных уровней;
- получение знаний о требованиях к личностным и профессиональным
характеристикам людей, выбравшим сферой своей будущей профессиональной
деятельности журналистику, о рисках данной профессии.
возможность
каждому
ребенку
осуществить
осознанный
профессиональный выбор, владея достаточными знаниями и умениями для
подготовки к творческому конкурсу в вуз на факультет журналистики;
Адресат программы
Данная программа рассчитана на обучение детей от 12 до 17 лет.
Учебный план программы рассчитан на 1 год обучения.
Число детей, одновременно обучающихся в медиаклассе может
составлять от 3 до 15 человек.
Возрастные особенности детей 12 – 14 лет:
Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к
взрослости. С одной стороны, для этого сложного периода показательные
негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, вызывающий
характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны,
подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов:
возрастает
самостоятельность
ребенка,
более
разнообразными
и
содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми,
значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное, данный
период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную
позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену
общества.
5

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от
прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на
внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков
формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой
деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростка
является сравнение себя с другими людьми – взрослыми, сверстниками.
Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка
формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка
младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их
поведении может возникнуть много немотивированных поступков.
Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со
сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают
нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки
себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». Внешние
проявления коммуникативного поведения подростков весьма противоречивы. С
одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с
другой – желание отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление
заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой – бравирование
собственными недостатками.
У подростков наблюдается стремление более углубленно понять себя,
разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь
подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями,
интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает
устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно
приобретает
известную
устойчивость.
Круг
интересов
является
психологической базой ценностных ориентаций подростка. Развивается
интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим
собственным.
Возрастные особенности учащихся 15 – 17 лет:
Главное психологическое приобретение этого периода – открытие своего
внутреннего мира, внутреннее «Я». Главным измерением времени в
самосознании является будущее, к которому он (она) себя готовит.
Ведущая деятельность в этом возрасте – учебно-профессиональная, в
процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение,
профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы.
Старший школьный возраст – начальная стадия физической зрелости и
одновременно стадия завершения полового развития. Особое значение
приобретает моральное воспитание, основные виды деятельности – учение и
посильный труд, увеличивается диапазон социальных ролей и обязательств.
В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном
самоопределении. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных
профессиях, что совсем непросто, поскольку в основе отношения к профессии
лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от
родителей, друзей знакомых и т.д.

6

Развитие в этот период имеет кризисный характер. Наиболее остро он
выражен у студентов. Кризису предшествует предкризисное состояние. Оно
обычно характеризуется ещё детским идеализмом, верой в собственное
всемогущество, ощущением буйства чувств и энергии. Молодому человеку
кажется, что он всем нужен и все его ждут. Радуется, что перед ним открыто
много путей и дорог.
У многих это время сопровождается острым стремлением к общению,
чувством единения, любви и доброты абсолютно ко всем окружающим.
Однако, как-то незаметно эйфория первого курса сменяется сначала
потерей интереса к «смерчу общения». А потом появляются ощущения пустоты
внутри, странная апатия. У многих в этом состоянии начинают появляться
депрессивные реакции.
Важный аспект кризиса – размывание представления о самом себе,
кажущаяся невозможность разобраться в своих желаниях и возможностях.
Интересно, что у многих в это время проявляется интерес к творчеству, и
переживания отражаются в разных формах. Прослеживается необходимость
полного и безоглядного самораскрытия.
Условия приёма детей: предварительная подготовка не требуется. Для
зачисления в медиакласс достаточно выполнить творческое задание –
подготовить сочинение на свободную тему для оценки способностей
учащегося.
Принципы обучения построены на возрастных и индивидуальных
особенностях учащихся, требованиях нормативно-правовых документов и норм
СанПиН.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (для каждого года
обучения).
Объём общеразвивающей программы
Объём программы – 304 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения: 152 часа в год.
Продолжительность образовательного процесса – 38 учебных недель
(начало занятий с 1 сентября, завершение 31 мая).
Особенности организации образовательного процесса
Программа реализуется по традиционной модели, которая представляет
собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного
года обучения.
Образовательный процесс организуется в очной форме, но данная
программа может быть реализована и с применением дистанционных
технологий.
Уровень освоения программы: базовый.
Формы обучения: групповая, индивидуально-групповая, фронтальная.
Виды занятий
7

Организация и проведение образовательного процесса по программе
предполагает проведение различных видов занятий:
- теоретические занятия: лекция, беседа, дискуссия, критический анализ
изданий, интеллектуальна игра и др.;
- практические занятия: выход на природу, посещение мероприятий,
редакций СМИ, творческие встречи, психологический тренинг, проектная
деятельность, самостоятельная работа и т.д.;
- исследовательская деятельность (сбор материала и фактов; изучение
специальной литературы, информационные доклады и др.);
- групповая работа (работа над текстами: набор, вычитка, правка
редакторская и корректорская, поиск информации в Интернете);
- индивидуальная работа.
Формы подведения итогов реализации программы: творческий отчёт,
открытое занятие, практическое занятие, презентация, что предполагает
публикации в средствах массовой информации, в том числе детских и
молодёжных, участие в творческих конкурсах юных журналистов, участие в
форумах юных журналистов, проведение встреч по обмену опытом с юными
журналистами из соседних городов.
Цель и задачи программы
Цель данной программы – социализация ребёнка посредством
формирования у учащихся знаний, умений и навыков в области
мультимедийной журналистики и овладения технологиями средств массовой
информации.
Для достижения цели необходима реализация следующих задач:
Обучающие:
- познакомить с форматами мультимедийной журналистики;
- познакомить с основными инструментами мультимедийного
журналиста;
- познакомить с принципами работы над медиаконтентом;
- познакомить с основными терминами и понятиями газетной верстки;
- познакомить с особенностями работы в социальных сетях;
- познакомить с устройством цифровой фотокамеры;
- познакомить с основами работы с видеоаппаратурой, правилами
построения композиции кадра;
- познакомить с правилами экспозиции; основными принципами работы в
программе для монтажа (Adobe Premiere Pro);
- научить создавать социально значимую информационную продукцию в
различных форматах: текст, фото, графика, видео, аудио;
- научить грамотно работать с визуализацией информации: инфографика,
интеллект-карта, карточки;
- научить создавать мультимедийный контент;
- научить верстать газетную полосу;

8

- выработать навыки ориентирования в современном информационном и
культурно-образовательном пространстве;
- привить начальные навыки анализа печатных и электронных СМИ;
- отработать умения исследовательской деятельности, сопряженной со
сферой масс-медиа;
- научить приемам коммуникации в «реальном» и «виртуальном» мире;
- профориентация в сфере массовых коммуникаций.
Воспитательные:
- пробудить интерес к культурным событиям, происходящим в области, в
городе, в школе, в учреждении дополнительного образования через участие в
них в качестве юного журналиста;
- способствовать становлению активной жизненной позиции через
привлечение к подготовке материалов на разные темы;
- способствовать формированию лидерских качеств и чувства
ответственности как необходимых качеств для успешной работы в команде
(редакции) через ролевые игры и практическую работу в редакциях СМИ
города и области;
- содействовать воспитанию культуры общения в коллективе через
проведение тренингов;
- организация диалога обучающихся со сверстниками, со взрослыми через
ориентирование на подготовку журналистских материалов в разных жанрах;
- формирование потребности в самообразовании, самовоспитании через
проведение презентаций юнкоровских объединений разных городов;
Развивающие:
- развитие умений решать проблемы действительности совместными
усилиями, выступая в разных социальных ролях, через проведение семинаров с
привлечением экспертов в сфере журналистики;
- развивать творческие способности обучающихся, их творческую
индивидуальность через выполнение различных упражнений;
- развитие умения
грамотного и
свободного владения устной и
письменной речью посредством регулярной практики;
Познавательные:
- вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность с
применением приобретённых знаний на практике;
- развитие интереса к изучению русского языка, литературы, истории,
обществознания;
Практико-деятельностные:
- развивать навыки
самовыражения, самореализации, общения,
сотрудничества, работы в группе;
- формирование практических
навыков создания детского и
молодёжного издания;
- умение готовить тексты в разных жанрах журналистики;
- умение создавать фото в разных жанрах;
- умение создавать видеосюжеты в разных жанрах;
Мотивационные:
9

- создание условий
для формирования полноценной,
всесторонне развитой личности;
- создание условий для развития интереса к саморазвитию, самооценке
своих достижений;
- участие в творческих конкурсах юных журналистов;
- участие в форумах юных журналистов;
Социально-педагогические:
- формирование у
обучающихся
профессионального
интереса
к журналистике и газетному делу;
- проведение экскурсий в редакциях СМИ города, области;
- формирование активной созидающей личности, такого типа личности,
который востребован современным российским обществом.
Данная программа создаёт условия для самоопределения и
самореализации подростков, стимулирует детей на активное самообразование,
достижение
поставленных
целей,
формирует
информационнокоммуникативные навыки, необходимые в современной жизни.

10

Содержание программы
Учебный план
№
п/п

Раздел, тема
Вводноезанятие
Цели
и
задачи
программы. ТБ. ПБ
Раздел 1.
Мультимедийная
журналистика

Количество часов
всего
теори практик
я 1
а 1
2

Цифровая среда и
журналистика
Планирование
и
прогнозирование
информационных
поводов.

2

1

1

2

1

1

3

Инструменты
мультимедийного
журналиста
для
сбора информации

2

1

1

4

Методы
структурирования
данных
Творческая
лаборатория
Инструменты
для
проверки
журналистского
текста
Раздел 2.
Создание
журналистского
материала

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Структура
новостной
публикации
Мультимедийный
журналистский
текст.
Приемы
сторителлинга.

6

2

4

6

2

4

6

2

4

1
2

5
6

1.

2.

3

Формы контроля
устный опрос

устный
опрос,
выполнение
творческого задания,
практическая работа

анкетирование,
выполнение
практических
заданий, упражнений

11

4

Создание и запись
истории.
Раздел 3.
Мультимедийные
приемы подачи
информации

1.

Инфографика

2

1

1

2.

Дополненная
реальность в СМИ
Объяснительная
журналистика
Создание
информационных
карточек

2

1

1

2

1

1

2

1

1

5

Работа в кадре

2

1

1

6
7

Стендап
Запись стендапа

2
2

1
0

1
2

8
9

Лонгрид
Подготовка
к вёрстке лонгрида
Вёрстка лонгрида

2
2

1
1

1
1

2

0

2

Презентация
лонгрида
Раздел 4.
Технология
интервью
Интервью как
основной источник
информации
Классификация
вопросов и
требования к их
формулировке

2

0

2

3
4

10
11

1

2

6

0

6

выполнение
практических
заданий, упражнений

2

1

1

2

1

1

3

Умение слушать

2

1

1

4

Психологические и
социологические
типы собеседников
Подготовка
интервью
Творческая

2

1

1

2

0

2

2

0

2

5
6

тестирование,
выполнение
упражнений,
практических
заданий

лаборатория
12

1

РАЗДЕЛ 5.
Социальные сети в
работе
мультимедийного
журналиста.
Правила ведения

2

2

0

2
2

0
0

2
2

2

0

2

2

1

1

2

0

2

2

1

1

2
3

Использование
выразительных
средств речи
Творческая
лаборатория
РАЗДЕЛ 6. Основы
видеографии
Устройство
фотокамеры
Экспозиция
Композиция кадра

8
6

2
2

6
4

4

Линейный монтаж

2

0

2

4

2

2

12

4

8

10

2

8

14

2

12

10

0

10

2

0

2

152

41

111

2
3
4
5

6

1

официальных
страниц СМИ
Контент-план
Инструмент
«Статья»
Блог

устный опрос,
выполнение
упражнений

устный опрос,
выполнение
упражнений

устный опрос,
тестирование,
практическое задание

РАЗДЕЛ 7. Выпуск
учебных СМИ
1
2
3

4
5

Подготовка
материалов
Дизайн газеты:
основные
принципы
Составные
элементы газетной
полосы
Декоративные
элементы
Творческий
практикум
Итоговое занятие
Итого

тестирование, опрос,
выполнение
практических
заданий,
упражнений,
творческая работа

13

Содержание программы
Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория: Цели и задачи программы. Вводный инструктаж.
Практика: Входная диагностика.
РАЗДЕЛ 1. Мультимедийная журналистика.
Тема 1. Цифровая среда и журналистика.
Теория: Цифровая среда в журналистской деятельности. Основы
работы и творческой деятельности журналиста в современном мире.
Цифровая среда в жизни современного человека. Мультимедийные СМИ.
Принципы работы мультимедийных СМИ.
Практика: Сравнение продуктивности работы с бумажными и
цифровыми
источниками.
Составление
временной
шкалы
медиапотребления («таймлайн»).
Тема 2. Планирование и прогнозирование информационных
поводов.
Теория:
Принципы
планирования
и
прогнозирования
информационных поводов. 15 способов, как придумать тему для
журналистского материала. Основные проблемы, с которыми сталкиваются
журналисты при поиске темы и планировании своей работы.
Практика: Составление календаря публикаций.
Тема 3. Инструменты мультимедийного журналиста для сбора
информации.
Теория: Источники информации. Принципы работы с источниками
информации. Работа с облачными хранилищами и сервисами для поиска
изображений.
Практика: Выполнение упражнений по поиску источников
информации. Составление таблицы с перечнем источников информации.
Тема 4. Методы структурирования данных.
Теория: Техника визуализации
информации.
Интеллект-карта,
диаграмма связей (mindmap).
Практика: Составление интеллект-карты.
Тема 5. Творческая лаборатория.
Практика: Работа над контентом для учебного СМИ. Подготовка
медиаконтента (текст на выбранную тему, фоторепортаж на выбранную
14

тему, видеосюжет на выбранную тему, аудиоинтервью на выбранную тему
(на выбор учащегося)).
Тема 6. Инструменты для проверки журналистского текста.
Практика: Создание журналистского текста. Редактирование
журналистского текста. Повторение способов создания сильного текста.
Поиск синонимов. Проверка на соответствие информационному стилю
(Главред https://glvrd.ru). Проверка на плагиат (https://text.ru/).
РАЗДЕЛ 2. Создание журналистского материала.
Тема 1. Структура новостной публикации.
Теория: Особенности информационного жанра. Сбор информации.
Структура текста. Основные принципы новостной публикации. Отличие от
остальных жанров журналистики.
Практика: Создание информационной заметки.
Тема 2. Мультимедийный журналистский текст.
Теория: Понятия «мультимедийный
журналистский
текст»,
«гипертекст».
Практика: Преобразование заметки
в
гипертекст. Работа
с
перекрестными
ссылками.
Подбор
дополнительных
медиаматериалов.
Тема 3. Приемы сторителлинга. Понятие сторителлинга. Структура.
Подготовка истории.
Тема 4. Создание и запись истории. Работа над текстом истории.
Запись истории.
РАЗДЕЛ 3. Мультимедийные приёмы подачи информации.
Тема 1. Инфографика.
Теория: Функции и виды инфографики.
Практика: Разработка темы, знакомство с интерфейсом сайта
www.canva.com.
Тема 2. Дополненная реальность в СМИ.
Практика: Создание QR-кода, работа в приложении HP Reveal.
Тема 3. Объяснительная журналистика.
Теория: Формат карточки, вопрос-ответ. Принципы создания. Поиск
информации. Роль карточек в распространении информации. Разбор
примеров с группы Объясняем рф в социальной сети Вконтакте.
15

Практика: Разработка темы для создания карточек. Сбор
информации. Подготовка короткого текста.
Тема 4. Создание информационных карточек.
Создание информационных карточек на выбранную ранее тему в
программе на выбор учащегося.
Тема 5. Работа в кадре.
Теория: Правила съемки видео, работы в кадре, озвучивания,
монтажа.
Практика: Выполнение упражнения – запись человека в кадре.
Тема 6. Стендап
Теория: Типы стендапов, методика записи.
Практика: Создание стендапа. Необходимо записать рассказ о
каком-либо интересном месте в городе.
Тема 7. Запись стендапа.
Практика: Просмотр записей. Разбор оишбок.
Тема 8. Лонгрид
Теория: Понятие. Основы создания, размещения. Типы лонгридов.
Примеры, сервисы. Мультимедийные элементы в лонгриде.
Практика: Подбор материала для лонгрида.
Тема 9. Подготовка к верстке лонгрида.
Практика: Написание материала, съемка видеороликов.
Тема 10. Верстка лонгрида.
Теория: Интерфейс платформы Tilda.cc.ru. Редактирование страницы,
добавление и редактирование контента блоков. Инструмент «Статья» в
социальной сети Вконтакте.
Практика: Создание лонгрида на платформе Tilda.cc.ru или создание
лонгрида с помощью инструмента «Статья» в социальной сети Вконтакте.
Тема 11. Презентация лонгрида.
Практика: Презентация и разбор работ.
РАЗДЕЛ 4. Технология интервью.
Тема 1. Интервью как основной источник информации.
Теория: Виды интервью. Драматургия интервью.
Практика: Выполнение упражнения – чтение/просмотр интервью
уральских журналистов. Обсуждение, обмен мнениями.
Тема 2. Классификация вопросов и требования к их
16

формулировке.
Теория: Виды вопросов.
Практика: Выполнение упражнения – придумать вопросы разных
видов для интервью с представителем любой профессии.
Тема 3. Умение слушать.
Теория: Правила слушания. Нерефлексивное и рефлексивное
слушание.
Практика: Выполнение упражнения.
Тема 4. Психологические и социологические типы собеседников.
Теория: Типы собеседников.
Практика: Просмотр отрывков из интервью. Определение типа
собеседников.
Промежуточная аттестация.
Практика: Тестирование. Практическая работа.
Тема 5. Подготовка интервью.
Теория: Схема действий при подготовке к интервью. Сбор
информации о герое интервью. Подготовка вопросов.
Практика: Выполнение упражнений – подготовка интервью. Разбор
типичных ошибок.
Тема 6. Творческая лаборатория.
Практика: Работа над контентом для учебного СМИ. Создание
мультимедийного лонгрида на выбранную тему.
РАЗДЕЛ 5. Социальные сети
в работе мультимедийного журналиста.
Тема 1. Правила ведения официальных страниц СМИ.
Теория: Основные правила работы с социальными сетями. Типы
постов.
Практика: Разработка концепции группы учебного СМИ в
социальной
сети.
Тема 2. Контент-план.
Практика: Составление контент-плана. Разработка рубрик и
хештегов.
Тема 3. Инструмент «Статья».
Практика: Оформление материала с помощью инструмента «Статья»
17

в
социальной сети «Вконтакте».
Тема 4. Блог.
Практика: Обзор блогов, анализ текстов, фото, видео.
Тема 5. Использование выразительных средств речи.
Теория: Выразительные средства речи: эпитеты, сравнения,
гипербола, градация.
Практика: Работа с текстом, поиск выразительных средств речи.
Редактирование текста.
Тема 6. Использование выразительных средств речи.
Теория: Выразительные средства речи: литота, олицетворение,
инверсия.
Практика: Работа с текстом, поиск выразительных средств речи.
Редактирование текста.
Тема 7. Творческая лаборатория.
Практика: Работа над контентом для учебного СМИ. Создание
журналистского произведения в любом жанре.
РАЗДЕЛ 6. Основы видеографии.
Тема 1. Устройство фотокамеры.
Теория: Введение. Цели и задачи раздела. Инструктаж по технике
безопасности работы в съёмочном павильоне. Устройство цифровой
фотокамеры и основные настройки.
Практика: Настройка цифровой фотокамеры.
Тема 2. Экспозиция.
1.1. Диафрагма.
Теория: Светосила. Резкость.
Практика: Съемка
с
малой
глубиной резко
изображаемого пространства.
1.2. Выдержка и светочувствительность.
Теория: Выдержка. Частота
кадров.
Светочувствительность современных матриц.
Практика: Съемка объекта при недостаточном количестве света.
1.3. Настройка экспозиции.
Практика: Настройка экспозиции под определенный сюжет. Съемка
с правильно настроенной экспозицией.
18

1.4. Баланс белого.
Теория: Баланс белого. Цветовая температура. Практика: Ручная
настройка баланса белого.
Тема 3. Композиция кадра.
3.1. Правила композиции.
Теория: Правила построения композиции в кадре. Золотое сечение.
Практика: Съемка с соблюдением правил композиции.
Кадрирование.
3.2. Построение композиции.
Практика: Построение композиции. Поиск золотого сечения. Съемка
портрета.
Тема 4. Линейный монтаж.
Практика: Простой монтаж в программе Adobe Premiere Pro.
РАЗДЕЛ 7. Выпуск учебных СМИ.
Тема 1. Подготовка материалов для верстки.
1.1. Набор текста.
Теория: Основные типографские правила набора текста.
Практика: Редактирование текста.
1.2. Подготовка иллюстраций.
Теория: Графические форматы: векторные и растровые иллюстрации.
Практика: Выполнение упражнения – обработка фото в специальной
программе.
Тема 2. Дизайн газеты: основные принципы.
2.1. Компоновка материалов на полосе.
Теория: Виды верстки.
Практика: Анализ дизайна печатных СМИ. Разбор типичных
ошибок.
2.2. Ритмичность и пропорциональность.
Теория: Основные правила дизайна газеты.
Практика: Анализ дизайна печатных СМИ с точки зрения ритма и
пропорциональности.
2.3. Контрастность.
Теория: Основные правила.
Практика: Анализ дизайна печатных СМИ с точки
зрения
контрастности. Выполнение упражнения: настройка контрастности.
19

2.4. Шрифты.
Теория: Функции и виды шрифтов. Удобочитаемость.
Практика: Анализ печатных СМИ, подбор шрифтов, разбор ошибок.
Выполнение упражнения – подбор шрифта для текста в специальной
программе.
2.5. Творческая лаборатория.
Практика: Работа над контентом для учебного СМИ.
2.6. Творческая лаборатория.
Практика: Работа над контентом для учебного СМИ.
Тема 3. Составные элементы газеты.
3.1. Заголовочный комплекс.
Практика: Выполнение упражнений в программе Adobe InDesign.
3.2. Подбор и размещение иллюстраций.
Практика: Выполнение упражнений в программе Adobe InDesign.
3.3. Фотостраница.
Теория: Функции фотостраницы. Основные правила верстки. Разбор
типичных ошибок.
Практика: Создание фотостраницы.
3.4. Творческая лаборатория.
Практика: Работа над контентом для печатного учебного СМИ.
3.5. Творческая лаборатория.
Практика: Работа над контентом для печатного учебного СМИ.
Тема 4. Декоративные элементы верстки.
4.1. Декоративные элементы верстки: воздух.
Практика: Выполнение упражнений в программе Adobe InDesign.
4.2. Декоративные элементы верстки: линейки.
Практика: Выполнение упражнений в программе Adobe InDesign.
4.3. Декоративные элементы верстки: украшения, клипарты,
врезки.
Практика: Выполнение упражнений в программе Adobe InDesign.
4.4. Создание PNG-изображения. Практика: Создание клипарта.
4.5. Использование цвета.
Теория: Основные правила. Разбор типичных ошибок.
Практика: Выполнение упражнений в программе Adobe InDesign.
4.6. Верстка приглашения.
Практика: Верстка приглашения на выпускной.
20

Промежуточная аттестация
Практика: Тестирование. Практическая работа.
Тема 5. Творческий практикум.
5.1. Творческая лаборатория.
Практика: Работа над контентом для учебного СМИ.
5.2. Творческая лаборатория.
Практика: Работа над контентом для учебного СМИ.
5.3. Верстка газетной полосы. Практика: Верстка учебной газеты.
5.4. Верстка газетной полосы. Практика: Верстка учебной газеты.
Итоговое занятие
Практика: Подведение итогов учебного года. Презентация итогового
выпуска печатного учебного СМИ. Презентация опубликованных юными
журналистами материалами в текущем учебном году.

21

Планируемые результаты
Предметные:
* знание:
- форматов мультимедийной журналистики;
- основных инструментов мультимедийного журналиста;
- принципов работы над медиаконтентом;
- основных терминов и понятий газетной верстки;
- особенностей работы с социальными сетями;
- устройства цифровой фотокамеры;
- основ работы с видеоаппаратурой;
- правил построения композиции кадра;
- правил экспозиции; основных принципов работы в программе для
монтажа (Adobe Premiere Pro);
* умение:
- создавать журналистский текст;
- подбирать качественные иллюстрации;
- грамотно работать с визуализацией информации: инфографика,
интеллект-карта, карточки;
- создавать мультимедийный контент;
- верстать газетную полосу;
- пользоваться съёмочным оборудованием;
- работать с социальными сетями;
- пользоваться инструментами мультимедийного журналиста;
- анализировать печатные и электронные СМИ;
Метапредметные:
* развитие:
- коммуникабельности;
- фантазии, воображения;
- интереса к творческой деятельности;
- способности к самовыражению и образному восприятию;
- способности дать оценку событиям и сформировать свой взгляд на
окружающую действительность; стремления к достижению цели;
- владение навыками коллективной работы;
- развитие умений решать проблемы действительности совместными
усилиями, выступая в разных социальных ролях, через проведение
семинаров с привлечением экспертов в сфере журналистики;
22

- развитие творческих способностей обучающихся, их творческой
индивидуальности через выполнение различных упражнений;
* умение грамотно излагать свои мысли.
Личностные:
- чувство ответственности;
- правильное отношение к общечеловеческим ценностям;
- чувство уважения и
бережного
отношения к
результатам своего труда и труда окружающих;
- чувство взаимопомощи.

23

Календарный график
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

10

Окончание учебного года

38
76
4
152
18
20
1 сентября
31 декабря –
8 января
31 мая

24

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
1) Учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно-гигиеническим
требованиям, для занятий группы 12 – 15 человек (парты, стулья, доска,
шкаф для документов).
2) Оборудование, необходимое для реализации программы:
1. Программное обеспечение.
2. Компьютеры с выделенным каналом выхода в Интернет
3. Принтер черно-белый, цветной.
4. Сканер.
5. Ксерокс.
6. Диктофон.
7. Цифровой фотоаппарат.
8. Мультимедийное оборудование.
3) Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры,
корректоры; блокноты, бумага разных видов и формата (А 3, А 4); клей,
файлы, папки и др.
Кадровое обеспечение
Реализовывать программу может педагог, имеющий высшее
гуманитарное образование, обладающий достаточными теоретическими
знаниями и опытом практической деятельности в области журналистики по
следующим направлениям: журналистика как вид деятельности и
профессия, основы редактирования, практическая стилистика, система
журналистских жанров, общение в журналистике, культура речи, основы
компьютерных знаний, дизайн и верстка газеты, выпуск номера газеты,
современные новостные технологии, подготовка
обучающихся
к
творческому конкурсу по журналистике (готовимся к поступлению на
журфак); практикующие журналисты, обладающие достаточным объемом
знаний по возрастной психологии, знающие педагогические технологии,
методы и формы работы, специфичные для учреждения дополнительного
образования детей.
Методические материалы
Для реализации программы используются дидактические материалы:
- раздаточный материал по жанровой тематике (художественнопублицистические, аналитические, информационные жанры);
- раздаточный материал по видам заголовков;
25

- раздаточный материал с перечнем правил по созданию
убедительного текста;
- методички с лекциями по теории журналистики;
- карточки для проведения занятий по развитию памяти, фантазии и
внимания;
- карточки по видам вопросов для интервью;
- лекции в форме презентаций по журналистике;
- презентационные материалы к занятиям;
- подборки печатных изданий.

26

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
№
п/п

Название раздела, темы

1

Раздел 1. Мультимедийная журналистика

2

Раздел 2. Создание журналистского
материала

Материальнотехническое
оснащение,
дидактические
материалы
1 год обучения
Мультимедийная
журналистика //
А. Г. Качкаева, С. А.
Шомова;
компьютер с доступом
в интернет,
мультимедийный
проектор
Мультимедийная
журналистика //
А. Г. Качкаева, С. А.
Шомова;
Жанры текстовой
журналистики// С.В.
Лебедева;
компьютер с доступом
в интернет,

Формы, методы,
приёмы обучения;
педагогические
технологии

Формы учебного
занятия

Словесные,
наглядные,
практические

Лекция, викторина,
дискуссия

Словесные,
наглядные,
практические

Ролевая игра,
групповая работа,
лекция, беседа,
презентация

27

3

Раздел 3. Мультимедийные приёмы
подачи информации

мультимедийный
проектор, образцы
текстов в разных
жанрах из печатных
СМИ – газеты
«Карпинский
рабочий», газеты
«Волчанские вести»,
журнала «Русский
репортёр», журнала
«Журналистика и
медиарынок»
Мультимедийная
Словесные,
журналистика //
наглядные,
А. Г. Качкаева, С. А.
практические
Шомова;
Мультимедийный
лонгрид как новый
формат школьных
СМИ// Е. Шлегель и
М. Москвина;
компьютер с доступом
в интернет,
мультимедийный

Беседа, дискуссия,
лекция, тренинг

28

4

Раздел 4. Технология интервью

5

Раздел 5. Социальные сети в работе
журналиста

проектор
Жанры текстовой
журналистики// С.В.
Лебедева;
Технология
интервью//
М. М. Лукина;
Методические
рекомендации по
организации
самостоятельной
работы по дисциплине
«Технология
интервью» // Т.С.
Шевченко;
компьютер с доступом
в интернет,
мультимедийный
проектор
Социальные сети
школьных СМИ// Е.
Плеханова, С.
Корюкова;
компьютер с доступом

Словесные,
наглядные,
практические

Беседа, дискуссия,
тренинг, практическая
работа.

Словесные,
наглядные,
практические

Беседа, презентация,
проектная
деятельность.

29

6

Раздел 6. Основы видеографии

7

Раздел 7. Выпуск учебных СМИ

8

Раздел 1. Публичное выступление

9

Раздел 2. Профессиональное общение в
журналистике

10

Раздел 3. Видеография

в интернет,
мультимедийный
проектор
Основы телевидения.
Методические
рекомендации// М.
Москвина;
видеокамера.
Компьютер с
доступом в интернет
2 год обучения
Методика публичного
выступления // И.И.
Голованова

Общение в
журналистике.
Секреты мастерства//
Г.С. Мельник;
компьютер с доступом
в интернет
Основы телевидения.

Словесные,
наглядные,
практические

Беседа, презентация,
проектная
деятельность.

Словесные,
наглядные,
практические

Беседа, презентация,
проектная
деятельность.

Словесные,
наглядные,
практические

Лекция, беседа,
групповая работа,
самостоятельная
работа, творческие
работы, тренинг
Лекция, беседа,
групповая работа,
самостоятельная
работа, ролевая игра,
творческие работы,
тренинг
Лекция, беседа,

Словесные,
наглядные,
практические

Словесные,

30

11

Раздел 4. Журналистика и связи с
общественностью

Методические
рекомендации// М.
Москвина;
видеокамера
С уважением, прессслужба. Методичка
для начинающих
сотрудников прессслужб // Т.
Колесникова;
компьютер с доступом
в интернет

наглядные,
практические

Словесные,
наглядные,
практические

самостоятельная
практическая работа,
презентация, круглый
стол
Презентация, тренинг,
самостоятельная
работа, конкурс

31

Формы аттестации
Формы диагностики: промежуточная, итоговая.
Оценка качества освоения программы производится при помощи:
 тестирования (теория);
 практической работы;
 зачета творческой работы;
 педагогических наблюдений;
 карты самооценки.
По итогам курса у каждого воспитанника имеется портфолио, состоящее
из его работ, просмотр которого также обеспечивает контроль за результатами
обучения. Каждая тема предполагает выполнение практической работы,
которая

служит

для

закрепления

теоретического

материала,

а

также

способствует обеспечению текущего контроля. Все практические работы
хранятся в электронном виде, что позволяет сравнивать работы и отбирать
лучшие для участия в конкурсах.
На занятиях работы систематически обсуждаются всем коллективом.
Обучающиеся учатся анализировать свои творческие достижения и давать
оценку своей работе. По окончании изучения тематических разделов
программы

проводятся

просмотры

работ

обучающихся,

организуются

открытые показы и открытые уроки.
Самые лучшие работы воспитанников участвуют в различных
фестивалях, конкурсах, выставках, что так же способствует объективности
оценки итогов реализации данной программы.

32

Список литературы
1.
Антонов-Овсеенко А. А. Журналистика XXI. Новые СМИ и свобода
слова / А. А. Антонов-Овсеенко - «OMIKO», 2017. – 138 с.
2. Амзин А. и др. Как новые медиа изменили журналистику. 2012— 2016
/ А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов, М. Кастельс, Д. Кульчицкая, Н. Лосева, М.
Паркс, С. Паранько, О. Силантьева, Б. ван дер Хаак; под науч. ред. С.
Балмаевой и М. Лукиной. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. 304 с
3. Баранова, Е.А. Конвергентная журналистика. теория и практика:
Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е.А. Баранова. - Люберцы:
Юрайт, 2016. - 269 c.
4. Березин, В.М. Фотожурналистика: Учебник / В.М. Березин. - Люберцы:
Юрайт, 2016. - 226 c.
5. Голованова И.И. Методика публичного выступления: Учебное пособие.
– Казань: Центр инновационных технологий, 2009. – 110 с.
6. Ильяхов М. Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст / Максим
Ильяхов, Людмила Сарычева. -2-е изд. - М.: АП, 2017. - 440 с
7.
Ильяхов М. Пиши, сокращай: Как создать сильный текст/ Максим
Ильяхов, Людмила Сарычева. – 3-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 440 с.
8.
Мультимедийная журналистика: учебник для вузов / под общ. ред.
А.Г. Качкаевой, С.А. Шомовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».
– М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. – (Учебники Высшей школы
экономики). – 413 с.
9. Мисонжников, Б, Я Журналистика. Введение в профессию / БЯ
Мисонжников. - СПб: Питер, 2018. - 272 c.
10. Мисонжников, Б. Журналистика. Введение в профессию. Стандарт
третьего поколения: Учебное пособие / Б. Мисонжников, А. Тепляшина. - СПб:
Питер, 2017. - 12 c.
11. Олешко, Е.В. Конвергентная журналистика: Профессиональная
культура субъектов информационной деятельности: Учебное пособие / Е.В.
Олешко. - М.: Флинта, 2016. - 128 c.
12. Стровский, Д.Л. Отечественная журналистика новейшего периода.
Учебное пособие / Д.Л. Стровский. - М.: Юнити, 2018. - 352 c.
13. Практика журналистского общения: [учеб. пособие] / Л. В. Енина,
В. Ф. Зыков; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. –
Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 76 с.
33

14. Ром Н. Хочу говорить красиво! Техники речи. Техники общения / «АРДИС», 2018 г. – 43 с.
15. 300 советов молодым журналистам разного возраста. Издательство
Союза журналистов России. Библиотека журнала «Журналистика и
медиарынок». 2017. – 256 с.
16. Информационный портал для молодых журналистов: [Электронный
ресурс]. 2018. URL: http://yojo.ru.
17. Союз журналистов России: [Электронный ресурс]. М., 2018.
URL: http://www.ruj.ru.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».