Дополнительная общеразвивающая программа "Шахматно-шашечный клуб"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениесредняя
общеобразовательная школа №23

СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО
Классных руководителей
_____________ Тумбарцева Л.Г.
протокол №225-д от 15.08.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ № 23
_____________ Балуева
Т.В.
приказ №225-д от 15.08.2024 г.

Дополнительная образовательная программа
«Шахматно-шашечный клуб»
общеинтеллектуальное направление
срок реализации: 1 год

г. Волчанск, 2024г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа курса дополнительного образования
«Шахматный клуб» разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от
17.12.2010 № 1897 (п. 18.2.2);
- Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН
2.4.2.2821 -10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными
постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от
29.12.2010г. № 189;
- Основной образовательной программой основного общего образования
МАОУ СОШ № 23», утвержденной приказом директора № 221 от 02.09.2013г.;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №
1726-р;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и
науки РФ.
- Планом внеурочной деятельности ООП ООО МАОУ СОШ № 23 на
2023-2024 учебный год;
- Положением «О дополнительном образовании» МАОУ СОШ № 23.
Обоснование актуальности курса:
Шахматы – это не просто вид спорта. Шахматы – это увлекательный
досуг, тонкий расчет, замечательная тренировка памяти и умения просчитать
игру на несколько ходов вперед, мастерство предвидеть ходы соперника.
Шахматы – это и железная выдержка, упорство, умение владеть собой и
своими нервами.
Шахматы отлично развивают память и логическое мышление, а также
воспитывают трудолюбие и волю к победе.
Каждый шахматист при соответствующей подготовке может приобрести
спортивные качества, которые позволяют ему добиться высших для его
индивидуальных возможностей достижений.
Шахматы объединяют людей. Не зря ведь девизом Международной
шахматной федерации стал лозунг: «Мы все – одна семья».
Шахматы являются одним из популярных видов спорта во всем мире.

Спортивную деятельность шахматиста обычно ассоциируют с
умственной работой, имеющей яркую эмоциональную окраску. Шахматы, как
вид соревновательной деятельности относятся, согласно Л.П. Матвееву, в
общей классификации к группе абстрактно-игровых видов спорта, исход
состязаний в которых в решающей мере определяется не двигательной
активностью спортсмена, а абстрактно-логическим обыгрыванием соперника.
Эта особенность шахмат, несомненно, оказывает определенное влияние и
на систему подготовки, в которой в отличие от других видов спорта
центральное место занимает профессиональная шахматная подготовка, а
физическая подготовка решает лишь задачи общего характера, например,
развитие общей выносливости.
На преподавание курса отводится 68 часов (2 часа в неделю). Курс
рассчитан для учащихся 11-14 лет и учитывает возрастные особенности
школьника.
Цель:
- Социально-педагогическая поддержка становления и развития личности
как нравственного, ответственного и инициативного гражданина; создание
условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся,
организация содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
- Способствовать развитию интереса к изучению предметов.
- Расширить и углубить знания учащихся.
- Развить интерес и способность к самоорганизации, готовность к
сотрудничеству, активность и самостоятельность, умение вести диалог.
- Создать условия для развития творческого потенциала каждого ученика.
Формы организации работы:
Программа курса направлена на повышение интереса к физике и
способствует лучшему усвоению материала, на создание условий для
самостоятельной творческой деятельности учащихся, на развитие интереса к
практической деятельности на материале простых увлекательных опытов.
Поскольку наблюдения и опыты являются источниками знаний о
природе, ученики выступают в роли физиков-исследователей. Выполнение
самостоятельных практических работ обеспечивает связь физического
эксперимента с изучаемым теоретическим материалом, что позволяет детям,
позволяет самостоятельно делать обобщения и выводы.
Учитель выступает в роли консультанта. В большей степени необходимо
понимать и чувствовать, как учится ребенок, координировать и направлять его
деятельность, учить учится. Лучшим вариантом в организации этого курса
является проектная деятельность
Планируемые результаты освоения курса.
Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении
и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные результаты:
 воспитание навыков самоконтроля, потребности в саморазвитии и
самостоятельности;
 формирование у обучающихся навыков конструктивного поведения в
нестандартных ситуациях;
 воспитание ответственности, активности, дисциплины и усидчивости.
Предметные результаты:

 развитие познавательного интереса к изучению игры в шахматы;
 формирование универсальных способов мыслительной деятельности;
 развитие абстрактно-логического мышления, памяти, внимания,
творческого воображения, умения производить логические операции;
 приобретение знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых для
участия в шахматных соревнованиях.
Содержание курса
с определением форм организации и видов деятельности обучающихся
№
п/п

Элементы
содержания

Виды
деятельности
обучающихся
Познавательная

Форма организации
деятельности обучающихся

1

Введение.
Возникший из ничего

Познавательные беседы,
Урок-исследование

2

У истоков механики

Познавательная

Познавательные беседы,
Урок-исследование.

3

Колебания. Акустика. Познавательная
Оптика

Познавательные беседы,
Урок-исследование

4

Жидкости и газы

Познавательная

Познавательные беседы,
Урок-исследование

5

Тепло и сила

Познавательная

Познавательные беседы,
Урок-исследование

6.

«Грозовая материя» электричество

Познавательная

Познавательные беседы,
Урок-исследование

7.

Магнетизм магнита

Познавательная

Познавательные беседы,
Урок-исследование

Тематическое планирование
Тема раздела.
№
Занятие.
заняти
я
1
История
возникновения
шахмат.
Шахматные фигуры.

Занятие 2 часа
КолТеория
Практика 1,2 ч.
во
0,8
ч.
часов
2
Большинство исследований сходятся на
том, что шахматы зародились в Индии. В
середине VI века. Легенда возникновения
шахмат.?

2

Шахматная доска.
Ходы ферзем и
ладьей.

2

3

Шахматная доска.
Ходы пешкой и
королем.

2

4

Шахматная доска.
Ходы слоном.

2

Повторение пройденного материала.
Слон может ходить только по
диагоналям на любое число поле, если
эти поля не заняты своими фигурами.
Каждая из сторон имеет двух слонов.
Один двигается только по белопольным
диагоналям, а другой только по
чернопольным.

5

Ходы конем.
Нападение на две
фигуры.

2

Конь ходит на два поля вперед по
вертикали или горизонтали, а затем на
одно поле влево или вправо.
Конь всегда ходит с белого поля на
черное или наоборот.
Конь может перескакивать через свои
или чужие фигуры.

6

Ходы королем,
ферзем, конем,
ладьей, слоном и
пешкой.
Шах, мат.
Правила игры.

2

Повтор пройденного материала.
Решение задач.
Тренировочные партии.

2

Нападения на короля – шах. Способы
защиты от шаха.
Цель игры- поставить мат противнику.
Шах, от которого нет защиты называется
Матом.
Тренировочные партии.

7

Шахматные поля вертикали (8),
горизонтали (8), диагонали, 13
белопольных, 13 чернопольных.
Ферзь может ходить по вертикалям,
горизонталям, диагоналям.
Ферзь не может перескакивать через
фигуры.
Ладья может ходить по вертикалям и
горизонталям, если эти поля не заняты
своими фигурами.
Ходы королем – король может ходить на
одно поле в любую сторону, если это
поле не занято своей фигурой.
Пешка ходит по вертикали вперед, на
одно поле, из начального положения
пешка может пойти вперед на одно или
два поля.

8

Правила игры.
Шах, мат, пат.

2

Положение, при котором у одной из
сторон при своей очереди хода
невозможен ход ни королем, ни
фигурами, ни пешками, а король не
находится под шахом называется - пат.
Результат – ничья.

9

Правила игры.
Ходы пешек и фигур
в шахматах.

2

Король ферзь, ладья, слон и конь как
ходят, так и бьют фигуры, пешки бьют
фигуру на одну клетку вперед по
диагонали.

10

Правила игры. Битое
поле.
Тренировочные
партии.

2

Повторение пройденного материала.
Ходы фигурами и пешками, решение
задач.
Король не может пойти на поле,
находящееся под ударом фигуры
противника.
Если пешка при первом ходе переступит
поле, которое находится под ударом
пешки соперника, то последняя
вправе взять проходящую пешку.
Если пешка ступает на последнюю
горизонталь, она превращается в любую
фигуру кроме короля.

11

Правила игры

2

12

Ценность фигур.
Тренировочные
партии.

2

Сильнейшей фигурой является ферзь,
затем ладья, слон и конь имеют
одинаковую силу.

13

Обмен фигурами.
Тренировочные
партии.
Анализ сыгранных
партий.
Матование
одинокого короля.
Тренировочные
партии.

2

В большинстве случаев более ценную
фигуру не желательно менять на менее
ценную.

2

Поставка мата ладьей и ферзем
одинокому королю называется –
Линейный мат.

Матование
одинокого короля.

2

Повторение материала.
Поставка мата одинокому королю двумя
ладьями.

14

15

16

Матование
одинокого короля.
Тренировочные
партии.

2

Повторение постановки линейного мата.
Постановка мата ладьей и королем
одинокому королю.

17

2

Линейный мат ладьей и королем.

2

Взаимодействие фигур в каждом
конкретном случае.

19

Матование
одинокого короля.
Тренировочные
партии.
Анализ.
Решение задач на
мат в 1 ход.
Тренировочные
партии.
Текущий контроль

2

Опрос:
1.Ходы королем, ладьей,
cлоном,конем?
2.Когда нельзя делать рокировку?
3.Как начинать партию?

20
21

Король и пешка
против короля.

2

22
23
24

Случай ничьи при
большом
материальном
перевесе

2
2
2

1. Ничья при объявлении вечного шаха
2. Троекратное повторение позиции.

25

Тактические
приемы.
Двойной удар

2

Двойной удар - это нападение одной
фигурой на две или несколько фигур
противника

26
27

Тематический
турнир.
Анализ сыгранных
партий
Начало партии.
Принцип быстрого
развития.
Ошибки и ловушки в
дебюте

2
2

Королевский гамбит

2
2

В начале партии необходимо стремится
как можно быстрее мобилизовать,
вывести фигуры для дальнейшей борьбы.

Тематический
турнир
Аттестация
Анализ
сыгранных партий.

2
2
2
2

Королевский гамбит
1. Правила игры.
2 Матование короля двумя ладьями,
ферзем.

18

28
29

30
31
32
33

Различают два вида связки:
1. Связанной фигуре запрещено раскрыть
прикрываемую фигуру.
2. Связанной фигуре не запрещено
закрыть прикрываемую фигуру.

34

Тактические
приемы.
Связка с королем.

2
2

35

Турнирные партии.
Анализ сыгранных
партий.

2

36
37

Связка без короля
Текущий контроль

2
2

Связка без короля не сковывает
подвижность связанной фигуры.

38

Турнирные партии.
Анализ сыгранных
партий.

2

Ферзевый гамбит

72


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».