Дополнительная общеразвивающая программа "Программирование"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениесредняя
общеобразовательная школа №23

СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО
Классных руководителей
_____________ Тумбарцева Л.Г.
протокол №225-д от 15.08.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ № 23
_____________ Балуева Т.В.
приказ №225-д от 15.08.2024 г.

Дополнительная образовательная программа
«Программирование»
общеинтеллектуальное направленность
срок реализации: 1 год

Волчанск, 2024

2
I. Комплекс основных характеристик программы
1. Пояснительная записка
Современное

общество

переживает

активную

стадию

цифровой

трансформации. Все больше сфер жизни людей становятся зависимыми от
информационных технологий и электроники.
Одной из составляющих информационной компетентности является
владение языком программирования, вследствие чего встает вопрос о выборе
языка программирования, который отвечает современным требованиям к
написанию

программ,

совершенствования

служит

навыков

основой

для

дальнейшего

программирования

и

удобен

развития
в

и

освоении

подростками.
Язык программирования Python принято считать одним из самых простых в
освоении. Обучаться языку возможно имея лишь базовые навыки использования
компьютера, установка необходимого ПО не сложнее установки любой другой
программы, а синтаксис языка не перегружен и интуитивно понятен. Данные
факторы раскрывают Python максимально эффективным инструментом при
обучении детей программированию.
При этом Python является современным, востребованным и перспективным
языком разработки, позволяющим не только заложить фундамент

знаний

будущих программистов и инженеров, но получить востребованные и актуальные
навыки, необходимые в учебной, проектной и повседневной деятельности.
Возможна

реализация

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы в сетевой форме. ГАНОУ СО «Дворец молодёжи»
является базовой организацией, организация-участник определяется на основании
заключенного договора о сетевой форме реализации программ.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Программирование на
Python» имеет техническую направленность, что позволяет обучающимся
приобщиться к инженерно-техническим знаниям в области инновационных
технологий, сформировать техническое мышление.

3
Основанием для проектирования и реализации данной общеразвивающей
программы служит перечень следующих нормативных правовых актов и
государственных программных документов:
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребёнка в РФ»;
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242.
«О

направлении

Методических

рекомендаций

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)»;
Распоряжение Правительства Свердловской области № 646-РП от
26.10.2018 «О создании в Свердловской области целевой модели развития
региональной системы дополнительного образования детей;

4
Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах ГАНОУ СО «Дворец молодежи», утвержденное приказом от
14.05.2020 №269-д.
Актуальность программы обусловлена повышенным спросом на изучение
языков программирования детьми, в частности языка Python.
Python изучается в школьном курсе информатики, необходим для решения
олимпиадных и конкурсных заданий, а также сдачи ЕГЭ, имеет прикладной
характер и может использоваться для решения повседневных задач. Кроме того,
Python является востребованным языком программирования, используемым
профессиональными инженерами во многих сферах IT-индустрии, поэтому
знание данного языка даже на базовом уровне повышает шансы будущих
выпускников на трудоустройство.
Отличительная особенность программы заключается в возможности
получения обучающимися универсальных компетенций, необходимых при
дальнейшем изучении не только информационных технологий, но и предметов
гуманитарного и естественно-научного цикла. Также в результате изучения
парадигмы

объектно-ориентированного

подхода

к

программированию

происходит формирование базовых знаний и умений для работы с большинством
популярных языков и необходимых при освоении других IT-направлений.
Программа

«Программирование

на

Python»

является

практико-

ориентированной. Освоение подростками навыков программирования происходит
в процессе практической и самостоятельной работы. Это позволяет обучающимся
получать не только теоретические знания в области программирования, но и
уверенно овладевать навыками и инструментами разработки продуктов.
Также в программе отдельный модуль выделен на развитие softкомпетенций обучающихся и обучение методикам командного взаимодействия,
работы над проектами, поскольку данные навыки приобретают все большее
значение в современном обществе, культуре и профессиональной среде.
Адресат общеразвивающей программы
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Программирование на Python» предназначена для детей в возрасте 12–17 лет,

5
мотивированных к обучению и проявляющих интерес к IT-технологиям,
приобретению навыков программирования.
Формы занятий групповые. Количество обучающихся в группе – 12-14
человек. Состав групп постоянный.
Место проведения занятий: ЦЦО «IT-куб», г. Екатеринбург, ул. Красных
командиров, 11 а.
Возрастные особенности группы
Содержание

программы

учитывает

возрастные

и

психологические

особенности детей в возрасте 12–17 лет, которые определяют выбор форм
проведения занятий с обучающимися. Подростки данной возрастной группы
характеризуются такими процессами, как изменение структуры личности и
бурного физического развития. Происходят качественные изменения и в
познавательной деятельности, и в личности, и в межличностных отношениях. У
каждого эти изменения происходят в разное время. В этом возрасте начинается
переход

от

мышления,

основанного

на

оперировании

конкретными

представлениями, к теоретическому мышлению, от непосредственной памяти к
логической. В 12-14 лет ведущий тип деятельности – референтно значимый, к
нему относятся: проектная деятельность (встреча замысла и результата как
авторское действие подростка), проявление себя в общественно значимых ролях
(выход в настоящую взрослую действительность). В 15-17 лет ведущей
деятельностью является – учебно-профессиональная деятельность.
12–14 лет – подростковый период. Характерная особенность – личное
самосознание, сознательное проявление индивидуальности. Ведущая потребность
– самоутверждение. В подростковый период стабилизируются интересы детей.
Основное новообразование – становление взрослости как стремление к жизни в
обществе взрослых. К основным ориентирам взросления относятся:
К основным ориентирам взросления относятся:


социально-моральные – наличие собственных взглядов, оценок,

стремление их отстаивать;


интеллектуально-деятельностные

–

освоение

элементов

самообразования, желание разобраться в интересующих подростка областях;

6


культурологические – потребность отразить взрослость во внешнем

облике, манерах поведения.
15–17 лет – юношеский возраст. Завершение физического и психического
созревания. Социальная готовность к общественно полезному производительному
труду и гражданской ответственности. В отличие от подросткового возраста, где
проявление индивидуальности осуществляется благодаря самоидентификации –
«кто

я»,

в

юношеском

возрасте

индивидуальность

выражается

через

самопроявление – «как я влияю». Основная задача педагога дополнительного
образования в работе с детьми в возрасте 15–17 лет сводится к решению
противоречия между готовностью их к полноценной социальной жизни и
недопущением

отставания

от

жизни

содержания

и

организации

их

образовательной деятельности.
Также

следует

отметить,

что

подростки

в

возрасте

15-17

лет

характеризуются такими психическими процессами, как стремление углублённо
понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях.
Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению
(проявления себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и
самовоспитанию.

Эти

процессы

позволяют

положить

начало

созданию

начального профессионального самоопределения обучающихся.
Таким образом, возрастная периодизация определяет:
 возрастную особенность разработки общеобразовательных программ
дополнительного образования детей;
 основные нормы условий полноты психофизиологического развития детей;
 базовые

положения

педагогической

деятельности

при

реализации

программы.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
длительность одного занятия составляет 1 академических часа, периодичность
занятий – 2 раз в неделю.
Срок освоения общеразвивающей программы: определяется содержанием
программы и составляет 1 год.

7
Форма обучения: очная, возможна реализация очно с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Закон
№273-Ф3, гл.2, ст.17, п.2.).
Объём общеразвивающей программы: общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы: 108 академических часов.
По уровню освоения программа общеразвивающая, одноуровневая
(стартовый уровень). Обеспечивает возможность обучения детей с любым
уровнем подготовки.
Зачисление детей на обучение производится без предварительного отбора
(свободный набор).
Стартовый

уровень

предполагает

использование

и

реализацию

общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого материала для освоения содержания программы.
Осваивая программу стартового уровня, обучающиеся изучают базовые
принципы программирования, разработки проектов и построения программных
продуктов, структуры и устройства компьютеров. В результате освоения
программы обучающиеся приобретут навыки программирования, работы с
прикладным ПО, применением языка Python в повседневной и учебной
деятельности и эффективного анализа информации. Научатся работать в команде,
представлять результаты собственной работы.
Знания и умения, приобретённые в результате освоения программы, могут
быть использованы обучающимися при сдаче ЕГЭ, при участии в олимпиадах по
программированию, при решении задач по информатике, физике, математике,
лингвистике и другим наукам, а также они являются фундаментом для
дальнейшего совершенствования мастерства программирования.
Данная программа является базой для перехода на более сложные
программы

обучения.

Так,

по

итогам

успешного

освоения

программы

«Программирование на Python», обучающийся может сдать вступительное
тестирование и быть зачислен на общеразвивающую программу «Основы
программирования на языке Python. «Лицей Академии Яндекса»» (базового

8
уровня), которая представляет собой более углубленное и профессионально
ориентированное изучение уже освоенного материала в рамках программы.
Обучающиеся повышают уровень компьютерной грамотности и цифровой
культуры, готовятся выступать на чемпионатах WorldSkills. Также полученные
знания и навыки являются актуальными и востребованными при дальнейшим
обучении подростков в СПО.
Осваивая данную программу, обучающиеся будут овладевать актуальными
и современными навыками, необходимым как в повседневной и учебной
деятельности, так для дальнейшего развития в качестве IT-специалистов.

2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: формирование у обучающихся базовых навыков
прикладной разработки на языке программирования Python для решения
практических задач и разработки продуктов.
Для успешной реализации поставленной цели необходимо решить ряд
обучающих, развивающих и воспитательных задач:
Задачи:
Обучающие:
 познакомить с основными предметными понятиями программирования,
компьютерных наук и их свойствами;
 познакомить

с

базовым

синтаксисом

и

инструментарием

языка

программирования Python, необходимых для решения практических задач и
разработки продуктов;
 сформировать навыки разработки эффективных алгоритмов и программ
на основе изучения языка программирования Python;
 познакомить с базовыми конструкциями и принципами объектноориентированного программирования.
Развивающие:
-

развить навыки алгоритмического и критического мышления;

-

сформировать и развить навыки работы с различными источниками

информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую
информацию;
-

развить умения планирования, структурирования и разработки проектов,

навыков организации и реализации проектной деятельности;
-

обучить методикам Scrum и Agile при проектной работе;

-

сформировать трудовые умения и навыки, умение планировать работу,

предвидеть результат и достигать его;
-

познакомить

с

правилами

индивидуального

и

коллективного

безопасного поведения при работе с компьютерной техникой и оборудованием.
Воспитательные:

10
 способствовать

воспитанию

корректного

поведения

в

обществе,

социальных норм, ролей и понимания форм социального взаимодействия в
группах;
 способствовать воспитанию уважительного и продуктивного учебного
сотрудничества и совместной деятельность со сверстниками в

процессе

проектной и учебно-исследовательской деятельности;
 способствовать

формированию

понимания

необходимости

организованного и ответственного отношения к учению, труду, другому человеку,
его мнению и деятельности.

3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Таблица 1

Кол-во часов

Модуль 1. Основы Python
Введение в образовательную
1.1
программу. Инструктаж по ТБ.
Среда разработки. Ввод и вывод
1.2
данных, переменные и арифметика
Типы данных, операторы
1.3
ветвления, условия
1.4 Циклы. Массивы
1.5 Функции
Модуль 2. Объектно-ориентированное
программирование
2.1 Объектно-ориентированное
программирование
2.2 Методы, классы, объекты
2.3 Рекурсия
2.4 Наследование
2.5 Промежуточная аттестация

16

8

8

2

1

1

Опрос, входное тестирование

2

1

1

Устный опрос, решение задач.

4

2

2

4
4
18

2
2
8

2
2
10

4

2

2

4
4
4

2
2
2

2
2
2

2

0

2

Модуль 3. Проектная деятельность
3.1 Интенсив по командообразованию
3.2 Развитие Soft-компетенций,
применение Scrum и Agile.
3.3 Спринт-интенсив.
Модуль 4. Прикладное использование
языка программирования Python
4.1 Разработка простых оконных
приложений на Python
4.2 Разработка игры на Python
4.3 Разработка ботов на Python
Модуль 5. Подготовка итоговых
проектов
5.1 Работа над итоговыми проектами

6
2

3
1

3
1

Решение кейсов.

2

1

1

Решение кейсов.

2
12

1
6

1
6

Решение кейсов-спринтов

4

2

2

Разбор ситуаций, решение
задач

4
4
16

2
2
5

2
2
11

Решение задач

10

3

7

Тестирование проектов

Название модуля, темы

Всего

Практика

Формы аттестации/
контроля

Теория

№
п/п

Решение задач

Решение задач

Решение контрольных задач,
тестирование

12
5.2

Инструменты и методы
эффективной презентации

4

2

2

5.3

Итоговая аттестация

1

0

1

5.4

Итоговое занятие

1
68

0
30

1
38

Итого

Предзащита,
презентация
проектов
Решение контрольных задач,
контрольное тестирование
Защита итоговых проектов

13
Содержание учебного (тематического) плана
Модуль 1. Основы Python.
Тема 1.1. Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ.
Теория: Введение в образовательную программу, краткий обзор программы.
Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Выполнение входной диагностики.
Тема 1.2. Среда разработки. Ввод и вывод данных, переменные и
арифметика.
Теория: Работа со средой разработки, запуск, настройка. Изучение понятий
ввода-вывода, переменных, арифметических действий.
Практика: Настройка среды разработки. Решение задач.
Тема 1.3. Типы данных, операторы ветвления, условия.
Теория: Изучение понятий типов данных, операторов ветвления и условий.
Практика: Решение задач.
Тема 1.4. Циклы. Массивы.
Теория: Изучение понятий циклов и массивов, структура и методы их
организации.
Практика: Решение задач.
Тема 1.5. Функции.
Теория: Изучение понятий функций, основных видов функций, способов
применения, стандартного набора функций.
Практика: Решение задач.
Модуль 2. Объектно-ориентированное программирование
Тема 2.1. Объектно-ориентированное программирование.
Теория:

Изучение

объектно-ориентированного

подхода

программированию, базовых конструкций.
Практика: Решение задач.
Тема 2.2. Методы, классы, объекты.
Теория: Изучение понятий методов и их отличие от функций, классов,
объектов и производных явлений. Способы реализации классов и методов.
Практика: Решение задач.

к

14
Тема 2.3. Рекурсия.
Теория: Изучение понятий рекурсии и ее зависимости.
Практика: Решение задач.
Тема 2.4. Наследование.
Теория: Изучение понятий наследования, суперкласса, подкласса, способов
реализации.
Практика: Решение задач.
Тема 2.5. Промежуточная аттестация.
Практика: Решение контрольных задач и прохождение тестирования для
оценки знаний.
Модуль 3. Проектная деятельность
Тема 3.1. Интенсив по командообразованию
Теория: Роль команды при создании проекта. Распределение ролей в команде.
Характеры личности участников команды, работа с людьми различных взглядов и
темпераментов. Реактивный и проактивный подходы.
Практика: Командообразование, выбор нескольких тем проекта для спринта,
распределение ролей, решение кейсов на представление проектов.
Тема 3.2. Развитие Soft-компетенций, применение Scrum и Agile.
Теория: Роль soft-компетенций в учебной, проектной и повседневной
деятельности. Описание Методик scrum и agile.
Практика: Решение кейсов для реализации выбранных тем с применением
методик scrum и agile.
Тема 3.3. Спринт-интенсив.
Теория: Понятия спринтов, роль многозадачности и вариативность ролей в
команде.
Практика: Решение кейсов-спринтов по практическим и актуальным темам,
используя ранее изученные методики.
Модуль 4. Прикладное использование языка программирования Python
Тема 4.1. Разработка простых оконных приложений на Python.
Теория: Изучение инструментов для построения оконных приложений,
способов реализации.

15
Практика: Разбор ситуаций, решение задач.
Тема 4.2. Разработка игры на Python.
Теория: Теория разработки игр, зависимости от языка, набор инструментов
PyGame.
Практика: Решение задач.
Тема 4.3. Разработка ботов на Python.
Теория: Изучение устройства ботов, их назначения, API-сервисов, настройки
подключения ботов.
Практика: Решение задач.
Модуль 5. Подготовка итоговых проектов.
Тема 6.1. Работа над итоговыми проектами.
Теория: Концепция проекта, понятия целеполагания, задачи, проблемы,
актуальности.
Практика: Разработка итоговых проектов, тестирование, устранение багов,
отладка.
Тема 6.2. Инструменты и методы эффективной презентации.
Теория: Обзор инструментов для создания эффективной презентации и
методов подачи информации, взаимодействия с публикой.
Практика:

Разработка

презентации,

доклада,

предзащита

(пробное

выступление)
Тема 6.3. Итоговая аттестация.
Практика: Решение контрольных задач. Контрольное тестирование
Тема 6.4. Итоговое занятие.
Практика: Представление проектов, выступление перед комиссией, защита
проектов.

4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
 знание основных предметных понятий программирования, компьютерных
наук и их свойств;
 знание базового синтаксиса и инструментария языка программирования
Python, умение применять язык программирования Python на практике;
 умение

применять

объектно-ориентированную

парадигму

в

программировании;
 навык разработки эффективных алгоритмов и программ на основе
изучения языка программирования Python.
Личностные результаты:
 способность организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность со сверстниками в процессе проектной и учебно-исследовательской
деятельности;
 понимание

необходимости

уважительного,

организованного

и

ответственного отношения к учению, труду, другому человеку, его мнению и
деятельности;
 умение алгоритмически и логически мыслить;
 знание правил поведения, социальных норм, ролей и форм социального
взаимодействия в группах.
Метапредметные результаты:
 умение работать с различными источниками информации, извлекать и
анализировать необходимую информацию из открытых источников;
 способность составлять и изменять план действий, необходимый для
достижения цели, предвидеть результат и достигать его;
- умение применять методики Scrum и Agile при проектной работе;
 умение выполнять проекты в соответствии с техническим заданием;
 знание правил индивидуального и коллективного безопасного поведения
при работе с компьютерной техникой и оборудованием.

17

II.

Комплекс организационно-педагогических условий реализации
общеразвивающей программы
1. Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год
Таблица 2

№
п/п
1.
2.
3.
4.
6.
7.
8.
9.
10.

Основные
характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов на период обучения
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Выходные дни
Окончание учебного года

36
36
3
108
16
20
12 сентября
1 января – 8 января
31 мая

18
Условия реализации общеразвивающей программы

2.

Материально-техническое обеспечение
Требования к помещению:
помещение для занятий, отвечающие требованиям СП 2.4.3648-20 для

-

учреждений дополнительного образования;
-

качественное освещение;

-

столы, стулья по количеству обучающихся и рабочим местом для

педагога.
Оборудование:
-

телевизоры Samsung 65" – 2 шт.;

-

подключение к Интернету;

-

компьютеры с подключенными клавиатурами, мышами, мониторами

для преподавателя и обучающихся;
-

web-камера;

-

Wi-Fi роутер.
Расходные материалы:

- маркеры для белой доски;
- бумага писчая;
- шариковые ручки.
Информационное обеспечение
Программное

обеспечение:

Python,

Jupyter

Notebook

в

составе

дистрибутива Anacodnda, среда разработки PyCharm, пакет приложений office,
Windows 10/11, Ubuntu, Yandex Browser.
Кадровое обеспечение
Программа реализуется Суровень Я. В. педагогом дополнительного
образования.
Реализовывать программу могут педагоги дополнительного образования,
обладающие достаточными знаниями в области педагогики, психологии и
методологии,

знающие

особенности

программирования на языке Python.

технологии

обучения

основам

19
3. Формы аттестации и оценочные материалы
Система контроля знаний и умений обучающихся представляется в виде
учёта индивидуального результата по итогам выполнения практических заданий и
посредством наблюдения, отслеживания динамики развития обучающегося, по
каждому контрольному мероприятию и подведения в итоге суммарного балла для
каждого обучающегося.
Система отслеживания результатов обучающихся выстроена следующим
образом:
- определение начального уровня знаний, умений и навыков;
- промежуточная аттестация;
- итоговая аттестация.
Оценивая личностные и метапредметные результаты

воспитанников,

педагог проводит наблюдение за обучающимися, отслеживание динамики
изменения их творческих, коммуникативных и иных способностей (Приложение
1, 2, 7, 8).
Вводная диагностика определения уровня умений, навыков, развития
детей и их творческих способностей проводится в начале обучения согласно
предложенной форме (Приложение 3).
Текущий контроль осуществляется регулярно во время занятий. Контроль
теоретических знаний осуществляется с помощью педагогического наблюдения,
опросов, решения задач, кейсов, разбора ситуаций, практических работ. В
практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения
работ учащихся, где анализируются положительные и отрицательные стороны
работ, корректируются недостатки.
Система промежуточной и итоговой аттестации знаний и умений
обучающихся представляется в виде учёта индивидуального результата по
каждому контрольному мероприятию и подведения в итоге суммарного балла для
каждого обучающегося.

20
Промежуточная аттестация реализуется посредством оценки решения задач
и тестирования (Приложение 4). Максимальное количество баллов, которое
возможно получить по результатам промежуточной аттестации – 50 баллов.
Итоговая аттестация обучающихся реализуется посредством оценки
решения задач и тестирования (Приложение 5). Максимальное количество баллов,
которое возможно получить по результатам итоговой аттестации – 25 баллов.
Защита итогового проекта осуществляется путем выступления-презентации
обучающимся или командой обучающихся. Презентация должна включать в себя
тему проекта, его цели и задачи, результаты, средства, которыми были достигнуты
полученные результаты. Презентация может быть выполнена любым удобным
наглядным показательным способом (видеоролик, презентация и т. п.). Бланк оценки
итоговых проектов представлен в Приложение 6. Максимальное количество баллов
за выполнение итогового проекта – 25 баллов.
Сумма

баллов

результатов

промежуточной

аттестации,

итоговой

аттестации и защиты итогового проекта переводится в один из уровней освоения
образовательной программы согласно таблице 3:
Уровень освоения программы по окончании обучения
Таблица 3

Баллы, набранные учащимся.

Уровень освоения

0-39

Низкий

40-79

Средний

80-100

Высокий

Формы

проведения

итогов

соответствуют целям и задачам ДООП.

по

общеразвивающей

программы

21
4. Методические материалы
Образовательный процесс осуществляется в очной форме с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В образовательном процессе используются следующие методы:
 объяснительно-иллюстративный;
 метод проблемного изложения (постановка проблемы и решение её
самостоятельно или группой);
 проектно-исследовательский;
 наглядный (демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм;
использование технических средств; просмотр видеоматериалов);
 практический (практические задания; анализ и решение проблемных
ситуаций и т. д.).
Выбор методов обучения осуществляется исходя из анализа уровня
готовности обучающихся к освоению содержания модуля, степени сложности
материала, типа учебного занятия. На выбор методов обучения значительно
влияет персональный состав группы, индивидуальные особенности, возможности
и запросы детей.
Методы воспитания: мотивация, убеждение, поощрение, упражнение,
стимулирование, создание ситуации успеха и др.
Формы

организации

образовательного

процесса:

индивидуальная;

групповая.
Формы проведения занятия:
В образовательном процессе помимо традиционного учебного занятия
используются многообразные формы, которые несут учебную нагрузку и могут
использоваться как активные способы освоения детьми образовательной
программы, в соответствии с возрастом обучающихся, составом группы,
содержанием учебного модуля: беседа, лекция, кейс, практическое занятие,
защита проектов, тестирование.
Педагогические технологии: индивидуализации обучения; группового
обучения; коллективного взаимообучения; дифференцированного обучения;
разноуровневого обучения; проблемного обучения; развивающего обучения;

22
дистанционного обучения; игровой деятельности; коммуникативная технология
обучения; коллективной творческой деятельности; решения изобретательских
задач; здоровьесберегающая технология.
Здоровьесберегающая деятельность реализуется:
 через создание безопасных материально-технических условий;
 через включение в занятие динамических пауз, периодической смены
деятельности обучающихся;
 через контроль педагога за соблюдением обучающимися правил работы
за ПК;
 через создание благоприятного психологического климата в учебной
группе в целом.
Дидактические материалы:
Методические

пособия,

разработанные

преподавателем

с

учётом

конкретных задач, варианты демонстрационных программ, материалы по
терминологии ПО, учебная литература.

23
Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребёнка в РФ»;
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
4. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
5. Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
6. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648–20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»;
9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09–
3242. «О направлении

Методических рекомендаций по проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)»;
10.

Распоряжение Правительства Свердловской области № 646-РП от

26.10.2018 «О создании в Свердловской области целевой модели развития
региональной системы дополнительного образования детей;

24
11.

Положение

о

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программах ГАНОУ СО
«Дворец молодежи», утвержденное приказом от 14.05.2020 №269-д.
Список литературы, использованной при написании программы:
1. Архитектура компьютера, Таненбаум Эндрю, Остин Тодд –
СПб.:Прогресс книга, 2022 – 816 с.;
2. Гид по Computer Science для каждого программиста, Вильям
Спрингер –СПб.: Питер, 2020 – 193 с.;
3. Информатика, Тимофеева Е.В. М.: Эксмо, 2021 – 176 с.;
4. Python, например, Никола Лейси, – СПб.: Питер, 2021 – 192 с.;
5. Ли Воган. «Непрактичный» Python занимательные проекты для тех,
ктохочет поумнеть. – СПб.: БХВ-Петербург, 2021. – 457 с..
Электронные ресурсы:
1. Питонтьютор. Бесплатный курс по программированию с нуля. //
[Электронный ресурс] URL: https://pythontutor.ru/ (дата обращения: 14.04.2021);
2. Code Basics: обучение базовым аспектам языков программирования от
образовательной

платформы

Hexlet.

//

[Электронный

ресурс]

URL:

https://ru.code- basics.com/ (дата обращения: 20.04.2021);
Литература, рекомендованная обучающимся:
1. Классические задачи Computer Science на языке Python, Дэвид
Копец –СПб.: Питер, 2022 – 224 с.;
2. Современные операционные системы, Таненбаум Эндрю, Бос
Херберт –СПб.: Питер, 2022 – 1120 с.;
3. Python Быстрый старт, Джейми Чан, 352 стр. 2021 г. – СПб.: Питер, 2022
– 224 с.

АННОТАЦИЯ
Программа

«Программирование

на

Python»

имеет

техническую

направленность, в ходе обучения, обучающиеся приобщаются к инженернотехническим знаниям в области инновационных технологий, формируют
техническое мышление. Программа рассчитана на обучающихся 12–17 лет.
В процессе изучения языка программирования Python и объектноориентированной парадигмы программирования, обучающиеся разрабатывают
несколько разноплановых проектов, требующих от подростков использование
разных подходов к проектированию, планированию и аналитике, работы с
информацией, электроникой и инструментами смежных областей. Таким образом,
у

подростков

развиваются

научно-исследовательские,

технические

и

гуманитарные компетенции.
Программа носит междисциплинарный характер и позволяет решить задачи
развития у обучающихся навыков самостоятельной работы, критического,
аналитического,

алгоритмического

и

логического

мышления,

научно-

исследовательских, технико-технологических и гуманитарных компетенций.
Навыки, полученные в ходе освоения программы, имеют фундаментальный
характер для дальнейшего освоения обучающимися любых IT-специальностей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».