Дополнительная общеразвивающая программа "Практическая биология"

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности

Практическиепроцессы
и технологии
9 класс
на 2023-2024учебный год

Пояснительная записка
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области
предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным
стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует
раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.
Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и
важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими
умениями и навыками, проектно – исследовательской деятельностью. Программа «Практическая
биология» направлена на формирование у учащихся интереса к изучению биологии, развитие
практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовка учащихся к
участию в олимпиадном движении. На дополнительных занятиях по биологии закладываются
основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех
последующих курсах изучения биологии. Количество практических умений и навыков, которые
учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» достаточно невелико, поэтому внеурочная
деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических
умений учащихся. Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и
индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и
индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся
основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы.
Также, данный курс будет способствовать развитию учебной мотивации по выбору
профессии, связанной со знаниями в области биологии. При реализации содержания программы
учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для
успешности каждого обучающегося
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для успешного освоения учащимися практической составляющей
школьной биологии и основ исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных
представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях.
2. Приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения
несложных биологических экспериментов.
3. Развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности.
4. Подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении.
5. Формирование основ экологической грамотности.
При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на
следующие аспекты:
1. Создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост;
использование личностно-ориентированных технологий (технология развития
критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в
сотрудничестве,
метод
проектов).

2. Организация проектной деятельности школьников и проведение миниконференций, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или
групповые) проекты по выбранной теме.
Формы проведения занятий: практические и лабораторные работы, экскурсии,
эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования,
самостоятельная работа, консультации, проектная и исследовательская деятельность, в том
числе с использованием ИКТ.
Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с
презентациями, доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах исследовательских
работ, олимпиадах. Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию
реализации
Рабочая программа по биологии для курса внеурочной деятельности «Практическая
биология» для 9 классов общеобразовательной школы с использованием оборудования
центра «Точка роста» составлена на основе ФГОС ООО и авторской учебной программы
«Биология. Научные развлечения» (базовая комплектация) Цветков А.В.Смирнов И.В. М.:
«Научные развлечения», 2021. -72с.
УМК «Точка роста» 9-класс: учебное издание для обшеобразоват. организации.
Авторы:) Цветков А.В.Смирнов И.В. М.: «Научные развлечения», 2021. -72с.
Срок реализации – 1 год, 2 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
1. Знания основных принципов и правил отношения к живой природе.
2. Развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы.
3. Развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и другое)
4. Эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
1. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы
и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи.
2. Умение работать с разными источниками биологической информации,
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной
формы в другую.
3. Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку
зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:

1. Выделение существенных признаков биологических объектов и процессов.
2. Классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе.
3. Объяснение роли биологии в практической деятельности людей.
4. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения.
5. Умение работать с определителями, лабораторным оборудованием.
6. Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
1. Знание основных правил поведения в природе.
2. Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности:
1. Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии.
2. Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
В эстетической сфере:
1. Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы.
Содержание курса

Название
разделов и тем
Введение

Практические
работы по
биологии
Ботаника

Содержание темы
Использование электронных
измерителей:
электропроводности,
люксметр, измеритель
кислотности рН, электронные
весы программа на нетбуке
«Практикум» Методические
описания лабораторных работ.
Рассматривание клеток
организмов на готовых
микропрепаратах листа
элодеи, приготовление
микропрепарата из кожицы
луковицы с использованием
цифрового микроскопа
«Левенгук», нетбук Intel
«Аквариум»

Формы
организации
занятия
Практические и
лабораторные
работы, исследовательские работы
Лекция
Экскурсия
Семинар
Беседа
Дискуссия
Практические и
лабораторные
работы, исследовательские работы
Лекция
Экскурсия
Практическая
работа
Семинар
Беседа
Дискуссия
Лекция
Экскурсия
Практическая
работа
Семинар

Виды деятельности
учащихся
1. Учебно-

исследовательская
Познавательная
Информационнопознавательная
4. Учебная
5. Интеллектуальная
2.
3.

1. Учебно-

исследовательская
Познавательная
Информационнопознавательная
4. Учебная
5. Интеллектуальная
2.
3.

Практические
работы по
биологии
Зоология

Практические
работы по
биологии
Анатомия и
физиология
человека

Практические
работы по
биологии
Экология

Подготовление питательной
среды для инфузории –
туфельки, при помощи
окулярной камеры
зафиксировать увиденные
инфузории. Рассматривание
готового микропрепарата
инфузорий. Развивать навыки
электронного оформления
выполненной работы.
Рассматривание готовых
микропрепаратов: ротового
аппарата пчелы, часть крыла
бабочки, муровья, мухи
Рассматривание в микроскоп
«Левенгук», нетбук Intel
«Аквариум «готовых
микропрепаратов красных
клеток крови человека и
эритроцитов лягушки,
сравнить их между собой.
Сделать общий вывод о
взаимодействии кровеносной
и дыхательной систем.
Познакомить учащихся с
правилами гигиены питания,
изучить рН некоторых
напитков, выпускаемых
промышленными способами.
Развивать умения навыка
работы с датчиками цифровой
лаборатории и практическое
применение
органолептических методов
оценки качества воды. Уроки
– исследования
Исследовать особенности
экологии выбранного объекта
с помощью маршрутноплощадочного метода. С
помощью Электронного
измерителя
электропроводности.
Исследовать эдафическую
роль лесной породы в четырех
направлениях с помощь.
Электронного термометра и
люксметра. Выявить
экологические
приуроченности и оценивать

Беседа
Дискуссия
Практические и
лабораторные
работы,
исследовательские
работы
Лекция
Экскурсия
Практическая
работа
Семинар
Беседа
Дискуссия

Индивидуальная, в
парах, групповая
1.Учебноисследовательская
2. Познавательная
3.Информационнопознавательная
4.Учебная
5.
Интеллектуальная

Практические и
лабораторные
работы,
исследовательские
работы
Лекция
Экскурсия
Практическая
работа
Семинар
Беседа
Дискуссия

Индивидуальная, в
парах, групповая
1.Учебноисследовательская
2. Познавательная
3.Информационнопознавательная
4.Учебная
5.
Интеллектуальная

Практические и
лабораторные
работы,
исследовательские
работы
Лекция
Экскурсия
Практическая
работа
Семинар
Беседа
Дискуссия

Индивидуальная, в
парах, групповая
1.Общественнополезная
2.Учебноисследовательская
3.Информационнопознавательная
4. Учебная
5.Экологонаправленная
6.Практическая
(прикладная)

Исследователь
ская и
проектная
деятельность

запасы лекарственного
растения в месте проведения с
помощью цифрового
микроскопа. Исследовании,
определение биомассы
определить основные
факторы, влияющие на
прогреваемость муравейника с
помощью Электронного
измерителя температуры
Методологические и
методические особенности
организации учебноисследовательской
деятельности. Использование
образовательной
исследовательской технологии
как средство обеспечения
непрерывного
самообразования. Выяснить
понятие «творчество» и
«производство»
Реферат – письменно
оформленный доклад на
заданную тему.
Школьный проект –
творческая деятельность
учащихся.
Исследование – это
творческий процесс изучения
объекта или явления с
определенной целью.
Выяснить распространенные
ошибки при написании
проекта. Научить выставлять
гипотезу проекта. Как
правильно оформить
ученический проект.

Практические
работы в полевых
условиях
Работа с
информацией
(посещение
библиотеки)
Оформление
доклада и
презентации
по
определенной теме

Индивидуальная, в
парах, групповая
Защита проектов

Тематическое планирование
№ Раздел, тема
п/
занятия
п
1. Введение

Коли
чество
часов
5

Теория

Практика

Формы проведения

2

3

Беседа. Практическая работа «Изучение
приборов для научных исследований
лабораторного оборудования».
Практическая работа «Изучение
устройства увеличительных приборов».
Лабораторный практикум
«Приготовление и рассматривание

2

Практические
работы
Ботаника

3

1

2

3

Практические
работы
Зоология

9

3

6

4. Практические
работы
Анатомия и
физиология
человека

11

4

7

5

Практические
работы
Экология

22

14

8

6

Исследовательская и

17

12

5

микропрепаратов. Зарисовка
биологических объектов».
Рассматривание клеток организмов на
готовых микропрепаратах листа элодеи,
приготовление микропрепарата из
кожицы луковицы с использованием
цифрового микроскопа «Левенгук»,
нетбук Intel «Аквариум»
Приготовление питательной среды для
инфузории – туфельки, при помощи
окулярной камеры зафиксировать
увиденные инфузории. Рассматривание
готового микропрепарата инфузорий.
Рассматривание готовых
микропрепаратов: ротового аппарата
пчелы, часть крыла бабочки, муравья,
мухи
Рассматривание в микроскоп
«Левенгук», нетбук Intel «Аквариум»
готовых микропрепаратов красных
клеток крови человека и эритроцитов
лягушки, сравнить их между собой.
Сделать общий вывод о взаимодействии
кровеносной и дыхательной систем.
Познакомить учащихся с правилами
гигиены питания, изучить рН некоторых
напитков, выпускаемых
промышленными способами. Развивать
умения навыка работы с датчиками
цифровой лаборатории и практическое
применение органолептических методов
оценки качества воды. Уроки –
исследования.
Исследовать особенности экологии
выбранного объекта с помощью
маршрутно- площадочного метода. С
помощью электронного измерителя
электропроводности. Исследовать
эдафическую роль лесной породы в
четырех направлениях с помощью
электронного термометра и люксметра.
Выявить экологические приуроченности
и оценивать запасы лекарственного
растения в месте проведения с
помощью цифрового микроскопа.
Исследование «Определение основных
факторов, влияющих на прогреваемость
муравейника с помощью электронного
измерителя температуры»
Методологические и методические
особенности организации учебноисследовательской деятельности.

проектная
деятельность

Итого

Использование образовательной
исследовательской технологии как
средство обеспечения непрерывного
самообразования. Выяснить понятие
«творчество» и «производство»
Школьный проект – творческая
деятельность учащихся.

68

36

32

Календарно – тематическое планирование
№
п/п

Тема занятия

Количе
ство
часов

1

Введение. Вводный
инструктаж по ТБ
при проведении
лабораторных
работ

1

2-3

Состав и
использование
цифровой
лаборатории
«Научные
развлечения» в
базовой
комплектации

2

4

Пробоотбор и
пробоподготовка в
исследовательской
работе

1

Использование
оборудования центра
естественно – научной
направленности «Точка
роста»

Электронный измеритель
температуры
Электронный измеритель
электропроводности
Электронный измеритель
освещенности(люксметр)
Электронный измеритель
кислотности (рН –метр)
Электронный измеритель
относительной влажности
воздуха
Электронные весы
Микроскоп.
Стереомикроскоп и
окулярная камера
Электронный измеритель
температуры
Электронный измеритель
электропроводности
Электронный измеритель
освещенности(люксметр)
Электронный измеритель
кислотности (рН –метр)
Электронный измеритель
относительной влажности
воздуха
Электронные весы

Дата
план

Дата
факт

Примеча
ние

5

Программное
обеспечение,
используемое для
работы цифровой
лаборатории
Практические
работы

1

Микроскоп.
Стереомикроскоп и
окулярная камера
Программа «Практикум» на
нетбуке

Ботаника
6

7-8

9-10

11

1214

1517

Практическая
работа №1
«Устройство
светового
микроскопа и
овладение работы с
ним»
Практическая
работа №2
«Изучение
строения клетки
кожицы лука»
Зоология

1

Световой микроскоп
«Левенгук», нетбук Intel
«Аквариум»

2

Световой микроскоп
«Левенгук», нетбук Intel
«Аквариум

Практическая
работа №3
«Сравнение
животной и
растительной
клетки. Ткани
многоклеточных
животных»
Практическая
работа №4
«Изучение
строения и
передвижения
инфузории –
туфельки»
Практическая
работа №5
«Изучение
многообразия
простейших»
Практическая
работа №6».
Изучение внешнего
строения
насекомых»

2

Световой микроскоп
«Левенгук», нетбук Intel
«Аквариум

1

Световой микроскоп
«Левенгук», нетбук Intel
«Аквариум

3

Световой микроскоп
«Левенгук», нетбук Intel
«Аквариум, окулярная
камера

3

Световой микроскоп
«Левенгук», нетбук Intel
«Аквариум, окулярная
камера

1819

2022

2325

2628

2932

33 36

3741

Анатомия и
физиология
человека
Практическая
работа №7
«Строение и
функции
эритроцитов.
Взаимосвязь
кровеносной и
дыхательной
системы органов»
Практическая
работа №8
«Гигиеническая
оценка питьевой
воды»

2

Световой микроскоп
«Левенгук», нетбук Intel
«Аквариум, окулярная
камера
Набор фиксированных
микропрепаратов

3

Световой микроскоп
«Левенгук», нетбук Intel
«Аквариум, окулярная
камера,элетронный
измеритель рН,
электронный измеритель
теплопроводности
Световой микроскоп
«Левенгук», нетбук Intel
«Аквариум, окулярная
камера,элетронный
измеритель рН

Практическая
работа №9
(исследовательский
урок)
«Гигиена питания.
Изучение рН
некоторых
популярных
напитков».
Практическая
работа №10
(исследовательский
урок) «Изучение
некоторых свойств
слюны и
желудочного сока»
Экология

3

3

Световой микроскоп
«Левенгук», нетбук Intel
«Аквариум, окулярная
камера, электронный
измеритель рН,
Пробирки или мерные
стаканы

Исследовательская
работа №1.» Среда
обитания растений.
Абиотические
факторы среды»
Исследовательская
работа
№2.»Эдафическакя
роль определенной
лесной породы»
Исследовательская
работа №3.»Оценка
запасов
выбранного вида

4

Электронный измеритель
электропроводности

4

Электронный измеритель
температуры
Электронный измеритель
освещенности(люксметр)

5

Электронный измеритель
электропроводности
Электронный измеритель
кислотности (рН –метр)

4246

4750

51

5253
5455

56

5758

5960
6163
6468

лекарственного
растения»
Исследовательская
работа №4
«Влияние
освещенности на
сопряженный рост
побегов выбранной
древесной породы
и исследуемого
вида лишайника»
Исследовательская
работа №5».
Исследование
прогреваемости
муравейника
Исследовательска
я и проектная
деятельность
школьников
Образовательная
исследовательская
технология
Реферат, проект,
исследование
Соотношение
научного и
учебного
исследований
Взаимосвязь
проекта и
исследования
Требования к
выполнению.
учебноисследовательских
работ
Как оформить
результаты
исследования
Подготовка к
отчетной
конференции
Отчетная
конференция

5

Электронный измеритель
температуры
Электронный измеритель
электропроводности
Электронный измеритель
освещенности(люксметр)

4

Электронный измеритель
температуры

1

2
2

1

2

2

3

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».